СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сказочная птица (1 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сказочная птица (1 класс)»

Тема: Сказочная птица (1 класс)



















Тип урока: смешанный (комбинированный).

Цель: рисование на бумаге объектов природы (птиц) и их украшение.

Планируемые результаты:

1. Предметные: наблюдать и анализировать природные формы; овладевать художественными приемами работы с красками; придумывать, как украшать простые заданные формы, изображая различных птиц на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

2. Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различать объекты и явления ре­альной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу.

3. Личностные: осваивание социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; демонстрирую наблюдательность во время работы.

Оборудование: карточки с изображением птиц, книги, предметный рисунок, примеры узоров.

Музыкальный ряд: «Пение птиц».

Литературный ряд: загадки, стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться.

II. Актуализация знаний

Учитель. Помните, с каким новым разделом вы познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы с вами продолжим работу трёх Мастеров. Кто назовёт, что это за мастера?

Дети. Мастер Украшения, Мастер Изображения, Мастер Постройки.

Учитель. С чем они нам помогают?

Дети предполагают.

Учитель. Работая вместе, эти мастера помогут нам сегодня на уроке. Каждый из них неразрывно связан друг с другом, и, если кого-то одного не будет – работа окажется не завершена. Поэтому, я предлагаю вам, сегодня упорно трудиться и показать, как вы можете выразить Мастеров в своих работах.

Учитель. Ребята, внимательно послушайте загадку.

Учитель. Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут, звеня,

Ветер теплый - это значит

Что уже пришла…

Дети. Весна!

Учитель задает наводящие вопросы:

Какая картина у вас возникает после прослушивания загадки?

По каким признакам вы смогли отгадать загадку?

А почему это (тают снег, сосульки, ручейки бегут) происходит весной?

Дети отвечают на вопросы.

III. Постановка темы, цели урока

Учитель. В народе говорили так:

Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают!

Учитель. Кто может мне сказать, что птицы делают весной? Откуда они возвращаются к нам?

Дети поднимают руки. Из теплых мест.

Учитель. Верно! Они проводят зиму в теплых городах, странах.

Учитель. А как называют таких птиц?

Дети поднимают руки. Перелётными.

Учитель. Кто сможет привести примеры перелётных птиц?

Дети затрудняются в ответе.

Учитель. А для того чтобы узнать, какие птицы прилетают к нам после зимовки в тёплых странах и городах – отгадайте загадки. Если знаете ответ, подайте знак (дети поднимают руки).

Учитель. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежнее?

Кто же это? …

Дети. Соловей.

Учитель. Он в черной одежде,

Но все-таки врач,

Спасает поля

От вредителей…

Дети. Грач.

Учитель. Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут …

Дети. Кукушки.

Учитель. Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют?

Дети. Жаворонок.

Учитель. В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали…

Кто, скажите?

Дети. Журавли.

Учитель. Вы знаете, так много перелетных птиц. Умницы!

Учитель. Хоть видов птиц существует невероятное множество, голова, глаза, туловище у всех птиц примерно одинаковой формы. Голова имеет форму шарика, туловище – овальное, клюв длинным, коротким или же широким, узким. Шея бывает длинная, короткая, широкая, узкая. Ноги длинные или короткие. Оперение и окраска птиц очень разнообразны; в качестве украшений некоторые птицы имеют гребешки, хохолки. Кто может мне привести пример птиц с подобным украшением?

Дети поднимают руки. Свиристель, жаворонок.

Учитель. Мы сейчас с вами вспоминали различных птиц, говорили о весне. Как вы думаете, кого сегодня мы будем рисовать на уроке?

Дети. Птиц.

Учитель. Но мы будем рисовать не простых птиц. Давайте вместе разбираться, и я вам в этом помогу.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель. Весна – время волшебное и сказочное. В этот период все пробуждается: оживают цветы, просыпаются животные, радуется человек.

Учитель. Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

- А ну, вставай, медведь! –

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Учитель задает вопросы по стихотворению. Дети отвечают.

Какое настроение стихотворение вызывает?

Какие признаки весны вы заметили?

Постараемся передать такое же настроение в своих рисунках.

Учитель. Ребята, раз весна – время сказочное, то каких птиц нам следует нарисовать?

Дети. Сказочных.

Учитель. Значит тема нашего урока – это…Какая, ребята? Я, наверное, забыла...

Дети. «Сказочная птица».

Учитель. Точно! Я вспомнила. Спасибо большое. Молодцы!

