СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока ОРКСЭ: "Семья"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 4 Предмет: ОРКСЭ

Тема урока: «Семья»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: узнать о семье, как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к семье.

Задачи:

- освоение знаний о образе семьи, как великой нравственной ценности; - овладение умениями рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта; - развитие толерантности, нравственного долга, ответственности детей перед родителями, представителями старшего поколения.  

Просмотр содержимого документа
«Тема урока ОРКСЭ: "Семья"»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока ОРКСЭ

выполнила студентка 3 «Б» группы
специальность 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Кругликова Виктория Андреевна

Преподаватель: Ярина О.В.







Зерноград

2019г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4
Предмет:
ОРКСЭ

Тема урока: «Семья»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: узнать о семье, как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к семье.

Задачи:

- освоение знаний о образе семьи, как великой нравственной ценности;
- овладение умениями рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта;
- развитие толерантности, нравственного долга, ответственности детей перед родителями, представителями старшего поколения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

  • Л2УУД: понимание необходимости расширения знаний.



РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей

КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения.

формировать у учащихся ценностное отношения к семье, познакомить с представлением о семейных ценностях; познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.




Межпредметные связи: окружающий мир.

Оснащение урока:
Для учащихся:
учебник, тетрадь, пенал.

Для учителя: учебник, технологическая карта, презентация






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

обучения, КРР

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приветствую учащихся. Эмоционально настраиваю на урок.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Андреевна.
- Сегодня я Вас приглашаю стать участниками телепередачи «Почемучка», где мы будем отвечать на вопросы ребят, которые хотят много знать об основах религиозной культуры светской этики.


- Приветствуют учителя.


- Эмоционально настраиваются на урок.

ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.


Формирование готовности восприятия учебного материала.

Стимулирование занимательным содержанием

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

Актуализирую знания за прошлый урок.
- Для начала давайте вспомним, чему была посвящена прошлая телепередача?
- Что такое терпение?


- С чем неразрывно связано терпение?

- Что такое труд?


- Какой бывает труд?


- Я вам предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Вы будете передавать под музыку сундук, когда музыка остановится ваша задача открыть сундук, достать первую часть пословицы, а на доске найти вторую и объяснить смысл.
(1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
2. Кто не работает, тот не ест.
3. Что посеешь, то и пожнёшь.
4. Лучше день подумать, чем целую неделю трудиться в пустую.
5. Терпение и труд всё перетрут.)

- Какие вы молодцы!


- Терпению и труду.

- Терпение – способность терпеть, быть настойчивым, упорным и выдержанным в каком-нибудь деле.
- С трудом
- Труд – разумная и полезная деятельность человека, направленная на достижение определенного результата.
- Свободный, посильный и постоянный, а так же умственный и физический.

- Играют в игру «Собери пословицу»




ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей




КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения.



Повторение


Устный опрос






Игровой метод


3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1Целепологание



3.2. Открытие нового знания.







































































































3.3.Первичное закрепление .



















































































































































Физкультминутка





2.3. Самостоятельная
работа








3.3. Повторение включение в систему знаний.

Организую выход на тему урока.
- Сегодня наша телепередача посвящена очень интересной теме. Но чтобы её узнать послушайте песню.
(Включаю песню «Моя семья»)
- Скажите, о ком пойдёт речь сегодняшней телепередаче?
- Отлично! Как Вы думаете, что мы узнаем?

- Ребята к нам в студию поступил первый вопрос от маши из Ростова – на – Дону. Он звучит так: «Здравствуйте, ребята, я бы очень хотела узнать, что означает слово «семья»?
- Спасибо, Маша за интересный вопрос.
- Подумайте, как вы понимаете значение слова «семья»?
- Отлично. Я вам предлагаю углубить свои знания о обратиться к толковым словарям.
(С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
1. Группа живущих вместе близких родственников.

В. Даль «Толковый словарь»

Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

С. Кузнецова «Современный словарь русского языка»

Группа близких родственников, живущих вместе.)

- Какое из толкований вам понравилось больше и почему?

- Спасибо за ваши мнения. Я вам предлагаю послушать притчу о семье.
(Одна супружеская пара прожила счастливо 50 лет. В день празднования свадебного юбилея жена готовила для мужа завтрак. Она аккуратно нарезала хлеб и смазывала его маслом. И в этот момент ее посетила мысль: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить ему и всегда отдаю хрустящую горбушку хлеба, которую сама очень люблю!» Эти мысли вызвали у нее чувства раздражения и возмущения. Женщина решила сделать себе подарок в честь золотой свадьбы и оставила хлебную горбушку для себя. Ароматный мякиш она намазала маслом и отдала его мужу. Увидев, супруг обрадовался и с улыбкой поцеловал руку любимой женщины. А после сказал: «Моя любовь, ты сегодня доставила мне непередаваемую радость! На протяжении 50 лет я не ом хлебный мякиш. Я знаю, что ты его очень любишь. Поэтому нижнюю часть хлеба я оставлял тебе» )

- Какой вывод мы можем сделать?











