ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Вводное занятие в Театральное искусство.
План-конспект занятия
Подготовила воспитатель:
Устюшенкова Я.А.
Дата: 7.О9.10г.
ТЕМА: Вводное занятие в курс «Театральное искусство».
ЦЕЛЬ: Общекультурное развитие личности воспитанников, воспитание эмоционально отзывчивого зрителя.
ЗАДАЧИ:
4. Познакомить с различными объектами театрального искусства: сценическая речь, сценическое движение, элементы актёрского мастерства.
5. Развитие наблюдательности, внимания, познавательной активности и интереса к творческой деятельности.
6. Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный замысел.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1.Оргмомент. Актуализация темы и задач. - 2 мин.
П. Основная часть.
1.Понятие «Сценическая речь, сценическое движение, элементы актёрского мастерства».
§ игра на внимание «Во поле береза стояла».
§ Объяснение понятия ».
§ Конкурс «Самый внимательный»( репродукции картин)
2.Объект сценического внимания
§ Определение объекта внимания (Просмотр и анализ видеоролика).
§ Зрительное внимание (Упражнение «Стоп-кадр «памятник».)
§ Слуховое внимание (Упражнение « Услышать и найти»).
§ Осязательное внимание (Игра «Телефон»).
§ Обоняние. (Упражнение «Узнай запах»)
§ Вкусовое внимание (видеоролик).
3. Обобщение пройденной темы.
Ш.Заключительная часть. Рефлексия.
Оборудование: телевизор с DVD-плеером, классная доска.
Наглядность: видеоролик « Объект внимания»
Фонограмма «Улыбка» В. Шаинского». Инструментальная
мелодия.
Пробы с запахом духов, кофе, чеснока, ёлочная хвоя и др.
Репродукции картин « Медведь», « Плакса», «Заговор».
Конспект занятия
I. Здравствуйте, мои юные друзья! Вероятно, каждый из вас сейчас мысленно задал себе вопрос: «Какие же мы друзья? Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотела бы спросить вас: « Ходите ли вы в театр?», « Любите ли вы смотреть спектакли?». Вы любите театр, а я – сегодня , буду руководителем театрального коллектива . Вместе со своими юными актёрами, мы в течении года будем ставить спектакли, а затем показывать зрителям. Итак: меня и вас объединяет любовь к театру. Значит мы с вами друзья! Согласны со мной, ребята?
Сегодня вы пришли на занятие театрального кружка. Теперь вы не просто девочка или мальчик, вы – актёры. А хороший актёр похож на путешественника, которого ждут новые, радостные открытия в удивительной стране ТЕАТР.
Вы научились говорить, потому что, слышали речь окружающих вас людей. Вы научились читать, потому что изучили азбуку. В театре тоже есть свой язык, его тоже надо понимать.
Прежде чем научиться читать – изучают… что?.... буквы. Также и актёр, прежде чем выйти на сцену и играть в спектакле – изучает элементы актёрского мастерства. Их очень много, как и букв в азбуке.
II. Сегодня мы познакомимся с одним из них – это сценическое внимание. Мы с вами постараемся быть наблюдательными, внимательными. Постараемся эмоционально реагировать на художественный замысел наших товарищей.
Кто из вас попытается объяснить, что такое внимание? Как вы понимаете? (ответ детей)
Внимание – это сосредоточение мыслей, зрения или слуха на чём - нибудь.
Я предлагаю вам сейчас проверить себя, насколько вы внимательны.
Все вы знаете песню «Во поле берёзка стояла»
(Педагог напоминает слова): Во поле берёзка стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли, люли, стояла
Люли, люли, стояла.
Но, так как мы с вами сегодня не певцы, а театральные актёры, значит, мы должны проиграть слова этой песенки, используя средства образной актёрской выразительности – жесты. Пропоём песню, показывая жестами то, чём мы поём (педагог показывает жесты на каждое слово). Прошу вас всех встать и попробуем пропеть слова песни с жестами (поют). Молодцы! А сейчас слово «во поле» мы не поём вслух, а только показываем жестом. Будьте внимательны! Тот, кто сбивается, присаживается на стул. Подсказываю: чтобы не сбиться, нужно слово «во поле» петь мысленно, про себя. Итак, сосредоточьте своё внимание. Начали…. Теперь мы пропускаем ещё одно слово – «берёзка» и т.д. ( Игра заканчивается тем, что весь куплет ребята проделывают только жестами). Я знала, что вы сможете это сделать!
.
