Конспект урока
МБОУ «Вишенская СШ» Белогорского района Республики Крым
ФИО учителя: Бекташева Э.И.
Предмет: Технология
Урок № 22
Тема урока: Бюджет семьи
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
предметные – сформированность представлений о способах выявления потребностей семьи, овладение навыками исследования потребительских свойств товара; понятий о технологии построения семейного бюджета; получение навыков исследования составляющих бюджета своей семьи.
метапредметные – формирование универсальных учебных действий: умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.
личностные – сформированность мотивации обучающихся к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; воспитание экономического мировоззрения, самостоятельности, чувства товарищества, формирование бережливости и экономии.
Оборудование: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Технология 8 класс, Н.В. Мятяш, В.Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф; проектор; презентация; материалы для практической работы, таблицы для раздачи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка явки и готовности обучающихся к уроку.
2.Актуализация знаний обучающихся.
1.Что такое семья? (Семья - это важнейший источник социального и экономического развития общества)
2.Какие функции выполняет семья? (Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую)
3.Вся наша деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности? (Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные).
3. Определение темы и цели урока.
Что необходимо для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи? (выбрать эффективные средства для удовлетворения потребностей, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени).
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Бюджет семьи», изучим его структуру, принципы его планирования и определим вашу роль в увеличении доходной части бюджета (Слайд 1).
4.Изложение программного материала.
1. Бюджет семьи - структура всех её доходов за определённый период времени (месяц или год) (Слайд 2).
1.Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?
(Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, организации, отдельного лица за выполненную работу, услугу) (Слайд 3).
Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.
2. А теперь подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами?
(На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т. д).
Таким образом, расходы – это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий или оплату услуг (Слайд 4).
Давайте представим бюджет семьи как весы (Слайд 5) . На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые поступили, а на другой чаше будем ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Если обе чаши будут в равновесии, то расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный.
Если же расходы перетянули чашу, то бюджет имеет дефицит.
- Что произошло? (Потратили больше денег, чем заработали, пришлось брать в долг).
А вот если перетянет чаша с доходами, тогда бюджет будет называться избыточным.
- Что это означает? (Значит, потратили меньше денег, чем заработали).
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет.
Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные (Слайд 6).
1.Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, оплата услуг страховых компаний, проездной билет и т.д.).
2.Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
а) Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования; верхняя одежда; бытовая техника, материалы на ремонт и т. д).
б) Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (закупка семян и удобрений, заготовка ягод и овощей и т. д).
в) Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т. д.).
2. Коммунальные платежи.
- плата за газ, воду, отопление, радио, телефон, Интернет.
Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчетным книжкам или квитанциям оплаты, через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.
3. Планирование расходов семьи.
Значительную часть расходной статьи бюджета (40 %) составляют расходы на питание.
Они зависят от принятого режима питания.
5. Физминутка. Гимнастика для глаз.

6. Закрепление нового материала.
Деловая игра «Расходы и доходы».
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа – это «семья».
1 задание (Слайд 7). Обсудите в группе вопросы, подготовьте ответ.
Вопросы:
1.Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно?
2.Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них?
3.Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?
Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. После ответа каждой группы необходимо провести обсуждение, сделать вывод.
2 задание (Слайд 8) Заполните таблицу
Ученики в группах должны распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть «бабушки», но есть двое детей.
После этого ученики выполняют задание:
1.Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.
2.Перечислите расходы семьи, которые, на ваш взгляд, обязательно будут.
Результаты работы учащиеся заносят в таблицу (Таблицы): (Слайд 9)
Член семьи | Доходы | Расходы |
Мама | | |
Папа | | |
Бабушка | | |
Дедушка | | |
Сын | | |
Дочь | | |
3 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.
Член семьи | Доходы (руб.) |
Мама | |
Папа | |
Бабушка | |
Дедушка | |
Сын | |
Дочь | |
Итого | |
Виды расходов | Расходы (руб.) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Итого | |
После выполнения задания учащимся предлагается разрезать таблицу пополам (доходы - расходы) и поменяться расходами с другими семьями.
4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации (Слайд 10).
Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.
7 .Подведение итогов урока (Слайд 11), выставление оценок.
1.Что такое бюджет семьи? Назовите виды бюджета.
2.Что такое расход и доход?
3. Какие бывают платежи?
8. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
9.Домашнее задание:
Подготовить сообщение на одну из тем: «Способы экономии средств в семье», «Бюджет семьи».