3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3.1Целепологание 3.2. Открытие нового знания.
3.3.Первичное закрепление .
Физкультминутка
2.3. Самостоятельная работа
3.3. Повторение включение в систему знаний. | Организую выход на тему урока. - Сегодня наша телепередача посвящена очень интересной теме. Но чтобы её узнать послушайте песню. (Включаю песню «Моя семья») - Скажите, о ком пойдёт речь сегодняшней телепередаче? - Отлично! Как Вы думаете, что мы узнаем? - Ребята к нам в студию поступил первый вопрос от маши из Ростова – на – Дону. Он звучит так: «Здравствуйте, ребята, я бы очень хотела узнать, что означает слово «семья»? - Спасибо, Маша за интересный вопрос. - Подумайте, как вы понимаете значение слова «семья»? - Отлично. Я вам предлагаю углубить свои знания о обратиться к толковым словарям. (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» 1. Группа живущих вместе близких родственников. В. Даль «Толковый словарь» Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. С. Кузнецова «Современный словарь русского языка» Группа близких родственников, живущих вместе.) - Какое из толкований вам понравилось больше и почему? - Спасибо за ваши мнения. Я вам предлагаю послушать притчу о семье. (Одна супружеская пара прожила счастливо 50 лет. В день празднования свадебного юбилея жена готовила для мужа завтрак. Она аккуратно нарезала хлеб и смазывала его маслом. И в этот момент ее посетила мысль: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить ему и всегда отдаю хрустящую горбушку хлеба, которую сама очень люблю!» Эти мысли вызвали у нее чувства раздражения и возмущения. Женщина решила сделать себе подарок в честь золотой свадьбы и оставила хлебную горбушку для себя. Ароматный мякиш она намазала маслом и отдала его мужу. Увидев, супруг обрадовался и с улыбкой поцеловал руку любимой женщины. А после сказал: «Моя любовь, ты сегодня доставила мне непередаваемую радость! На протяжении 50 лет я не ом хлебный мякиш. Я знаю, что ты его очень любишь. Поэтому нижнюю часть хлеба я оставлял тебе» ) - Какой вывод мы можем сделать?
- К нам поступил второй вопрос от Димы из Краснодара. Он звучит так: «Привет. Я бы очень хотел узнать о происхождении слова «семья». - Чтобы ответить на вопрос Димы мы можем воспользоваться интернетом, книгой и другой дополнительной информацией, но я Вам предлагаю послушать корреспондента, который выходит на прямую линию с нами. - Здравствуй, Марина. (Аудиозапись корреспондента: «Здравствуйте, ребята. На сегодняшний день о происхождении слова «семья» ученые спорят до сих пор. Существует несколько версий. 1. Итак 7-я – это: я; три поколения вниз (родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки); три поколения вверх (дети, внуки и правнуки).  Всего получается семь поколений. Еще один вариант, опять же базирующийся на «7-я». В семье должно быть как минимум семь человек. Считайте: Ребенок. Его мама. Его папа. Дедушка – папа папы. Бабушка – мама папы. Дедушка – папа мамы. Бабушка – мама мамы. Не запутались? Итого, семь человек получается. Но ведь частенько в семьях бывает больше одного ребенка. И тогда эта формула не работает. Третье мнение. 7-я — это: Я. Моя мама. Мой папа. Мой брат (сестра). Моя жена (муж). Мой сын. Моя дочь. Опять же получается семеро. А что если отойти от числительного 7 и пойти другим путем? Что ж, можно попробовать) «Семя» Есть такое популярное мнение, что слово «семья» произошло от слова «семя», имеющего отношение к продолжению рода. А так же к появлению детей, их воспитанию. А ведь это именно то, ради чего и создаются семьи. Здесь можно провести очень красивую аналогию с растительным миром. Из маленького семечка, упавшего в плодородную землю появляется маленький росток. Потом этот росточек превращается в огромное и сильное дерево, с прочным стволом и многочисленными ветвями.
- Спасибо, Марина. Итак, кто может дать краткий ответ на вопрос Димы из Краснодара? - А мы движемся дальше. К нам пришло в студию видеообращение от Наташи из Москвы. (Наташа: «Здравствуйте. Я бы очень хотела узнать что такое родословие и род.) - Спасибо за вопрос. Чтобы ответить на него нам необходимо открыть учебник на странице 135 и прочитать 3 абзац. – Что такое родословие? - Что такое род? - Чтобы сохранить родословную своей семьи, люди стали создавать Родословное древо. - Как вы думаете, что должно включать в себя родовое древо? - Почему для людей важно знать своих предков? - Издавна на Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Дерево рода и семейные портреты висели на видном месте как предмет гордости за свой род, храни-лись фамильные вещи. - Ребята, следующий вопрос от Карины из Казани. Он звучит так: «Как появились фамилии?» - Как вы думаете, как на Руси появились фамилии? -В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. -Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а ещё и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. - Как вы считаете, какие правила морали действовали в родовых союзах? -О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра. - Со временем чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких. - Семей было много и их надо было как-то отличать друг от друга. Так возникли фамилии. Фамилии брались из жизни и имели прямое отношение к тому или иному человеку.
