СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Бюджет семьи

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что необходимо для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи? (выбрать эффективные средства для удовлетворения потребностей, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени).

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Бюджет семьи»

Конспект урока

МБОУ «Вишенская СШ» Белогорского района Республики Крым

ФИО учителя: Бекташева Э.И.

Предмет: Технология

Урок № 22

Тема урока: Бюджет семьи

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

предметные – сформированность представлений о способах выявления потребностей семьи, овладение навыками исследования потребительских свойств товара; понятий о технологии построения семейного бюджета; получение навыков исследования составляющих бюджета своей семьи.

метапредметные – формирование универсальных учебных действий: умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

личностные – сформированность мотивации обучающихся к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; воспитание экономического мировоззрения, самостоятельности, чувства товарищества, формирование бережливости и экономии.

Оборудование: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Технология 8 класс, Н.В. Мятяш, В.Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф; проектор; презентация; материалы для практической работы, таблицы для раздачи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка явки и готовности обучающихся к уроку.

2.Актуализация знаний обучающихся.

1.Что такое семья? (Семья - это важнейший источник социального и экономического развития общества)

2.Какие функции выполняет семья? (Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую)

3.Вся наша деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности? (Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные).

3. Определение темы и цели урока.

Что необходимо для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи? (выбрать эффективные средства для удовлетворения потребностей, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени).

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Бюджет семьи», изучим его структуру, принципы его планирования и определим вашу роль в увеличении доходной части бюджета (Слайд 1).

4.Изложение программного материала.

1. Бюджет семьи - структура всех её доходов за определённый период времени (месяц или год) (Слайд 2).

1.Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?

(Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, организации, отдельного лица за выполненную работу, услугу) (Слайд 3).

Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.

2. А теперь подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами?

(На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т. д).

Таким образом, расходы – это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий или оплату услуг (Слайд 4).

Давайте представим бюджет семьи как весы (Слайд 5) . На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые поступили, а на другой чаше будем ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Если обе чаши будут в равновесии, то расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный.

Если же расходы перетянули чашу, то бюджет имеет дефицит.

- Что произошло? (Потратили больше денег, чем заработали, пришлось брать в долг).

А вот если перетянет чаша с доходами, тогда бюджет будет называться избыточным.

- Что это означает? (Значит, потратили меньше денег, чем заработали).

Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет.

Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные (Слайд 6).

1.Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, оплата услуг страховых компаний, проездной билет и т.д.).

2.Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

а) Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования; верхняя одежда; бытовая техника, материалы на ремонт и т. д).

б) Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (закупка семян и удобрений, заготовка ягод и овощей и т. д).

в) Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т. д.).

2. Коммунальные платежи.

- плата за газ, воду, отопление, радио, телефон, Интернет.

Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчетным книжкам или квитанциям оплаты, через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.

3. Планирование расходов семьи.

Значительную часть расходной статьи бюджета (40 %) составляют расходы на питание.

Они зависят от принятого режима питания.


5. Физминутка. Гимнастика для глаз.




6. Закрепление нового материала.

Деловая игра «Расходы и доходы».

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа – это «семья».

1 задание (Слайд 7). Обсудите в группе вопросы, подготовьте ответ.

Вопросы:

1.Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно?

2.Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них?

3.Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?

Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. После ответа каждой группы необходимо провести обсуждение, сделать вывод.

2 задание (Слайд 8) Заполните таблицу

Ученики в группах должны распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть «бабушки», но есть двое детей.

После этого ученики выполняют задание:

1.Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.

2.Перечислите расходы семьи, которые, на ваш взгляд, обязательно будут.

Результаты работы учащиеся заносят в таблицу (Таблицы): (Слайд 9)

Член семьи

Доходы

Расходы

Мама

 

 

Папа

 

 

Бабушка

 

 

Дедушка

 

 

Сын

 

 

Дочь

 

 



3 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.


Член семьи

Доходы (руб.)

Мама

 

Папа

 

Бабушка

 

Дедушка

 

Сын

 

Дочь


Итого


Виды расходов

Расходы (руб.)


 


 


 


 


 


 

Итого

 


После выполнения задания учащимся предлагается разрезать таблицу пополам (доходы - расходы) и поменяться расходами с другими семьями.


4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации (Слайд 10).

Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.


7 .Подведение итогов урока (Слайд 11), выставление оценок.

1.Что такое бюджет семьи? Назовите виды бюджета.

2.Что такое расход и доход?

3. Какие бывают платежи?



8. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было особенно интересным и познавательным?

- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?


9.Домашнее задание:

Подготовить сообщение на одну из тем: «Способы экономии средств в семье», «Бюджет семьи».