СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Третье склонение имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Третье склонение имён существительных.

Цели:                                                                                                                                 - познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;                    - формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;

- повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;                                                                                                                       -воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Третье склонение имён существительных.»

Тема урока: Третье склонение имён существительных.

Цели: - познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; - формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;

- повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих; -воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез, анализ, сравнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.


Тихонечко сядут девочки, ещё тише мальчики.


Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!


- Запишите сегодняшнее число, классная работа.


  1. Словарная работа.

Карточка

Вставьте попущенные буквы, укажите склонение

•Вокзал, газета,багаж, пейзаж, корабль, пассажир, завтрак, погода, ветер, работа, ученик.

  1. Актуализация знаний.
    1. Игра «Узнай падеж»

Форма какого падежа является начальной? И.п.

Без предлога не употребляются какой падеж? П.п.

Вопрос кому? Д.п.

Предлоги без, для, до, из, у, от. Р.п.

Вспомогательное слово нет Р.п.

Предлоги к, по Д.п.

Сущ. – подлежащее всегда стоит в … И.п.

Вопрос кого? Р.п.

Вопрос что? И.п. В.п.

Предлоги о, об П.п.

2.Игра «Предложение рассыпалось»

- Составьте предложение из словосочетаний

Берёза (какая?) одинокая, росла (где?) на пригорке

- Запишите, соблюдая правила каллиграфии

-подчеркните орфограммы в словах

-разберите предложение по членам предложения

-разберите по составу слово в котором звуков больше, чем букв( одинокая)

IV.Самоопределение к деятельности

- Прочитайте группы слов

Конь дверь

Огонь мелочь

Портфель сирень

Шампунь полынь

-В чем сходство? ( Это сущ. с мягким знаком на конце)

- Чем отличаются слова в столбиках? (1 столбик м.р., 2 столбик ж.р.)

Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей

(Нет коня- нет двери, конем-дверью)

-Что вы можете сказать о склонении этих существительных?

(Они склоняются по-разному, имеют разные окончания)

- К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите.(к 2- му – они м.р., в начальной форме имеют нулевое окончание)

-Выделите окончания у слов второго столбика. (У них нулевое окончание)

- Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? (Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием)

-Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

Сформулируйте тему и задачи урока. (Познакомиться с особенностями имен существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные)

Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока.

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.


VI. Физминутка.

Игра «Доскажи словечко»:

  • Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – присели; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – прыжок.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) хлопок


На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох) два притопа


3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж) два притопа

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь) присесть

5. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха) хлопок


6. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь) присесть


  1. Закрепление изученного материала.

Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

  1. Рефлексия

Работа по карточкам в группах.

- Выделите из предложенных признаки имён существительных 3 склонения. Приведите пример.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания -а -я

Жеский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

(Проверка. Работы вывешиваются на доску)

- Оцените свою работу на уроке.

IХ. Подведение итогов урока

-С признаками каких имён существительных вы познакомились сегодня на уроке?

- Какие имена существительные относятся к 3 скл.?

- Как определить склонение имён существительных в косвенной форме?



















Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник,.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник.

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение.

В_кзал, г_зета, б_гаж, п_йзаж, к_рабль, п_ _ _ажир, завтр_к, п_года, вет_р, р_бота, уч_ник, п_йзаж.