Тема урока: «Неопределённая форма глагола»
Цели урока: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.
Задачи урока:
1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, учебник «Русский язык.4 класс»
Тип урока: урок получения новых знаний.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое, будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.
- На уроке учимся быть внимательными, сообразительными, активными.
Работаем быстро, пишем красиво.
Девятое марта.
Классная работа.
2.Актуализация знаний
На доске предложение:
Молодые листочки березы трепещут и переливаются на_ весеннем солнце.
- Прочитайте запись. Что это? (Предложение.)
-Докажите. (Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)
- Дайте характеристику этому предложению.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)
-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.
(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)
-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.
САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.
(Способы: самооценка и самопроверка.)
-Проверьте записанное предложение, оцените работу.
(Учащиеся выставляют на полях значок:
! – очень доволен своей работой, все получилось хорошо.
+ - доволен, но не всё получилось.
- - не доволен, еще не получилось.)
-Подчеркните грамматическую основу в предложении.
-Проверяем с объяснением.
-Какой частью речи является сказуемое?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжаем работать над темой «Глагол».
Повторим всё, что о нем знаем.
И, конечно, узнаем новое.
«Что мы знаем о глаголе» ( Игровой прием)
Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)
Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.
На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ
(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)
Вопросы на доске:
- Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется глагол?
- Какие времена имеет глагол?
-Как определить время глагола?
- Что знаем о глаголе прошедшего времени?
-Каким членом в предложении является глагол?
-С какими частями речи связан глагол?
Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.
4. Работа над новой темой.
Постановка проблемы.
( Коллективная форма работы, проблемный метод)
(На доске стихотворение)
«Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
И он не станет говорить.
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать».
-Прочитайте стихотворение.
-О ком так говорят?
- Прочитайте подчеркнутые глаголы.
-На какие вопросы они отвечают?
-Определите время и число? Можно?
ВЫВОД: встречаются глаголы, у которых не определить время и число.
-Глаголы, у которых не определить время и число, стоят в неопределенной форме.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Упр. 148 (с. 72).
— Прочитайте.
— Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы.
— У каких глаголов можно определить время? (У глаголов первой группы.)
— Укажите время глаголов. На какие вопросы они отвечают?
— Что вы можете сказать о глаголах второй группы? (У них нельзя определить время.)
— Как называются такие глаголы? На какие вопросы они отвечают?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. (Работают в парах)
- Прочитайте правило в учебнике с.72.
ПРОВЕРКА.
На доске карточка с надписью ЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ.
НА ДОСКЕ ВОПРОСЫ:
1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
2.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
3. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?
( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
5. Физкультминутка.
Поскачите, попляшите,
Присядьте тихо, посидите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали…
Какую часть речи вы узнали?
(Глагол)
6. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику
Упр. 150 (с. 73).
— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Спишите вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголя в неопр. форме. Выделите в них суффиксы.
— Назовите глаголы в неопределённой форме. Какие суффиксы они имеют?
Упр. 151 (с. 73).
— Прочитайте.

— Посмотрите на слова с пропущенными буквами. Что общего у этих слов? (Это слова из словаря, их написание нужно запомнить.)
— Какое из этих слов можно проверить? (Помочь — помощь.)
— Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как вы будете это делать? (Ставить вопрос.)
— Спишите вставляя пропущенные буквы.
7.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
« Кто самый внимательный»
- Читаю слова, вы записываете глаголы только в неопределенной форме.
Петь, медь, мешать, лошадь, грустить, грусть, ходить, ходит, крыть, косить, косят, принести, лечь.
- Проверьте с доски правильность выполнения задания.
8.Рефлексия.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ .
1 группа
Соедини словосочетание близким по значению глаголом.
Баловать повесить голову
Грустить дать по шапке
Бездельничать класть зубы на полку
Голодать гладить по головке
Прогнать зарубить на носу
Запомнить бить баклуши
2 группа
От имени существительного образовать и записать глагол в неопределённой форме.
Зелень - _________________
Крик - ___________________
Свет – ___________________
Погрузка - _______________
Корм - __________________
Проверка выполненной работы.
9.Подведение итога урока.
( В форме тестового задания «Продолжи мысль»)
1. Начальная форма глагола не указывает на …. (время и число)
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? Что сделать?)
3.Эти глаголы заканчиваются на …… (-ть, -ти, -чь)
САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какой материал мы повторили?
— Кто сегодня справился со всеми заданиями?
— Кому было трудно?
10. Домашнее задание
Упр. 153 (с. 74).
Оценивание учащихся.