Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы | | 28 | |
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Углубление кризисных явлений в начале 1980-х гг. Особенности национальной политики. Основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. |
Практическое занятие №1 | 1 | |
Рассмотрение фото и киноматериалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, анализ документов социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг. Работа с наглядным текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Используя Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977 – 1980гг. Прокомментируйте полученный результат. Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. |
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х гг. | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
Этапы перестройки. Экономическая политика. Попытки реформирования политической системы во 2-й половине 1980-х гг. новое политическое мышление и изменение геополитического положения СССР. Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. Межнациональные отношения в СССР в 1985 – 1991 гг. Распад СССР и образование СНГ. |
Практическое занятие №2 | 1 | |
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х гг. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-хх гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей. Экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Задания: Проект (в объеме 2-3 стр.) внешнеполитического курса СССР на 1985 – 1990 гг., альтернативного «новому мышлению». Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «бархатных революций» в Восточной Европе Составление исторических портретов. Подготовка сообщений, презентаций. |
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале XXI века | | 44 | |
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ века. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. и возможность их урегулирования. Внешняя политика Б.Н. Ельцина. РФ в планах международных организаций. |
Практическое занятие №3 | 1 | |
«Постсоветское пространство в 1990-е гг.» Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Задания: Составить в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Подготовка сообщений, презентаций. Изучение материалов СМИ, Интернет-ресурсов, подборка иллюстраций по чеченскому конфликту. Составление исторического портрета Б.Н. Ельцина. Подготовить информацию об ООН, ОБСЕ. |
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Содержание учебного материала | 8 | 3 |
Россия и страны СНГ. Становление президентской республики. Внутренняя политика в начале XXI века – восстановление государства. Курс на суверенную демократию. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Восстановление позиций России во внешней политике. |
Практическое занятие №4 | 1 | |
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта. Рассмотрение политических карт решений Президента по реформе территориального устройства РФ. Работа с текстом Конституции РФ. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 2001 – 2013 гг. Подготовка презентаций, рефератов. |
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
Расширение Евросоюза. Формирование мирового «рынка труда». Перспективы отношений России и НАТО. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | | |
Практическое занятие №5 | 1 | |
«Россия и мировые интеграционные процессы» Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. Изучение основных образовательных проектов с 1992 года с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Задания: Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ – начала XXI вв. Подготовить информацию о ВТО. Подготовка сообщений. Проект «Евросоюз: за и против». |
Тема 2.4. Развитие культуры в России | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Формирование «массовой культуры». Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Тенденции сохранения традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры РФ. |
Практическое занятие №6 | 1 | |
«Развитие культуры в России» Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и народов Рооссии. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Задания: Согласны ли вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Подготовка сообщений, презентаций. |
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав её населения и соседних народов – главное условие политического развития. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. |
Практическое занятие №7 | 1 | |
«Перспективы развития РФ в современном мире» Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. |
Практическое занятие №8 | 1 | |
«Россия и мир в конце ХХ – начале XXI века» Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. Дискуссия по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Задания: Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980 – 2000гг. Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России. Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами. Написание эссе. Подготовка к экзамену. |
| ЭКЗАМЕН | 1 | |
| Всего: | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: