СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по речевому развитию (приобщение детей к чтению художественной литературы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

  • Посещение НОД: чтение художественной литературы, режимные моменты.Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.
  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.
  • Анализ анкетирования родителей «Семейное чтение»
  • Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр-конкурс уголков художественного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по речевому развитию (приобщение детей к чтению художественной литературы)»


СПРАВКА

по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею» во всех группах

Согласно годовому плану работы детского сада на 2021 / 2022 учебный год с 10.01.2022 г. – 21.01.2022 г был проведен тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по речевому развитию (приобщение детей к чтению художественной литературы).

Цель контроля:

  • изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;

  • проверить ежедневное планирование;

  • оценить уголок по ознакомлению с художественной литературой;

  • предупредить возможные ошибки в речи педагогов и общении с детьми.

Объект контроля: воспитанники всех возрастных групп детского сада; воспитатели групп.

Основание для проведения контроля: план контрольно-аналитической деятельности.

        
Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

  • Посещение НОД: чтение художественной литературы, режимные моменты. Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.

  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.

  • Анализ анкетирования родителей «Семейное чтение»

  • Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр-конкурс уголков художественного чтения.

        

        Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека". В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте" – детском саду. 


     В ходе контроля посещено 13 занятий. Посещение НОД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям к НОД: НОД проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований.

       Речевые умения малышей в первых младших группах Бойко Т.Ф., Тюкавкина Е.П. Ромашова С.Е. соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети понемногу научились, слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа.

В 1 младшей группе прошло занятие по развитию речи. Бойко Т.Ф. Рассказывание стихотворения «Больная кукла». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Игра с язычком, где, укрепляли артикуляционный и голосовой аппарат ребёнка, дети выполняли задания по показу воспитателя. Присутствовал сюрпризный момент, приходит кукла. Педагог вовлекала детей в диалог, учила петь колыбельные песенки. На протяжении всего нод, дети были активны, внимательно слушали воспитателя, следовали указаниям педагога. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

В 1 младшей группе (Тюкавкина Е.П), провела занятие по развитию речи «Больная кукла»». Занятие построено методически правильно, Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД был направлен на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. (Художественное слово, рассматривание куклы, одежды, обыгрывали стихотворение, закрепляли навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому). В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Рекомендации: Воспитателю на протяжении всего занятия привлекать к общению пассивных детей.


Ромашова С.Е., провела нод по речевому развитию (чтение художественной литературы). Сказка «Репка», Программное содержание соответствовало возрасту детей. Рассказ сказки, педагог сопровождала показам магнитного театра. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: словесная игра «Кто, как кричит», наглядные (рассматривание иллюстраций к сказке), практические (хороводная игра). В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть. Дети произносили звукоподражание (собачки, кошки, мышки).

Недостатки: В начале занятия не было мотивации.

Рекомендации: необходима мотивация, сюрпризный момент, для настроя на нод, тщательно продумывать ход.


2 младшая группа «А» Димова О.В.. Оксана Викторовна, знакомила детей с потешкой «Как у нашего кота», при проведении нод, дети учились описывать кота, закрепляли знания о характерных признаках, с помощью игрового момента подготовила детей к восприятию потешки. У детей есть знания о домашних животных, их повадках. При заучивании потешки, дети текст проговаривали хором, индивидуально. При выполнении физминутки, выполняли движения в соответствии с текстом.

Рекомендации: добиваться правильного произношения слов, привлекать к беседе малоактивных детей.

Дрокина Е.Г. показала драматизацию сказки «Теремок». Сюрпризный момент (конверт с письмом). НОД был интересным, познавательным. Разнообразная деятельность: отгадывание загадок, игра «Найди своё место», назови сказку, дети показали хорошие знания в данном направлении. При драматизации сказки, дети импровизировали движения зверей, голосом передавали слова текста (громко, весело, нежно). Так же дети учились моделировать сказку с помощью геометрических фигур. Использовались информационные технологии, аудиозапись, применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, беседы, рассказывания).


