СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Весна, Весна и все ей рады…»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с русской традицией Встречи Весны через произведения устного народного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Весна, Весна и все ей рады…»»

Занятие по внеурочной деятельности

клуба «Почемучки» в 1В классе.


Тема: «Весна, Весна и все ей рады…»

Цель: Знакомство с русской традицией Встречи Весны через произведения устного народного творчества.


Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и понимать друг друга. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.


Задачи:


  1. Познакомить с первыми признаками весны через работу над пословицами, загадками, закличками с выполнением практического задания.

  2. Развивать наблюдательность и познавательную активность.

  3. Воспитывать эстетическое отношение к русским народным традициям.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивацион-ный этап (1-2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.


Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Личностные УУД:

Ценить и понимать друг друга. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других.


2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)














А) Сообщение

темы и цели.





















Б) Выступление

детей






















3. Этап открытий новых знаний.

( 20 мин)

А) Постановка проблемы.

Б) Вводное слово учителя.


























































































В) Просмотр мультфильма «Весенние мелодии».





Г) Работа с загадками.

















Д) Слушание

музыки










Е) Выполнение

практической

работы.



































































































Рефлексия.

(5-7мин)

(Звучит спокойная музыка, учитель говорит под нее.)

-Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.

Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд.

– Как он называется?

Этот обряд называется «Закликание весны».

Сегодня и мы будем встречать Весну, рассказывая о ней стихи, петь песни- заклички, призывая ее поскорей растопить зимний снег.

(Звучит музыка Закличка «Весна- Красна»)






















- Этот обряд справляли 22 марта.



-Почему именно этот день выбрали?

22 марта день весеннего солнцеворота. В старину говорили «Солнце на лето, зима на мороз». С этого момента день становится длиннее, а ночь короче.

(Учитель одевает на голову платок и завязывает фартук, имитируя, как могли хозяйки стряпать).

- В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной и овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру-поздорову.

Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.

(Звучит музыка «Проводы весны», входят родители в роли Весны и Зимы.)

Весна.

С Весной Зимушка повстречалася,

О, здоровьице, все справлялася.

Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима.

Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня – Зимушку – проклинают все?

Весна.

Потому что ты – больно лютая

И холодная и голодная.

Я же теплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

-А что чтобы ей было легко уходить, ребята, проводим зиму песней.

- А ты, Весна, останься с нами. (Весна остается в классе вместе с детьми, Зима уходит)













- К нам Весна шагает,

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами…


-Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что пришла весна?


(Просмотр фрагмента мультфильма «Весенние мелодии…»)

- Какие приметы весны вы еще увидели?


- Верно, об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне.

Сбирались птицы, сбирались певчи

Стадами, стадами.

Садились птицы, садились певчи

Рядами, рядами.

-Угадайте, что за птицы были?

Отгадав мои загадки, вы ответите на вопрос, какие птицы являются вестниками весны?










-Молодцы!

- Больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Прислушайтесь. (Звучит музыка «Трель жаворонка» Кто поет? Это поет жаворонок.

-22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста – жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой.

А мы попробуем слепить птичку-жаворонка из соленого теста.

(Вспомним правила техники безопасности.)


(Работа под музыку «Трель жаворонка».)



-Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю.

Какие песенки - заклички вы знаете?











-Возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь песенку-закличку «Жаворонушки».







-Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества – солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода – круг………………………..



- Вспомните цель, поставленную в начале занятия.

- Сегодня мы отмечали день встречи весны.

-По каким признакам мы узнаем, что наступает весна?

-Какую птицу мы слепили? Почему именно ее?

(Обращение к весне) Мы рады, что ты осталась с нами.

Весна: Спасибо, ребята, что вы меня так радушно встречаете, я благодарю вас и оставляю вам этих жаворонков…………………………

(Вручается тарелка с испеченными из теста «жаворонками»)

-На этом наше занятие закончено.














Учащиеся слушают и смотрят

на 1 слайд с темой «Весна, весна и все ей рады…»


Ответы детей: об обрядах в старину



















Предположение детей о том, как может называться такой обряд.







Выходят дети и читают стихи о Весне.

1-ый ученик.

Благослови, мати, зиму провожати,

Зиму провожати, весну закликати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог!

2-ой ученик.

Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

3-ий ученик.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.





Предположения детей о том, как они понимают, что такое солнцеворот.






Учащиеся смотрят сценку «Весна и Зима повстречались».

Учащиеся поют песню «Весняночка».





























































Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится –

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон.

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.







Ответы детей о весенних признаках. (День становится все длиннее, солнце ярче светит,…)


Ответы детей о прилете птиц.





Дети смотрят слайды с загадками о птицах.

1.Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.

2.Мы ждём вас из далёких стран.

Для гнёзд построим вам дворцы

И будем слушать по утрам,

Как весело поют …


3.Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворенья!


Ответы детей. (Грач, скворцы жаворонок)





Учащиеся слушают музыку «Трель жаворонка». Смотрят слайд с изображением жаворонка.

















Учащиеся работают с соленым тестом. Лепят жаворонков.






Ответы детей о том какие заклички о весне они знают.

(Группа девочек поет закличку «Жаворонушки»)

-Чувиль, виль, виль жаворонушки,

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое, Весну красную-

Нам зима надоела, весь хлеб переела.

Весна-Красна, на чем пришла?

На кнутике, на хомутике?

Чувиль, виль, виль жаворонушки…

Учащиеся демонстрируют в своих руках слепленного жаворонка и поют закличку «Жаворонушки» уже все вместе.

-Чувиль, виль, виль жаворонушки,

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое, Весну красную-

Нам зима надоела, весь хлеб переела.

Весна-красна, на чем пришла?

На кнутике, на хомутике?

Чувиль, виль, виль жаворонушки…

















Звучит песня «Весну пора звать…». Дети водят хоровод под музыку.


Ответы детей.










Ответы детей о том, что они встречали и закликали Весну.

Дети называют признаки наступления весны.


Ответы детей о том, что жаворонок является первым вестником весны.



Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД;

определять цель учебной деятельности.


Коммуникативные УУД: слушать и понимать других.

участвовать в работе группы.














































Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию, умение формулировать определение.

Коммуникативные УУД: распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Пегулоложение УД;оте группы,одином. Личностные УУД: владеть языковой культурой.


























































Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.















Регулятивные УУД. план выполнения задания,

самоконтроль.



Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников.






























Регулятивные УУД: умение выполнять самостоятельно работу, организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Коммуникативные УУД: умение выполнять индивидуально учебные задания.















































Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном действии.









Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении.