СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Упорядочивание объектов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Упорядочивание объектов»»

Тема урока: «Упорядочивание объектов»

 

Цель урока: формирование представления об упорядочивании объектов в порядке убывания и возрастания заданного параметра.

Задачи:

  • образовательная: научить детей упорядочивать объекты;

  • развивающая: развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, внимание, память;

  • воспитательная: воспитывать вежливость, чувство товарищества, взаимопомощь, самоконтроль.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: динамическая иллюстрация С. Вохринцевой к сказке «Репка», мяч, кукла Буратино, карточки с цифрами от 0 до 10, наборное полотно, вырезанные из цветного картона варежки разных размеров, листы с матрёшками, учебник, письменные принадлежности.

Ожидаемый результат: каждый ученик должен:

  • Иметь представление о том, как располагать объекты в порядке возрастания или убывания заданного параметра;

  • Уметь находить отличительные признаки предметов, по которым можно располагать объекты в определенном порядке, располагать предметы в порядке возрастания или убывания заданного параметра.



Ход урока



  1. Организационный момент

Учитель. -Говорят, что улыбкой можно лечить. Давайте улыбнемся друг другу и подарим свои улыбки нашим гостям. Будем надеяться, что у всех сегодня будет хорошее настроение.

Улыбнись – и все получится!

Рано утром солнце встало,

И лучи свои послало.

Красиво сели девочки,

Тихо сели мальчики.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель

-Дети, помогите мне отгадать загадку

Круглая, да не мяч,

Жёлтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышка.

Дети - Репа.

Учитель

-Верно, это репа - сладкий, вкусный и полезный овощ.

- А в какой русской народной сказке репа выросла большая-пребольшая и её было трудно вытянуть из земли?

Дети

-В сказке «Репка».

Демонстрация динамической иллюстрации к сказке «Репка».

Учитель

- Вот какая выросла репка большая, пребольшая.

- Кто первым стал репку тянуть?

Тянул, тянул, да не вытянул?

Дети

–Дед.

В прорезь динамической иллюстрации устанавливается фигурка деда.

Учитель

- Ребята, давайте сегодня на уроке поможем героям сказки убрать такой богатый урожай. Постарайтесь работать дружно, старайтесь, и в конце урока мы обязательно вытянем репку.



  1. Актуализация знаний

Математическая разминка

а) Счёт от 0 до 10 и от 10 до 0 (с мячом)

Учитель

-Дети, сейчас мы будем считать от 0 до 10 по порядку и играть в мяч. Когда я буду бросать вам в руки мяч, вы должны называть последующее число.

-Как изменяются числа, когда мы ведём счёт от 0 до 10?

Дети -Они увеличиваются на 1.

Счёт от 10 до 0. (аналогично)

Учитель

-Когда мы выстраиваем числа от 10 до 0 по порядку, как они изменяются?

Дети - Уменьшаются на 1.

Учитель

-Мы отлично поработали, и на помощь дедушке приходит первый помощник.

–Кто это?

Дети

-Бабушка.

Учитель вставляет в прорезь динамической иллюстрации фигурку бабушки.



б) Восстановление деформированного ряда чисел

Учитель

- Ребята, вы любите, когда к нам приходит Буратино. Сегодня он у нас в гостях.

Учитель надевает на руку Буратино и «играет» куклой.

-Мне кажется, что Буратино чем-то расстроен?

Оказывается, Буратино написал ряд чисел от 0 од 10, но пока нёс его к нам, несколько цифр потерялись.

Давайте поможем Буратино.

- Какие числа в этом ряду потерялись?

0 … 2 … 3 ... ... 6 7 ... 9 10

Учитель

- Назовите число

- предыдущее для 6.

-последующее для 3.

-какое число стоит между числами 10 и 8?

-соседей числа 2.



Ряд чисел, выставленный на доске, дополняется карточками с пропущенными числами.



Учитель

-В каком порядке стоят числа в этом ряду?

Дети

- В порядке возрастания.



в) Игра «Числа потерялись»

(перед уроком дети, не участвующие в игре с мячом, получают цифры от 0 до 10)

Учитель

-Дети, помогите числам занять свои места, выстройтесь от 10 до 0.



Ученики выходят к доске, держа в руке цифру, затем каждый громко произносит свою цифру.



-В каком порядке стоят числа в этом ряду?

Дети

В порядке убывания.

Учитель

-А вот и следующий помощник спешит на помощь героям сказки. Это…

Дети

-Внучка.

Учитель вставляет в прорезь динамической иллюстрации фигурку внучки.

Учитель. - Итак, мы работали с числовыми рядами, расставляли числа в порядке возрастания и убывания.



  1. Первичное усвоение новых знаний

Определение параметров упорядоченных объектов.

Учитель. -Дети, давайте поработаем по учебнику, нас ждёт много интересных заданий. Откройте страницу 58, №110.

-Посмотрите: художник предлагает нам три рамки, в каждой рамке несколько предметов. Давайте подумаем, по какому признаку расположены предметы в каждой рамке? Кто заметит. Чем похожи предметы в рамках?