Средние группы:

Алексеева О.А., моделирование сказки «Заюшкина избушка». При проведении нод, был сюрпризный момент «Зайчик». При рассматривании картинки с изображением зайчика, педагог обращала внимание на произношение окончания (заячьи ушки, заячий хвост и т.д.). Во время моделирования сказки «Заюшкина избушка», дети самостоятельно подбирали геометрические фигуры по цвету, размеру. При моделировании сказки. Дети были внимательны, при необходимости педагог помогала, наводящими вопросами. Большая часть детей смоделировала сказку правильно. При выполнении физминутки «Зайка серенький сидит», дети выполняли движения и проговаривали текст. С заданием «Найди лишнюю сказку», дети все справились.

В конце нод была проведена рефлексия, подведен итог. Дети были очень довольны от сладкого угощения.

Рекомендации: побуждать к разговору малоактивных детей.


Средняя группа «Б» Педагогом Псищевой Т.А. было показано занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам К.Чуковского». С помощью чёрного ящика, дети были введены в тему нод. С помощью загадок, предметов, называли название произведения, собирали пазлы, по иллюстрациям называли произведение. Группа детей показала драматизацию сказки «Цыплёнок», где воспитанники показали в лицах, при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия), актерские качества. Воспитанники в ходе деятельности образовывали новые слова от исходного. Занятие было для воспитанников насыщенным, разнообразным. Дети показали отличные знания по данной тематике.


Старшая группа «А» Афанасьева М.В. С помощью тактильных прикосновений, дети поприветствовали друг дуга. Отгадывая загадки, дети называли профессии, так же рассказали, кем они хотели бы быть когда вырастут. Педагог познакомила детей с писателем (Виктором Драгунским), его произведением «Друг детства». После чтения рассказа, разбор произведения по вопросам. Марина Владимировна, зачитывала, отдельные предложения, чтобы детям было понятно о чём говориться в рассказе, дети смогли передать точное описание медвежонка. При пересказе, педагог добивалась, чтобы дети отвечали полным ответом, несколько детей передали диалог: папы и сына.


В старшей группе Кочекова И.В. было проведено занятие по теме недели «Мебель» Присутствовал сюрпризный момент, с помощью загадок, дети были введены в тему нод: «Откуда стол пришёл». При проведении нод были использованы методы и приемы (словесные: мотивация, художественное слово, словесные игры, работа с текстом, поощрение; наглядные: рассматривание иллюстраций, использование ИКТ), практические: пальчиковые игры, ответы детей. У детей хорошие знания по теме мебель, кто её изготавливает и как, для чего необходим каждый предмет. Во время пересказа, дети были: активны, внимательны, добавляли друг друга. Педагог добивалась полных ответов от детей, правильного построения предложений, особенно привлекала к беседе пассивных детей.

В конце нод присутствовала рефлексия, подведен итог.


В старшей логопедической группе Кутузова З.И. С помощью загадок о птицах, Зинаида Ивановна, ввела в тему нод, чтение рассказа «Синичка». У детей есть знания о зимующих птицах. При разборе произведения педагог учила детей правильно строить предложения, упражняла в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных. При составлении рассказа по сюжетным картинкам, педагог задействовала всех детей. Дети были внимательны, слушали товарища, не перебивали.


В подготовительной к школе группе Круглова Г.И. НОД проводился по теме недели. С помощью повторения дней недели, дети введены в тему нод (профессии). Игра с мячом «Назови профессию». Сюрпризный момент, дети определяют запахи, делают умозаключение, что все профессии имеют свой запах. Чтение рассказа «Чем пахнут ремёсла», разбор новых (незнакомых) слов (ремесло, сдоба, замазка и т.д.). После разбора новых слов, закрепили название новых профессий, предметов необходимых той или иной профессии. При проведении игры «Кому что нужно для работы», дети без ошибок подобрали картинки с изображением предметов, необходимых для работы человеку разных профессий. На протяжении всего нод дети были активны, внимательны, при необходимости дополняли друг друга.



Подготовительная к школе группа. Никанова О.В., НОД соответствовал теме недели. С помощь загадок, наводящих вопросов, дети были введены в тему занятия. Дети с удовольствием составляли рассказы по схеме «мебель». У детей хорошие знания по теме, каждый составленный рассказ был индивидуален, практически каждый ребёнок составил рассказ о мебели. У детей большой запас слов, умеют работать со схемой. Закрепляли знания о названиях и назначении мебели. Образовывали относительные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.