- К нам поступил второй вопрос от Димы из Краснодара. Он звучит так: «Привет. Я бы очень хотел узнать о происхождении слова «семья».
- Чтобы ответить на вопрос Димы мы можем воспользоваться интернетом, книгой и другой дополнительной информацией, но я Вам предлагаю послушать корреспондента, который выходит на прямую линию с нами.
- Здравствуй, Марина.
(Аудиозапись корреспондента: «Здравствуйте, ребята. На сегодняшний день о происхождении слова «семья» ученые спорят до сих пор. Существует несколько версий.
1. Итак 7-я – это:

  • я;

  • три поколения вниз (родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки);

  • три поколения вверх (дети, внуки и правнуки).

Всего получается семь поколений.

Еще один вариант, опять же базирующийся на «7-я».

В семье должно быть как минимум семь человек. Считайте:

  1. Ребенок.

  2. Его мама.

  3. Его папа.

  4. Дедушка – папа папы.

  5. Бабушка – мама папы.

  6. Дедушка – папа мамы.

  7. Бабушка – мама мамы.

Не запутались? Итого, семь человек получается.

Но ведь частенько в семьях бывает больше одного ребенка. И тогда эта формула не работает.

Третье мнение.

7-я — это:

  1. Я.

  2. Моя мама.

  3. Мой папа.

  4. Мой брат (сестра).

  5. Моя жена (муж).

  6. Мой сын.

  7. Моя дочь.

Опять же получается семеро.

А что если отойти от числительного 7 и пойти другим путем? Что ж, можно попробовать)

«Семя»

Есть такое популярное мнение, что слово «семья» произошло от слова «семя», имеющего отношение к продолжению рода. А так же к появлению детей, их воспитанию. А ведь это именно то, ради чего и создаются семьи.

Здесь можно провести очень красивую аналогию с растительным миром. Из маленького семечка, упавшего в плодородную землю появляется маленький росток. Потом этот росточек превращается в огромное и сильное дерево, с прочным стволом и многочисленными ветвями.

- Спасибо, Марина. Итак, кто может дать краткий ответ на вопрос Димы из Краснодара?


- А мы движемся дальше. К нам пришло в студию видеообращение от Наташи из Москвы.
(Наташа: «Здравствуйте. Я бы очень хотела узнать что такое родословие и род.)
- Спасибо за вопрос. Чтобы ответить на него нам необходимо открыть учебник на странице 135 и прочитать 3 абзац.
– Что такое родословие?



- Что такое род?


- Чтобы сохранить родословную своей семьи, люди стали создавать Родословное древо.
- Как вы думаете, что должно включать в себя родовое древо?
- Почему для людей важно знать своих предков?
- Издавна на Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Дерево рода и семейные портреты висели на видном месте как предмет гордости за свой род, храни-лись фамильные вещи.

- Ребята, следующий вопрос от Карины из Казани. Он звучит так: «Как появились фамилии?»
- Как вы думаете, как на Руси появились фамилии?
-В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами.

-Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а ещё и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

- Как вы считаете, какие правила морали действовали в родовых союзах?

-О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

- Со временем чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

- Семей было много и их надо было как-то отличать друг от друга. Так возникли фамилии. Фамилии брались из жизни и имели прямое отношение к тому или иному человеку.

- У вас на столах лежат карточки. Ваша задача в паре разобраться и предположить, откуда пошли фамилии.

Сапожников, Петров, Медведев, Ложкарев, Степанов, Курносов, Рыбалкин, Больнов, Фёдоров.


Фамилия

От какого слова произошло

От профессии



От имени отца



От прозвища



-Проверим. Какие фамилии произошли от профессии? Имени отца? Прозвища?

- Я вам предлагаю углубить свои знания и прочитать на странице 137 последний абзац.
- Откуда ещё произошли фамилии?
- Приведите примеры.

- Конечно, фамилия играет большую роль, но ребята, всё-таки поступки, речь человека, носящего фамилию, говорят о нём намного больше.
- Я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физкультминутку. Повторяйте движения за мной.

- В нашей телепередаче есть рубрика «Я сам», где дети самостоятельно отвечают на вопросы по теме нашей программы.
- У вас на столах лежал листочки с вопросами. Ваша задача в течении 3 минут письменно на них ответить.
(1. Что такое семья?
2. Вспомните, что такое родословие и род.
3. Как появились фамилии?)
- Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте и проверьте ответы своего одноклассника с эталоном.