Учитель. Издревле в сказках разных народов мира присутствовал образ птицы. Он может быть растерянный, добрый, мудрый, веселый или же грозный, злой. Но, чаще всего, образ птицы нес все же с собой людям радость, счастье, веру, удачу, любовь. А вы можете вспомнить сказки или мультфильмы, в которых есть образ птицы?

Дети вспоминают сказки и мультфильмы («Серая шейка», «Лиса и Журавль», «Айболит и воробей»).

V. Первичное закрепление

Учитель. Ребята! Давайте посмотрим, как же художники изображают сказочных птиц в наших сказках. Возьмите книги на ваших столах.

Дети открывают книги, смотрят картинки.

Учитель. А вот как их изображали другие художники.

Учитель раздает карточки.

Дети рассматривают карточки с изображением сказочных птиц.

Учитель. Посмотрите внимательно и ответьте, какие цвета художники использовали в своих работах, когда изображали сказочных птиц?

Дети отвечают.

Учитель задает вопросы по карточкам. Дети отвечают.

Формы хвоста и крыльев отличаются от оперения птиц, которых мы обычно видим? Чем?

Какая голова у птиц? Чем она украшена?

Какие украшения на перьях у птицы?

Какие Братья-Мастера нам могут помочь нарисовать и украсить птицу?

Учитель. Я вижу, вы уже немного устали. Давайте отдохнем!

Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал?

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

Учитель выходит к доске и показывает алгоритм рисования «сказочной птицы».

Учитель. 1. Намечаем линию, на которой располагаем голову-круг и туловище-овал. 2. Прорисовываем шею плавными линиями. 3.Рисуем лапы птицы, клюв. 4. Прорисовываем крылья и хвост. Придать птице сказочность поможет необычные формы крыльев или хвоста. 5. Украшаем птицу. Для этого вы можете использовать не только узоры, но и цвет. Голову птицы вы можете украсить хохолком или короной. Не забываем про обстановку вокруг. Чтобы рисунок обладал полнотой — необходимо показать, где находится птица. Может, она живёт в золотой клетке дворца, или парит высоко в небе, или плавает в воде, или же отдыхает под деревом.

Учитель. Чтобы сделать вашу птицу более волшебной, можно использовать разные узоры. Посмотрите на доску. Вы можете выбрать из тех, которые изображены здесь.

         VI. Самостоятельная творческая деятельность (с музыкальным сопровождением)

Учитель. Ребята, чтобы передать положительный образ вашей птицы, показать, что она добрая – поможет правильный выбор цвета. Не зря художники изображали сказочных птиц яркими оттенками. Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде. Необходимо правильно расположить лист, составить композицию. Вспомните, от чего зависит расположение листа - горизонтально и вертикально.

Учитель. Ребята, напомните мне правила работы с красками?

Дети. Работу выполнять за столом. При работе с красками надо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, одежду, стол, за которым работаешь. Правильно держать кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу. Не сжимать кисть сильно. Лишнюю краску с кисти снимать о край баночки, а не руками. Вытирать кисть о тряпочку легким прикосновением. По окончании работы промыть кисть в воде.

Учитель. А что нельзя делать?

Дети. Брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой. 

Учитель. Молодцы! Можете приступать к работе.

Во время работы учитель контролирует деятельность детей, при необходимости помогает, подсказывает, корректирует, предотвращает появление ошибок в работе.

Во время работы (когда дети закончили рисунок карандашом) учитель проводит еще одну физкультминутку.

Физкультминутка для глаз

Птичка полетела вверх.

Птичка улетела вправо.

Птичка улетела влево

И спряталась на полу.

VII. Подведение итогов урока

Выставка работ обучающихся

Учитель. А сейчас к доске выйдут ученики, которые уже успели прорисовать свою сказочную птицу.

Анализ работ обучающихся

Учитель анализирует работы обучающихся (хвалит, делает замечания, корректирует, дает советы).

Учитель. Пропорции птицы прорисованы верно, соблюдена композиция рисунка. Яркие узоры, необычные крылья и хвост выглядят сказочно и красиво. У тебя получилась необычная и сказочная птица, однако пропорции рисунка соблюдены не точно. Красивый рисунок, соблюдены правила оформления и композиции, но у твоей птицы отсутствует необычное оперение.

VIII. Рефлексия деятельности

Учитель подходит к стенду, где висят плакаты с предложениями:

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Я узнал…

Я вспомнил…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я справился…

Дети анализируют и оценивают собственную деятельность.

Учитель. Прозвени-ка, ты, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть скорее надо.

IX. Уборка рабочих мест.

Учитель. Ребята, урок подходит к концу. Уберите, пожалуйста, свои рабочие места. Спасибо! Можете быть свободны.