Внимание – это качество, которое важно для актёра. Оно помогает ему стать успешным актёром, но для этого актер должен постоянно развивать своё внимание. Быть внимательным не только на сцене, но и в жизни. Актёр должен внимательно изучать характеры людей, их поступки: почему этот мальчик в трамвае уступил место пожилому человеку, а другой мальчик - нет; почему этот человек приятен в общении, а другой нет. Где бы актёр ни был: на улице, на сцене, в транспорте, в библиотеке, он должен задавать себе вопрос: почему именно так действует человек?, Ребята, а кто из вас попытается ответить на вопрос: « А для чего это нужно актёру?»
(ответы детей).
Мне нравится ход ваших мыслей. Правильно! Внимательно изучая жизнь актёр может создать на сцене образ доброй Золушки или злой мачехи, потому что он знает, как ведёт себя в жизни добрый человек и не очень. Поэтому он сможет сыграть так роль, что мы, зрители, будем восхищаться его игрой. В этом ему поможет внимание. Итак, внимание для актёра – это калитка к творчеству.
Сейчас мы разделимся на группы по четыре человека, и каждой группе я раздам по одной репродукции картин. У вас есть возможность за 30 секунд посмотреть их, посовещаться между собой и рассказать нам, что вы увидели на картинках, подробно описать то, что происходит, что случилось с героями. Кто из вас интереснее расскажет нам, тот и будет победителем конкурса «Самый внимательный». Представьте, что всё это вы увидели в жизни. Итак, время пошло…
(Звучит инструментальная музыка. Дети рассматривают репродукции. Затем по очереди рассказывают).
Спасибо, ребята. Вы все – победители! Очень приятно общаться с такими умными и внимательными детьми!
2. На сцене актёр должен уметь сосредоточивать своё внимание на объекте. А объектом на сцене может быть партнёр, т.е. другой актёр, или предмет, на котором он останавливает своё внимание. Итак, человек или предмет, на котором мы останавливаем своё внимание, называется объектом внимания.
Сейчас вы посмотрите 3 эпизода. Постарайтесь определить, что или кто был объектом внимания для актёра.
(Показ и анализ видеоролика.)
(Ответы детей: 1 эпизод: объект внимания – ружьё
2 эпизод: объект внимания - заяц
3 эпизод: объект внимания – журнал, ребёнок и телефон)
Мои вам поздравления! Вы наблюдательны и внимательны, хорошо и быстро усваиваете материал!
2.1. Во время спектакля актёр должен заставить себя видеть, слушать и слышать, чувствовать и ощущать всё, что происходит на сцене. Сценическое внимание зависит от нашей воли. . Ведь по ходу спектакля актёру подают не настоящую пищу, а бутафорскую. И ему нужно сыграть так, чтобы мы поверили, что на столе всё настоящее. Он делает вид, что восхищается пищей. А знаете почему? Потому что он помнит вкусовые качества этого блюда. А запахи? На сцене от декораций пахнет краской, клеем. А актёру надо говорить, например, что пахнет сеном, цветами и т.д. В жизни он развивает своё внимание на все органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обаяние. Т.е. объектами внимания для актёра становятся наши все пять органов чувств. Я предлагаю вам проверить сейчас все ваши чувства. Итак, первым объектом внимания будет…. А что это будет, вы ответите мне сами.
2.2. Один из вас сейчас изобразит позу в стоп-кадре – «памятник». Остальные в это время все отворачиваетесь. Тот, на кого я укажу, подходит к памятнику, смотрит внимательно, изучает его и говорит: « Я готов». Актёр, который изображал памятник, уходит и садится на своё место и наблюдает. 2-ой актёр повторяет в точности позу первого актёра и замирает в стоп-кадре, затем идёт третий и т.д. Актёры, которые уже сидят лицом к памятнику, внимательно и молча следят за другими, чтобы затем высказать свои замечания. Затем мы сравним позу первого актёра и последнего, и вы сами увидите, внимательны ли вы.
(Упражнение «Памятник». Ребята анализируют работу товарищей.)
Ребята, ответьте мне, объектом внимания, какое было чувство…..?
Правильно! Молодцы! Это было зрительное внимание.
2.3. А сейчас один из вас выйдет из кабинета. Остальные сообща прячут авторучку. Затем актёр, который вышел из класса, заходит и начинает искать спрятанную вещь. А другой актёр будет помогать ему искать с помощью музыки. Если музыка усиливается, значит, вы приближаетесь к спрятанной вещи. Если звучит тише, значит, ты отдаляешься от нее. Когда же ты рядом, музыка звучит очень громко.
(Упражнение « Услышать и найти»)
Ты просто супер – внимательный актёр. Ребята, какое, чувство было объектом внимания? Слух. Слуховое внимание. Правильно. А актёр, работающий с музыкой, владел каким - либо объектом внимания? Подумайте внимательно! (ответ детей) Молодцы! Его объектом было зрительное внимание. И он справился с заданием!
