2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин) А) Сообщение темы и цели. Б) Выступление детей 3. Этап открытий новых знаний. ( 20 мин) А) Постановка проблемы. Б) Вводное слово учителя. В) Просмотр мультфильма «Весенние мелодии». Г) Работа с загадками. Д) Слушание музыки Е) Выполнение практической работы. Рефлексия. (5-7мин) | (Звучит спокойная музыка, учитель говорит под нее.) -Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд. – Как он называется? Этот обряд называется «Закликание весны». Сегодня и мы будем встречать Весну, рассказывая о ней стихи, петь песни- заклички, призывая ее поскорей растопить зимний снег. (Звучит музыка Закличка «Весна- Красна») - Этот обряд справляли 22 марта. -Почему именно этот день выбрали? 22 марта день весеннего солнцеворота. В старину говорили «Солнце на лето, зима на мороз». С этого момента день становится длиннее, а ночь короче. (Учитель одевает на голову платок и завязывает фартук, имитируя, как могли хозяйки стряпать). - В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной и овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья. Мороз, красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму. (Звучит музыка «Проводы весны», входят родители в роли Весны и Зимы.) Весна. С Весной Зимушка повстречалася, О, здоровьице, все справлялася. Ой, здорова будь, Зима снежная! Зима. Бью челом тебе, Весна теплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня – Зимушку – проклинают все? Весна. Потому что ты – больно лютая И холодная и голодная. Я же теплая и приветливая. Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей? -А что чтобы ей было легко уходить, ребята, проводим зиму песней. - А ты, Весна, останься с нами. (Весна остается в классе вместе с детьми, Зима уходит) - К нам Весна шагает, Быстрыми шагами. И сугробы тают Под ее ногами… -Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что пришла весна? (Просмотр фрагмента мультфильма «Весенние мелодии…») - Какие приметы весны вы еще увидели? - Верно, об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Сбирались птицы, сбирались певчи Стадами, стадами. Садились птицы, садились певчи Рядами, рядами. -Угадайте, что за птицы были? Отгадав мои загадки, вы ответите на вопрос, какие птицы являются вестниками весны? -Молодцы! - Больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Прислушайтесь. (Звучит музыка «Трель жаворонка» Кто поет? Это поет жаворонок. -22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста – жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. А мы попробуем слепить птичку-жаворонка из соленого теста. (Вспомним правила техники безопасности.) (Работа под музыку «Трель жаворонка».) -Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. Какие песенки - заклички вы знаете? -Возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь песенку-закличку «Жаворонушки». -Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества – солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода – круг……………………….. - Вспомните цель, поставленную в начале занятия. - Сегодня мы отмечали день встречи весны. -По каким признакам мы узнаем, что наступает весна? -Какую птицу мы слепили? Почему именно ее? (Обращение к весне) Мы рады, что ты осталась с нами. Весна: Спасибо, ребята, что вы меня так радушно встречаете, я благодарю вас и оставляю вам этих жаворонков………………………… (Вручается тарелка с испеченными из теста «жаворонками») -На этом наше занятие закончено. | Учащиеся слушают и смотрят на 1 слайд с темой «Весна, весна и все ей рады…» Ответы детей: об обрядах в старину Предположение детей о том, как может называться такой обряд. Выходят дети и читают стихи о Весне. 1-ый ученик. Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог! 2-ой ученик. Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила. 3-ий ученик. Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла. Предположения детей о том, как они понимают, что такое солнцеворот. Учащиеся смотрят сценку «Весна и Зима повстречались». Учащиеся поют песню «Весняночка». Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» Зима недаром злится – Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ответы детей о весенних признаках. (День становится все длиннее, солнце ярче светит,…) Ответы детей о прилете птиц. Дети смотрят слайды с загадками о птицах. 1.Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. 2.Мы ждём вас из далёких стран. Для гнёзд построим вам дворцы И будем слушать по утрам, Как весело поют … 3.Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворенья! Ответы детей. (Грач, скворцы жаворонок) Учащиеся слушают музыку «Трель жаворонка». Смотрят слайд с изображением жаворонка. Учащиеся работают с соленым тестом. Лепят жаворонков. Ответы детей о том какие заклички о весне они знают. (Группа девочек поет закличку «Жаворонушки») -Чувиль, виль, виль жаворонушки, Прилетите к нам, принесите нам Лето теплое, Весну красную- Нам зима надоела, весь хлеб переела. Весна-Красна, на чем пришла? На кнутике, на хомутике? Чувиль, виль, виль жаворонушки… Учащиеся демонстрируют в своих руках слепленного жаворонка и поют закличку «Жаворонушки» уже все вместе. -Чувиль, виль, виль жаворонушки, Прилетите к нам, принесите нам Лето теплое, Весну красную- Нам зима надоела, весь хлеб переела. Весна-красна, на чем пришла? На кнутике, на хомутике? Чувиль, виль, виль жаворонушки… Звучит песня «Весну пора звать…». Дети водят хоровод под музыку. Ответы детей. Ответы детей о том, что они встречали и закликали Весну. Дети называют признаки наступления весны. Ответы детей о том, что жаворонок является первым вестником весны. | Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД; определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других. участвовать в работе группы. Познавательные УУД: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию, умение формулировать определение. Коммуникативные УУД: распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Пегулоложение УД;оте группы,одином. Личностные УУД: владеть языковой культурой. Коммуникативные УУД: формирование монологической речи. Регулятивные УУД. план выполнения задания, самоконтроль. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников. Регулятивные УУД: умение выполнять самостоятельно работу, организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные УУД: умение выполнять индивидуально учебные задания. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном действии. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении. |