Дети - Во всех рамках 3 предмета.

Учитель -Верно. Первый признак найден - одинаковое количество предметов.

Дети - Все предметы одинаковые.

Учитель - Что значит одинаковые? Все зайчики в первой рамке, все избушки во второй или все калачи в третьей?

Дети -Нет, одни и те же предметы не повторяются. Предметы можно назвать одним словом.

Учитель -Правильно. Давайте назовём предметы в каждой рамке одним словом.

Дети -В первой рамке - игрушки, во второй – дома, а в третьей – сладости.

Учитель -Молодцы. А может быть, кто-то заметит, чем ещё похожи предметы в каждой рамке?

Дети -Предметы в рамках - разные.

Учитель -Конечно. В рамках нет одинаковых предметов, хотя мы смогли назвать их одним словом.

-Молодцы, дети. Мы нашли три сходства, три признака расположения предметов в рамках. Это задание нелегким. Мы справились с заданием, и на помощь к героям сказки спешит…

Дети -Жучка.

Учитель вставляет в прорезь динамической иллюстрации фигурку Жучки.



Физкультурная минутка



  1. Первичная проверка понимания

Упорядочивание объектов в порядке возрастания и убывания заданного параметра



Учитель -Ребята, недавно Буратино приносил вам носочки, а сегодня – варежки. Буратино говорит:

-Скоро наступит зима и пора готовить теплые вещи. Например, вот такие красивые

варежки.

Учитель надевает на руку Буратино и «играет» куклой.



Учитель -Дети такие же варежки нарисованы в вашем учебнике на странице 59 №114, но удобнее работать нам будет с большими варежками.



К доске прикреплены 4 нарисованные крупные варежки, вырезанные из бумаги.

Учитель -Ребята, даю вам время внимательно рассмотреть варежки.

-Дети, чем отличаются варежки?

Дети -пухом: есть очень пушистые, есть без пуха, есть – средние.



Ученик выставляет варежки в нужном порядке на наборное полотно.



Учитель -Совершенно верно! Варежки отличаются пушистостью – количеством пуха в пряже для вязки. Расположите варежки от самой гладкой, непушистой до самой мягкой, пушистой.



На доску вывешиваются листы с числовыми рядами для проверки правильности упорядочивания объектов.



-А если бы вы получили задание расположить варежки от самой пушистой до самой гладкой, в каком порядке стояли бы варежки?

-Чем ещё отличаются варежки?

Дети -Полосочками.

Учитель -Где находятся эти полосочки?

Дети -На варежках вверху.

Учитель -Верно, молодцы. Варежки отличаются количеством полосочек на манжете.

-Расположите варежки от наименьшего количества полосочек до самого большого.

Учитель -Может быть вы найдёте ещё один признак, отличающий варежки?



Ученик выставляет варежки в нужном порядке на наборное полотно.



Дети -Они отличаются размером.

Учитель -Молодцы, расположите варежки от самой маленькой до самой большой.



Ученик выставляет варежки в нужном порядке на наборное полотно.



-А в каком порядке будут стоять варежки при расположении их от самой большой до самой маленькой?

Учитель -Замечательно, дети. Вы справились с таким трудным заданием!

Сегодня на уроке мы внимательно всматриваемся в предметы в учебнике, на доске, в предметы, окружающие нас, и находим признаки расположения этих предметов и сами по заданию делим их на группы.

- Конечно, следующий герой спешит на помощь. - Кто это?

Дети -Кошка.

Учитель вставляет в прорезь динамической иллюстрации фигурку кошки.



  1. Первичное закрепление

Учитель -У вас на партах листы. На листах матрешки. Пронумеруйте матрешек в порядке уменьшения их размера.

- С какой начнете?

- Посмотрите на экран и сверьтесь с ним.

Первый ряд красит самую большую матрешку;

Второй ряд красит самую маленькую матрешку;

Третий ряд красит третью по размеру матрешку.

Учитель -Молодцы! И с этим заданием справились! Кто последний герой в нашей сказке?

Дети -Мышка



На помощь к героям сказки приходит мышка, и все вместе они вытягивают репу. На доску помещается следующая динамическая картина, где все герои сидят вокруг большой репы.



  1. Домашнее задание

Учитель -Ваше домашнее задание с.59 № 112-113.



  1. Рефлексия

Учитель -Итак, чему учились на уроке?

Дети -Расставлять предметы.

Учитель -В каком порядке можно расставлять предметы?

Дети -В порядке увеличения или уменьшения их размера.

Учитель -Верно, ребята. Сегодня мы с вами научились упорядочивать различные предметы и расставлять их в порядке возрастания и убывания. Ребята, не случайно мы сегодня говорили о сказке «Репка». В этой сказке тоже существует определенная последовательность героев. Они упорядочены от старшего к младшему. От деда до мыши. Давайте повторим всех персонажей. Дети -Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Учитель -Все сегодня хорошо поработали, поздравляю!

Друзья, внимание!

Звенит уже звонок.

Друг другу улыбнемся,

Закончился урок!