2.4. А теперь попрошу всех сесть в линию друг за другом. Поиграем с вами в «Телефон». Я задумываю слово, например «урок» и пальцем на спине сидящего последним пишу начальную букву «У». Получивший эту букву пишет её на спине следующего и так до конца цепочки. Затем я пишу вторую букву «Р» и так далее. Когда все буквы переданы, начинается проверка. Какое слово у кого получилось
(Упражнение «Телефон». Слово «Стол»)
Вы - настоящие мастера! А объектом было какое внимание? Осязательное.
2.5.Следующий объект внимания – это обоняние. Сейчас каждый из вас закрывает глаза, и определяет запах, который мы ему предложим.
( запах духов, кофе, чеснока, ёлочной хвои…)
Ну, что ж, ваши носы поработали на славу!
2.6. И остался у нас объект - вкусовое внимание. Чтобы актёру выразить вкусовое внимание, должна работать мимика лица. Попробуем превратиться в актёры. Итак, у вас в руках мороженое. Докажите мне, что оно очень сладкое. А сейчас у вас во рту кусочек лимона. Вы откусили кусочек хлеба, намазанный горчицей. Молодцы, ребята.
Ш.Итак, мы познакомились с новыми понятиями. Давайте еще раз назовем их!
Внимание! На доске написаны ответы на вопросы, которые я вам буду сейчас задавать. Ответы расположены не по порядку. Сосредоточьте своё слуховое и зрительное внимание. Я задаю вопрос – а вы отвечаете мне, выбрав правильный ответ. Итак, сегодня вы познакомились с одним из элементов актёрского мастерства.
1.А называется этот элемент как? ( сценическое внимание)
2.А для чего нужно актёру внимание? ( Внимание - это калитка к творчеству).
3.Чтобы стать успешным, что нужно делать актёру? (Развивать своё внимание)
4.Человек или предмет, на котором мы останавливаем своё внимание, называется …(объектом внимания)
5.Какие органы чувств отвечают за объекты внимания ? ( 5 органов чувств:)
Вы очень способные дети.
К.С.Станиславский – великий актёр, режиссёр, который создал систему элементов актёрского мастерства, говорил: « Актёр может считать себя состоявшимся актёром только тогда, когда сможет владеть одновременно всеми пятью объектами внимания.» Я предлагаю вам попробовать сосредоточить своё внимание на трёх точках: слуховое, зрительное, осязательное. Упражнение называется «Внуки Цезаря». Вы должны разбиться по парам и встать лицом к друг другу, положить голову на плечо партнёра так, чтобы можно было заглянуть за его спину и видеть его руки. Руки убирают за спину, и получив в одну руку горсть пуговиц, вы должны разобрать пуговицы по цвету, в одной руке например должны быть пуговицы белого цвета а в другой синего. Вам приходится одновременно слушать своего партнёра и подсказывать самому и при этом ощущать предмет который у вас в руке. Попробуем? (Педагог раздаёт пуговицы). Сосредоточились. Можете начинать.
Для начала неплохо, ведь мы начинающие актёры.
Главное, что вы старались. И поняли, как важно развивать своё внимание.
не только актёру, а любому человеку, который занимается творчеством. А актёр должен знать очень многое о сценическом внимание. Существуют виды сценического внимания и круги внимания, но, к сожалению, мой юный друг, наше занятие заканчивается.
Я хотела бы услышать ваше мнение о нашей сегодняшней встрече. Что вам особенно запомнилось? Что еще хотели бы вы узнать? (ответы детей)
Я надеюсь, что занятие запомнится вам, и вы продолжите дружбу с театром. Вам предстоит увидеть много самых разных спектаклей. Они научат быть добрым, смелым, честным, откликаться на чужую беду и защищать слабых. Видеть прекрасное в мире, который нас окружает, любить искусство и Родину. Какой бы спектакль ты не посмотрел, постарайся задуматься и понять, о чём хотел рассказать тебе театр. Помните, театр может стать вашим другом, верным и искренним!
На прощание, по театральной традиции, давайте встанем и поаплодируем друг другу за работу на занятии. Предлагаю встать в круг и обнять друг друга за плечи и улыбнутся . Ведь дружба начинается с улыбки!
( Начинает звучать песня « От улыбки» В. Шаинского. Педагог подхватывает песню и с детьми поют 1 куплет, покачиваясь в такт музыки)
Благодарю вас ребята за то, что вы помогли мне провести занятие.
До свидания!