Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре
4 класс
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального образования. «Комплексной программы физического воспитания учащихся
1-11 классов» В.И.Ляха, и А.А.Зданевича – М.; Просвещение , 2011г.
Федеральный базисный план отводит 105 часов для изучения предмета «Физическая культура» с трех часовой нагрузкой в неделю. Но, учитывая годовой календарный учебный график на 2013-2014 у.г., рабочая программа составлена на 102 часа. Все темы учтена в полном объеме.
Содержание программы
Программный материал по предмету физическая культура делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету. Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм, гимнастике, легкой атлетике.
Легкая атлетика Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Лыжные гонки Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием. Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
Распределение учебного времени прохождения материала
по физической культуре (4 класс).
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во часов |
1. | БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | 70 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Подвижные игры | 20 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 14 |
1.4 | Легкая атлетика | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
2. | ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | 32 |
2.1 | Подвижные игры | 12 |
2.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 4 |
2.3 | Легкая атлетика | 16 |
Итого | | 102 |
Цель – формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности, посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи физического воспитания учащихся 4-х классов направлены на:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных, пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве и кондиционных способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, флиянии физических упражнений на состояние здоровья;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 4 класса должны:
иметь представление:
- о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры в баскетбол, волейбол;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
уметь:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать
КУ | Уровень физической подготовленности |
мальчики | девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Подтягивание | 5 | 4 | 3 | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места | 150-160 | 131-149 | 120-130 | 143-152 | 126-142 | 115-125 |
Бег 30м | 5.8-5.6 | 6.3-5.9 | 6.6-6.4 | 6.3-6.0 | 6.4-6.7 | 6.8-7.0 |
Бег 1000м | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах (1км) | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
Учебно-методический комплект
1.Учебник «Физическая культура» 1-4 классы В.И.Лях. – М.:Просвещение, 2014г.
2.Поурочные разработки по физической культуре: 1-4 классы.
3.Журнал «Физическая культура» в школе.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
1 четверть. Всего - 27 часов.
№ урока | План | Факт | Тема урока | Основные виды деятельности |
I раздел | | | Легкая атлетика -15 часов | |
1/1 | | | Обучение технике бега на короткие дистанции, технике высокого старта. Инструктаж по ТБ. Подвижная игра «Салки». | Уметь бегать с максимальной скоростью до 60 м. Правильно выполнять основные движения техники высокого старта. |
2/2 | | | Повторение техники бега на короткие дистанции. Тестирование бега на 30м. Встречные эстафеты. | Уметь бегать с максимальной скоростью до 60 м. Правильно выполнять основные движения техники высокого старта. |
3/3 | | | Урок-игра. Беговые эстафеты. Подвижная игра «Охотники и утки». | |
4/4 | | | Закрепление техники бега на короткие дистанции. Тестирование бега на 60м. Подвижная игра «Команда быстроногих». | Уметь бегать с максимальной скоростью до 60 м. Правильно выполнять основные движения техники высокого старта. |
5/5 | | | Обучение технике эстафетного бега. Закрепление техники высокого старта и стартового разгона. Подвижная игра «Смена сторон». | Уметь выполнять правильно технику передачи эстафетной палочки. |
6/6 | | | Урок-игра. Подвижная игра «Мини-лапта». | |
7/7 | | | Повторение техники прыжка в длину с места. Подвижная игра «Прыгающие воробушки». | Уметь выполнять правильно прыжок в длину с места. Знать правила игры «Прыгающие воробушки». |
8/8 | | | Обучение техниике прыжка в длину с разбега, обучение технике тройного прыжка с места. Подвижная игра «Волк во рву». | Уметь выполнять прыжок в длину с разбега на результат. Знать правила игры «Волк во рву». |
9/9 | | | Урок-игра. Подвижная игра «Мини-лапта». | |
10/10 | | | Повторение техники метания мяча в цель. Повторение элементов мини-лапты. | Уметь правильно выполнять основные движения в метании. |
11/11 | | | Обучение технике метания мяча на дальность. Эстафеты с метанием мяча. | Уметь метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений |
12/12 | | | Урок-игра. Подвижная игра «Мини-лапта». | |
13/13 | | | Обучение технике бега по пересеченной местности. Подвижная игра «День и ночь». | Уметь пробегать в равномерном темпе; чередовать ходьбу с бегом. |
14/14 | | | Повторение техники бега по пересеченной местности. Тестирование бега на 1000м. Подвижная игра «Зайцы в огороде». | Уметь пробегать в равномерном темпе; знать как проходит тестирования бега на 1000м. |
15/15 | | | Урок-игра. Подвижная игра «Мини-лапта». | |
II раздел | | | Подвижные игры с элементами баскетбола -12 часов. | |
16/1 | | | Инструктаж по ТБ на занятиях подвижными играми. Обучение технике ловли и передачи мяча. Подвижная игра «Передал -садись». | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
17/2 | | | Повторение техники ловли и передачи мяча на месте и в движении. Подвижная игра «Передал и перебежал». | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
18/3 | | | Урок-игра. Эстафеты с элементами баскетбола. | |
19/4 | | | Обучение технике ведения мяча в движении. Подвижная игра «Гонка мячей по кругу». | Уметь выполнять ведение мяча в движении. |
20/5 | | | Повторение техники ведения мяча в движении. Эстафеты с элементами баскетбола. | Уметь выполнять ведение мяча в движении. |
21/6 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-баскетбол. | |
22/7 | | | Обучение технике ведения мяча с изменением скорости и направления. Подвижная игра «Мяч-капитану». | Уметь владеть мячом: передача на растоянии, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. |
23/8 | | | Повторение техники ведения мяча с изменением скорости и направления. Подвижная игра «Мяч-капитану». | Уметь владеть мячом: передача на растоянии, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. |
24/9 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-баскетбол. | |
25/10 | | | Обучение технике броска мяча двумя руками от груди. Подвижная игра «10 передач». | Уметь выполнять ведение мяча в движении |
26/11 | | | Повторение технике броска мяча двумя руками от груди. Подвижная игра «10 передач». | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
27/12 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-баскетбол. | |
2 четверть. Всего 21 час.
№ урока | | | Тема урока | |
III раздел | План | Факт | Гимнастика с элементами акробатики-21 час | |
28/1 | | | Инструктаж по ТБ. Обучение технике строевых упражнений. Обучение технике акробатических упражнений. Подвижная игра «Совушка». | Уметь выполнять строевые команды. Акробатические элементы раздельно и в комбинации. |
29/2 | | | Повторение техники строевых упражнений. Повторение техники акробатических упражнений. Подвижная игра «День и ночь». | Уметь выполнять строевые команды. Акробатические элементы раздельно и в комбинации. |
30/3 | | | Урок-игра. Полоса препятствий. Подвижная игра «Пустое место». | |
31/4 | | | Закрепление техники строевых упражнений. Обучение технике акробатических элементов. Подвижная игра «Пустое место». | Уметь выполнять строевые команды. Акробатические элементы раздельно и в комбинации. |
32/5 | | | Повторение техники акробатических элементов. Подвижная игра «Отгадай, чей голосок?». | Уметь выполнять строевые команды. Акробатические элементы раздельно и в комбинации. |
33/6 | | | Урок-игра. Полоса препятствий. Подвижная игра «Третий — лишний». | |
34/7 | | | Обучение технике висов и упоров. Тестирование подтягивания. Подвижная игра «Маскировка». | |