Подготовительная логопедическая группа Сергеева Л.М. нод соответствовал теме недели, транспорт, с помощью загадок, наводящих вопросов , были введены в тему нод. Так же присутствовал сюрпризный момент, Незнайка. Занятие было интересным, познавательным. На протяжении всего нод, дети с удовольствием рассказывали о транспорте, Незнайке. На занятии педагог использовался наглядный материал (иллюстрации, предметные картинки), При проведении нод применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания, так же даны были энциклопедические знания). Людмила Михайловна, учила детей правильно строить предложения, упражняла в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Добивалась правильного проговаривания слов. На занятии дети были активны, внимательны, при составлении рассказа – сравнения дополняли друг, друга. В конце нод, был подведен итог.

          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.  С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующее требование:

  • обращается внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников.

  • должны научиться употреблять в речи эпитеты- (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)., метафоры - (слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака) и др. средства художественно-речевой выразительности.

  • Не на должном уровне проводится работа по заучиваю стихотворений (Кроме старшей группы «Б» Кочекова И.В.).




2. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой»

Изучение перспективных планов во всех возрастных группах показало, что воспитателями всех групп работа запланирована, темы актуальны, формы проведения разнообразны
          Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. 
        В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку. 
        Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению (кроме нод). Кроме того, не продумывают при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). При планировании воспитатели не соблюдают «закон взаимосвязи» НОД, предшествующей и последующей работы с детьми. Так же стоит воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры. 


3.  Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения, в наличии которых достаточно художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы.

Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций.

       Воспитатели проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины.        Во всех группах традиционно проводится «Книжный час», на котором воспитатели читают сказки.   В течение дня работа по развитию диалогической и монологической речи планируется во всех видах деятельности: на прогулках, в беседах. Дети при этом обогащают свой словарный запас.

Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей.


Выводы и рекомендации:

  • Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.

  • Продолжать работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями по приобщению детей к Х/Л

  • Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).

  • Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 

  • Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.

  • Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.

  • НОД, предшествующей и последующей работы с детьми (постоянно).



Решение педагогического совета:


Планировать индивидуальную работу с детьми речевому развитию в режимных моментах.

Отв: педагоги всех возрастных групп. Срок: постоянно



2. Планировать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 

Отв: педагоги всех возрастных групп, срок 01.03.2022г.



3.Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.

Отв педагоги всех возрастных групп, срок: постоянно.


4.Каргиной Е.И. предоставить выступление из опыта работы «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Отв: Каргина Е.И. срок до 01.03.2022г.


5.Педагогам: Каргиной Е.И., Федющиной Г.В. – провести нод по речевому развитию.

Отв: Каргина Е.И., Федющина Г.В. срок: до 15.03.2022г.




Название группы

Тема консультации

1 мл. группа «А» Бойко Т.Ф.

«Роль художественной литературы в развитии речи детей».

1 мл. группа «Б» Тюкавкина Е.П.

«Давайте почитаем», «Чтение художественной литературы».

1 мл. группа «В» Ивасенко В.Н.

«Роль потешек в развитии речи детей»

2 младшая группа «А» Дрокина Е.Г.

«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». «Чтение вслух детям».

2 младшая группа «Б» Димова О.В.

«Чтение художественной литературы»

Средняя группа «А» Алексеева О.А.

«Как учить с детьми стихи», «Роль книги в развитии речи детей 4 – 5 лет».

Средняя группа «Б» Псищева Т.А.

«Пересказываем вместе с детьми».

Старшая группа «А» Афанасьева М.В.

«Ребёнок и книга – творчество С.Я. Маршака», «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой», «Речевые игры по дороге в детский сад».

Старшая группа «Б» Кочекова И.В.

«Ребёнок и книга – творчество С.Я. Маршака», «Что и как читать ребёнку дома».

Старшая логопедическая группа.

Кутузова З.И., Спогреева Н.И.

«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы». «Как читать сказки старшим дошкольникам».

Подготовительная к школе группа «А» Круглова Г.И.

«Ребёнок и книга».

Подготовительная к школе группа «Б» Никанова О.В.

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»,

Подготовительная логопедическая группа. Сергеева Л.М. Суржикова О.М.

«Читайте детям сказки», «Как учить стихи с ребёнком», «Пересказываем вместе с детьми».