СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Уровни организации живой системы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет:  Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)

 

Тема урока: Уровни организации живой системы.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Уровни организации живой системы.»

Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)


Тема урока: Уровни организации живой системы.

Тип урока: КУ

Цель занятия: определить значение и роль анатомии, физиологии и гигиены в организации образовательного процесса; изучить уровни организации живой системы.

развить представление о роли анатомии, физиологии и гигиены в образовательном процессе;

воспитывать бережное отношение к организму;

формировать целостное представление о строении и уровнях организации живой системы - организма;

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний по новой теме

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. [ 1 ] c. 6-14

3. Актуализация знаний по новой теме

3.1.Анатомия как наука, предмет и задачи;

3.2. Физиология как наука, предмет и задачи;

3.3.Гигиена и ее роль в формировании здорового организма.


4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. Роль знаний по анатомии, физиологии и гигиене в формировании материалистического мировоззрения педагога.

4.2. Характеристика анатомия человека, как науки.

4.3. Физиология как наука, ее методы.

4.4. Гигиена, ее требования к учебному и образовательному процессам.

4.5.Роль знаний возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей в работе педагога

4.6. Уровни организации живой системы.

5. Закрепление материала

? Составить таблицу «Виды тканей»

? Перечислить уровни организации живой системы и привести примеры

? Анатомия как наука

? Физиология как наука

? Гигиена как наука

5.1.Рефлексия.





Материал к занятию

Анатомия человека– наука, которая изучает строение организма в связи с его функцией, развитием и влиянием окружающей среды.

Анатомия рассматривает основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения отдельных органов и тела в зависимости от возраста.

Выделяют возрастную анатомию, она изучает тело человека, его органы и системы в процессе развития.

Физиология– наука о законах жизнедеятельности организма в целом и его отдельных органов, о процессах, которые происходят в органах, тканях, клетках, о регуляции их функций. Возрастная физиология изучает физиологические особенности детей, индивидуальное развитие организма в процессе его роста и старения, оказывает влияние на развитие таких наук, как возрастная психология и педагогика, педиатрия, детская травматология и хирургия, антропология и геронтология.

В зависимости от того, в какой степени учитываются анатомофизиологические особенности детей и подростков, обучение и воспитание являются более или менее педагогически эффективными. Особенно это важно в периоды развития, в периоды повышенной восприимчивости и снижения сопротивляемости организма.

Основные физиологические процессы необходимо знать учителю при организации физического и трудового воспитания для использования эффективных методов обучения, для определения оптимального объёма физических и психических нагрузок с целью достижения максимальных оздоровительных результатов, для профилактики детского травматизма.

Большое значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Изучение закономерностей образования механизмов высшей нервной деятельности, развития желез внутренней секреции дает возможность определить специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах онтогенеза. Особенно важным для обучения и воспитания детей и подростков является выявление динамики развития их внимания, мышления, памяти, выдержки, силы воли, восприятия информации.

Физиология как наука широко использует методы наблюдения, естественного и лабораторного эксперимента, статистические методы и др. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Его проводят в обычных условиях жизнедеятельности организма, только подбирают их в зависимости от целей и задач исследования. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях.

Гигиена изучает взаимодействие организма с окружающей средой. На этой основе и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоничное развитие и уточнение функциональных возможностей детей и подростков, рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.

Чувствительность и реактивность детского организма к большинству факторов окружающей среды не такие, как у взрослого человека. Поэтому для школьников определяют другие, чем для взрослых гигиенические нормы, которые изменяются с возрастом в зависимости от степени морфофункциональной зрелости органов и систем. Следует учитывать также способы и уровень занятости детей, климатические условия.

Педагог должен знать анатомо-физиологические особенности организма школьника, гигиенические рекомендации и возрастные нормативы, использовать комплексы оздоровительных мероприятий в ежедневной педагогической деятельности, т. к. от этого во многом зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. В свою очередь, она дает для педагогов научно обоснованные гигиенические нормативы по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, условий их питания. Гигиенические требования необходимо учитывать при оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.

Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.

Охрана здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для их роста и развития возможны при наличии соответствующих знаний по анатомии, физиологии и гигиене. Суммирование данных этих наук позволяет судить о возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях детей и подростков, что помогает учителю успешно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание поколения.


1. Молекулярный уровень. Молекулярный уровень несет отдельные, хотя и существенные признаки жизни. Основу всех животных, растений и вирусов составляют 20 аминокислот и 4 одинаковых оснований, входящих в состав молекул нуклеиновых кислот. У всех организмов биологическая энергия запасается в виде богатой энергией аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Наследственная информация у всех заложена в молекулах дизоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).


2. Клеточный уровень. ТАБЛИЦА «Строение клетки»

У всех организмов только на клеточном уровне возможны биосинтез и реализация наследственной информации. Клеточный уровень у одноклеточных организмов совпадает с организменным.

3. Тканевый уровень. Рисунок «Виды тканей» Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань. Тканевый уровень возник вместе с появлением многоклеточных животных и растений, имеющих различающиеся между собой ткани. Большое сходство между всеми организмами сохраняется на тканевом уровне.


4. Органный уровень. Совместно функционирующие клетки, относящиеся к разным тканям, составляют органы. (Всего лишь шесть основных тканей входят в состав органов всех животных и шесть основных тканей образуют органы у растений).


5. Организменный уровень. На организменном уровне обнаруживается чрезвычайно большое многообразие форм. Разнообразие организмов, относящихся к разным видам, а также в пределах одного вида, объясняется не разнообразием дискретных единиц низшего порядка (клеток, тканей, органов), а усложнением их комбинаций, обеспечивающих качественные особенности организмов. В настоящее время на Земле обитает более миллиона видов животных и около полумиллиона видов растений. Каждый вид состоит из отдельных индивидуумов (организмы, особи), имеющих свои отличительные черты.