Урок географии в 6 классе
Тема урока: «Вода на Земле, круговорот воды в прероде».
Учитель географии Новикова Екатерина Николаевна
12.01.2021г.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
делать обобщения и выводы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,
способствовать развитию коммуникативных умений;
развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная работа.
Базовый учебник: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс: 6 класс: - М.: ДРОФА,2014 г
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник, атласы.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и искать!
Учитель:
Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний урок позволит вам подняться на ступеньку выше! Успехов вам и удач! А будет трудно, я вам помогу!
Блиц – опрос по пройденным темам
Вставьте в предложения пропущенные слова.
1.Оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней мантии называется…… (литосферой)
2. Земная кора состоит из ……. (горных пород)
3.Горные породы делятся на магматические, ……и метаморфические (осадочные)
4. Прибор, регистрирующий колебания земной поверхности…(сейсмограф).
5. Совокупность неровностей земной поверхности называется…(рельефом)
6.Выпуклая форма рельефа высота которой более 200 м.(гора)
7.Самая высокая вершина нашей страны гора (Эльбрус)
8.Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью называют (равнинами)
9.Равнина находящаяся на высоте не выше 200м над уровнем моря называется(низменностью)
10.Одна из величайших равнин мира расположенных в России восточнее Уральских гор (Западно – Сибирская)
Взаимопроверка по критериям.
Критерии оценивания
оценка «5»
2 – 3 оценка «4»
4 - 5 оценка «3»
6 и более – вам следует повторить тему
О чём пойдёт речь на нашем уроке, Вы догадаетесь сами. А для этого отгадайте следующие загадки:
1. Много меня – пропал бы мир, мало меня – пропал бы мир.
2. Книзу летит капелькой, а кверху – невидимкой.
3. В жаркий день самой желанной бывает она.
-Как вы поняли из загадок мы будем говорить сегодня о воде?
А вот следующая загадка, стихотворение:
"Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады."
- О чем здесь идет речь?
Правильно о круговороте воды в природе.
Вот мы с вами определили тему нашего урока. "Вода на Земле. Круговорот воды в природе".
Рассказ учителя
- Вода - самое удивительное вещество на Земле. Удивительное, потому что оно создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Удивительна тем, что вода находится в трёх состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Запишите себе в тетрадь определение понятия гидросфера.
-А что же входить в состав гидросферы?
Откройте учебник на стр. 71, рис. 47. В своих тетрадях изобразите схематически состав гидросферы
- Вот такой интересный вопрос! Почему космонавты видят Землю из космоса голубой?
Откройте атлас, посмотрите на глобус . А если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. прочитайте текст (приложение1), подумайте и ответьте на поставленный вопрос.
Приложение 1.
Сколько воды на Земле?
Мы живём на суше. На твёрдой земной поверхности растут леса и колосится хлеб на полях, построены города и сёла, проложены дороги и трубопроводы. Но если бы инопланетянин увидел Землю из космоса, он мог бы назвать нашу планету «Вода». Посмотрите на карту полушарий. Основная часть карты синего цвета- цвета воды. Это Мировой океан, занимающий почти 3/4 площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен»! Это большие и малые реки, озёра, водохранилища. Россыпь синих точек на белом фоне- гигантские материковые ледники полярных широт.
Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Объём воды составляет колоссальную величину- около 1,4 млрд кубических километров. (с. 71. рис. 47 Объем воды на земле.)
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Ручеек».
Каждый из нас знает, что такое ручейки! Маленькие струйки воды, текущие независимо от стоящих на пути камней, веток и прочего хлама. Они стараются обойти все ненужные преграды, а если это сделать не удается, сносят и несут их дальше по течению. Не обращая внимания насколько велика преграда, они все равно пробиваются туда, куда им нужно, а достигая конца своего пути, они либо испаряются, либо находят новое направление!
Разминка
Ручеек в лесу бежит,
И куда-то он спешит.
Жур-жур-жур ручей журчит,
Будто с кем-то говорит
-Используя рисунок на стр.48 расскажите о кругосветном путешествии капельки воды, (приложение2)
- Какие свойства воды позволили капле путешествовать?
- Где начинается мировой круговорот воды?
-Что произойдет если вода будет находится только в жидком состоянии?
- Объясните понятия: испарение, конденсация, таяние, замерзание.
(Испарение- жидкая вода превращается в пар.
Конденсация – вода из пара превращается в жидкость.
Таяние – вода из твердого состояния переходит в жидкое.
Замерзание – вода из жидкого состояния переходит в твердое, это происходит при температуре ниже 0°С.
Эти явления позволяют воде совершать круговорот.
- Как вы думаете, почему французский писатель Антуан де Сент-Экзпери написал о воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь»?
-Какое значение в жизни Земли имеет гидросфера?
- Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!
Проверим, что вы узнали и запомнили на уроке.
Выполним задание. Выберите правильные утверждения. Выпишите номера этих утверждений.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки
Вода на планете больше всего находится в газообразном состоянии
Гидросфера - это название океана
Больше всего воды в твердом состоянии находится в Антарктиде
Вода – хороший растворитель
На планете больше воды, чем суши.
Проведем проверку по шаблону: Правильные ответы 1, 5, 6, 7
Давайте оценим, как мы поработали на уроке.
На уроке было интересно, урок понравился. | |
Остались вопросы. | |
На уроке было не интересно, ничего нового не узнал. | |
д/з п.19 ответить на вопросы к параграфу