- Ребята, семья – самое важное и самое дорогое, что есть у нас в жизни. Но не всегда мы с Вами понимаем это.

- Скажите, а когда вы слышите слово «сосуд», какие ассоциации у вас возникают?
- Наша душа тоже подобна сосуду. Она является хранилищем. Как Вы думаете, что хранится в нашей душе?

Предлагаю провести эксперимент.

- Правильно, ребята. Мне нужны два добровольца.

- Давайте представим, что в первой ёмкости находится душа наших родителей,

а во второй – душа наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

- На столе лежат кисточки и краски разных цветов. По ходу моего рассказа, девочки будут добавлять разные цвета в нашу ёмкость, если плохие слова и поступки – тёмные цвета. А если хорошие, добрые, то - светлые. Посмотрим, что из этого получится.

- Часто дети начинают себя вести неуважительно к своим родителям, бабушкам и дедушкам не понимая, что они тоже всё чувствуют и переживают. Когда ребёнок повышает голос на родителей, говорит, что их не любит, огрызается, не слушается советов, которые ему дают, думаете, это проходит бесследно?

- А когда бабушкам и дедушкам внуки говорят, что с ними не интересно и они хотят поиграть с телефоном. Когда нужна помощь – находят тысячи причин, чтобы ничего не делать, забывают о бабушках и дедушках, не навещают их.

Как думаете, самые близкие и родные, не переживают по этому поводу?

- Посмотрите на нашу воду, она стала мутной.

Вот, что происходит в душе наших близких.

- И какие бы хорошие слова и поступки в дальнейшем мы не говорили и не совершали, мы никак не сможем превратить воду в первоначальный вид.

- Так и в душе, всегда остаётся осадок.

- Какой мы вывод можем сделать?


- Да ребята, вы совершенно правы. Не забывайте, пройдет время, и вы станете взрослыми. Поверьте, ваши дети будут обходиться с тобой точно так же, как ты сейчас обращаешься со своими родителями.




- О семье

- о происхождение семьи,
семейных ценностях и т.д



Семья - самые близкие люди, готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя жизнь и т.д.


-





- Высказывают своё мнение













- Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности и т.д.






































- Дают краткий ответ.






- Родословие – последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

- Род – ряд поколений, происходящих от одного предка



- Предков и потомков.

- Высказывают своё мнение.







- Предполагают.

- Слушают учителя





- Дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность.











Работа с таблицей.






- Проверяют




- От названия церквей.
- Рождественский, Успенский



- Выполняют физкультминутку

- Выполняют самостоятельную работу.

- Проверка по эталону.


- Посуда, посудина, всякая емкая вещь, изделие для держания, хранения чего-либо.

- Мысли, переживания, чувства, эмоции, увлечения, желания, события.
- Выходят два добровольца.



- Слушают задание.




Проводят эксперимент.












- Нужно заботиться, уважать старших, помогать им.







ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.



РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.











КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения.











  • Л2УУД: понимание необходимости расширения знаний.








































КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения.






  • Л2УУД: понимание необходимости расширения знаний.

























РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.














РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.




КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения.





ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей



ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Подводящий диалог




Стимулирование занимательным материалом


Беседа



Работа с книгой










Рассказ








Анализ результатов деятельности















Рассказ

































Стимулирование занимательным содержанием


Работа с книгой



Беседа













Рассказ



















Работа в парах



Работа с таблицей










Физкультминутка



Самостоятельная работа


Проверка по эталону





Социально значимая проба












Пример

















Анализ результатов деятельности











3. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Наша телепередача подходит к концу.
- Ребята, кто знает, когда в России празднуют ДЕНЬ СЕМЬИ?
- Что стало символом праздника?
. И я предлагаю нам создать «Ромашку Обещаний». У каждого на паре лежат белые лепестки. Возьмите и напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким, что бы вы хотели исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни.
Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
- А на обратной стороне лепестка нарисуйте тот смайл, который символизирует вас на уроке
Радостный – все понял
Нейтральный – были затруднения
Грустный – ничего не понял

- Вот такая чудесная ромашка у нас получилась. Я желаю, чтобы наша «Ромашка Обещаний» со временем стала «Ромашкой выполненных Обещаний».

А закончить нашу телепередачу мне бы хотелось обращением к вам:

«Прислушивайтесь ко взрослым, они опытнее нас и уважайте старость – она мудрее нас. Растите добрыми, чуткими людьми, умеющие разделить и горе и радость близких вам людей.»
- Спасибо, мне приятно было с вами общаться!
До свидания!


- 8 июля

- Ромашка


ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.


ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей





Самооценка










Анализ результатов деятельности