- У вас на столах лежат карточки. Ваша задача в паре разобраться и предположить, откуда пошли фамилии. Сапожников, Петров, Медведев, Ложкарев, Степанов, Курносов, Рыбалкин, Больнов, Фёдоров. | Фамилия | От какого слова произошло | От профессии | | | От имени отца | | | От прозвища | | | -Проверим. Какие фамилии произошли от профессии? Имени отца? Прозвища?
- Я вам предлагаю углубить свои знания и прочитать на странице 137 последний абзац. - Откуда ещё произошли фамилии? - Приведите примеры. - Конечно, фамилия играет большую роль, но ребята, всё-таки поступки, речь человека, носящего фамилию, говорят о нём намного больше. - Я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физкультминутку. Повторяйте движения за мной. - В нашей телепередаче есть рубрика «Я сам», где дети самостоятельно отвечают на вопросы по теме нашей программы. - У вас на столах лежал листочки с вопросами. Ваша задача в течении 3 минут письменно на них ответить. (1. Что такое семья? 2. Вспомните, что такое родословие и род. 3. Как появились фамилии?) - Поменяйтесь листочками со своим соседом по парте и проверьте ответы своего одноклассника с эталоном.
- Ребята, семья – самое важное и самое дорогое, что есть у нас в жизни. Но не всегда мы с Вами понимаем это. - Скажите, а когда вы слышите слово «сосуд», какие ассоциации у вас возникают? - Наша душа тоже подобна сосуду. Она является хранилищем. Как Вы думаете, что хранится в нашей душе? Предлагаю провести эксперимент. - Правильно, ребята. Мне нужны два добровольца. - Давайте представим, что в первой ёмкости находится душа наших родителей, а во второй – душа наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. - На столе лежат кисточки и краски разных цветов. По ходу моего рассказа, девочки будут добавлять разные цвета в нашу ёмкость, если плохие слова и поступки – тёмные цвета. А если хорошие, добрые, то - светлые. Посмотрим, что из этого получится. - Часто дети начинают себя вести неуважительно к своим родителям, бабушкам и дедушкам не понимая, что они тоже всё чувствуют и переживают. Когда ребёнок повышает голос на родителей, говорит, что их не любит, огрызается, не слушается советов, которые ему дают, думаете, это проходит бесследно? - А когда бабушкам и дедушкам внуки говорят, что с ними не интересно и они хотят поиграть с телефоном. Когда нужна помощь – находят тысячи причин, чтобы ничего не делать, забывают о бабушках и дедушках, не навещают их. Как думаете, самые близкие и родные, не переживают по этому поводу? - Посмотрите на нашу воду, она стала мутной. Вот, что происходит в душе наших близких. - И какие бы хорошие слова и поступки в дальнейшем мы не говорили и не совершали, мы никак не сможем превратить воду в первоначальный вид. - Так и в душе, всегда остаётся осадок. - Какой мы вывод можем сделать?
- Да ребята, вы совершенно правы. Не забывайте, пройдет время, и вы станете взрослыми. Поверьте, ваши дети будут обходиться с тобой точно так же, как ты сейчас обращаешься со своими родителями. | - О семье - о происхождение семьи, семейных ценностях и т.д Семья - самые близкие люди, готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя жизнь и т.д. - - Высказывают своё мнение
- Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности и т.д. - Дают краткий ответ. - Родословие – последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. - Род – ряд поколений, происходящих от одного предка - Предков и потомков. - Высказывают своё мнение. - Предполагают. - Слушают учителя - Дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность. Работа с таблицей. - Проверяют
- От названия церквей. - Рождественский, Успенский - Выполняют физкультминутку - Выполняют самостоятельную работу. - Проверка по эталону. - Посуда, посудина, всякая емкая вещь, изделие для держания, хранения чего-либо. - Мысли, переживания, чувства, эмоции, увлечения, желания, события. - Выходят два добровольца. - Слушают задание. Проводят эксперимент. - Нужно заботиться, уважать старших, помогать им. | ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения. КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения. РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. РУУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения. ПУУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Подводящий диалог Стимулирование занимательным материалом Беседа Работа с книгой Рассказ
Анализ результатов деятельности Рассказ Стимулирование занимательным содержанием Работа с книгой Беседа Рассказ Работа в парах Работа с таблицей Физкультминутка Самостоятельная работа Проверка по эталону Социально значимая проба Пример Анализ результатов деятельности |