СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование с указанием тематики практических и самостоятельных работ

Просмотр содержимого документа
«Тематический план»


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Развитие СССР и его место

в мире

в 1980-е годы


28


Тема 1.1.

Основные тенденции

развития

СССР к 1980-м гг.


Содержание учебного материала

8

2

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Углубление кризисных явлений в начале 1980-х гг. Особенности национальной политики. Основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Практическое занятие №1

1


  1. Рассмотрение фото и киноматериалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, анализ документов социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.

  2. Работа с наглядным текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.

  3. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.

Самостоятельная работа обучающихся

4


Используя Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977 – 1980гг. Прокомментируйте полученный результат.

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.

Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х гг.

Содержание учебного материала

9

2

Этапы перестройки. Экономическая политика. Попытки реформирования политической системы во 2-й половине 1980-х гг. новое политическое мышление и изменение геополитического положения СССР. Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. Межнациональные отношения в СССР в 1985 – 1991 гг. Распад СССР и образование СНГ.

Практическое занятие №2

1


Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х гг.

  1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.

  2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-хх гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.

  3. Экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий.

Самостоятельная работа обучающихся

5


Задания:

Проект (в объеме 2-3 стр.) внешнеполитического курса СССР на 1985 – 1990 гг., альтернативного «новому мышлению».

Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «бархатных революций» в Восточной Европе

Составление исторических портретов.

Подготовка сообщений, презентаций.

Раздел 2.

Россия и мир в конце ХХ – начале XXI века


44


Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ века.

Содержание учебного материала

4

2

Конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. и возможность их урегулирования. Внешняя политика Б.Н. Ельцина. РФ в планах международных организаций.

Практическое занятие №3

1


«Постсоветское пространство в 1990-е гг.»

  1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

  2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Задания:

Составить в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Подготовка сообщений, презентаций.

Изучение материалов СМИ, Интернет-ресурсов, подборка иллюстраций по чеченскому конфликту.

Составление исторического портрета Б.Н. Ельцина.

Подготовить информацию об ООН, ОБСЕ.

Тема 2.2.

Укрепление влияния России на постсоветском пространстве

Содержание учебного материала

8

3

Россия и страны СНГ. Становление президентской республики. Внутренняя политика в начале XXI века – восстановление государства. Курс на суверенную демократию. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Восстановление позиций России во внешней политике.

Практическое занятие №4

1


Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

  1. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.

  2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.

  3. Рассмотрение политических карт решений Президента по реформе территориального устройства РФ.

  4. Работа с текстом Конституции РФ.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.

Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 2001 – 2013 гг.

Подготовка презентаций, рефератов.

Тема 2.3.

Россия и мировые интеграционные процессы

Содержание учебного материала

4

3

Расширение Евросоюза. Формирование мирового «рынка труда». Перспективы отношений России и НАТО. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.



Практическое занятие №5

1


«Россия и мировые интеграционные процессы»

  1. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.

  2. Изучение основных образовательных проектов с 1992 года с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Задания:

Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ – начала XXI вв.

Подготовить информацию о ВТО.

Подготовка сообщений.

Проект «Евросоюз: за и против».

Тема 2.4.

Развитие культуры в России

Содержание учебного материала

4

3

Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Формирование «массовой культуры». Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Тенденции сохранения традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры РФ.

Практическое занятие №6

1


«Развитие культуры в России»

  1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».

  2. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

  3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и народов Рооссии.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Задания:

Согласны ли вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.

Подготовка сообщений, презентаций.

Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире

Содержание учебного материала

3

3

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав её населения и соседних народов – главное условие политического развития. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.

Практическое занятие №7

1


«Перспективы развития РФ в современном мире»

  1. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.

  2. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.

Практическое занятие №8

1


«Россия и мир в конце ХХ – начале XXI века»

  1. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.

  2. Дискуссия по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Задания:

Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980 – 2000гг.

Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.

Написание эссе. Подготовка к экзамену.


ЭКЗАМЕН

1



Всего:

72


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



17