35/8 | | | Повторение техники висов и упоров. Подвижная игра «Охотники и утки». | Уметь выполнять висы, подтягивание в висе. |
36/9 | | | Урок-игра. Подвижные игры «Охотники и утки», «Удочка». | |
37/10 | | | Обучение технике опорных прыжков. Подвижная игра «Пустое место». | Уметь выполнять опорный прыжок. |
38/11 | | | Повторение техники опорных прыжков. Тестирование прыжка со скакалкой за 1 мин. Подвижная игра «Пустое место». | Уметь выполнять опорный прыжок. |
39/12 | | | Урок-игра. Подвижная игра «Перестрелка». | |
40/13 | | | Обучение технике упражнений в лазании и равновесии. Подвижная игра «Аисты». | Уметь лазать по гимнастической стенке. |
41/14 | | | Повторение техники упражнений в лазании и равновесии. Подвижная игра «Космонавты». | Уметь лазать по гимнастической стенке. |
42/15 | | | Урок-игра. Полоса препятствий с элементами лазания, перелазания, равновесия. Подвижная игра «Космонавты». | |
43/16 | | | Обучение технике акробатических связок. Тестирование наклона сидя. Подвижная игра «Вызов номеров». | Уметь выполнять акробатические связки. Знать правила игры «Вызов номеров». |
44/17 | | | Повторение техники акробатических связок. Тестирование сгибания рук в упоре лежа. Подвижная игра «Охотники и утки». | Уметь выполнять акробатические связки. Знать правила игры «Охотники и утки». |
45/18 | | | Урок-игра. Полоса препятствий с элементами акробатики. Подвижная игра «Перестрелка». | |
46/19 | | | Закрепление техники акробатических связок. Подвижная игра «Охотники и утки». | Уметь выполнять акробатические связки. Знать правила игры «Охотники и утки». |
47/20 | | | Изучение комплекса ритмической гимнастики. Подвижная игра «Перестрелка». | Уметь выполнять комплекс ритмической гимнастики. |
48/21 | | | Урок-соревнование. Показательные выступления по гимнастике. | |
3 четверть. Всего 30 часов.
№ урока | План | Факт | Тема урока | |
IV раздел | | | Лыжная подготовка-18 часов. | |
49/1 | | | Инструктаж по ТБ при занятиях лыжной подготовкой. Обучение технике скользящего и ступающего шага. Непрерывное передвижение 500м. | Уметь передвигаться на лыжах. Уметь играть на лыжах. |
50/2 | | | Повторение техники скользящего и ступающего шага. Непрерывное передвижение 500м. | Уметь передвигаться скользящим шагом. |
51/3 | | | Урок-игра. Эстафеты на лыжах без палок. | |
52/4 | | | Обучение техники поворотов переступанием. Непрерывное передвижение 800м. | Уметь передвигаться на лыжах. Уметь выполнять повороты переступанием. |
53/5 | | | Повторение техники поворотов переступанием. Непрерывное передвижение 800м. | Уметь передвигаться на лыжах. Уметь выполнять повороты переступанием. |
54/6 | | | Урок-игра. Эстафеты на свежем вождухе без лыжного инвентаря. | |
55/7 | | | Обучение технике подъема «лесенкой» и спуска с небольшого склона. Непрерывное передвижение 1000м. | |
56/8 | | | Повторение техники подъема и спуска. Непрерывное передвижение 1000м. | Уметь передвигаться на лыжах. Уметь выполнять спуски и подъемы. |
57/9 | | | Урок-соревнование. Передвижение 1000м на результат. | |
58/10 | | | Обучение техники попеременного двухшажного хода. Подвижная игра «Салки на лыжах». | Уметь передвигаться попеременно двухшажным ходом. Уметь играть на лыжах. |
59/11 | | | Повторение техники поперенного двухшажного хода. Подвижная игра «Салки на лыжах» | Уметь передвигаться попеременно двухшажным ходом. Уметь играть на лыжах |
60/12 | | | Урок-игра. Полоса препятствий на лыжах. | |
61/13 | | | Закрепление техники попеременного двухшажного хода. Непрерывное передвижение в равномерном темпе 1500м. | Уметь передвигаться попеременно двухшажным ходом. |
62/14 | | | Закрепление техники попеременного двухшажного хода. Непрерывное передвижение 1500м. | Уметь передвигаться попеременно двухшажным ходом. Уметь играть на лыжах |
63/15 | | | Урок-соревнование. Передвижение 1500м на результат. | |
64/16 | | | Обучение техники одноопорного скольжения. Эстафеты на лыжах. | Уметь выполнять одноопорное скольжение. |
65/17 | | | Повторение техники одноопорного скольжения. Эстафеты на лыжах. | Уметь выполнять одноопорное скольжение. |
66/18 | | | Урок-игра. Эстафеты на свежем воздухе. | |
V раздел | | | Подвижные игры с элементами волейбола | |
67/1 | | | Повторный инструктаж по ТБ при занятиях подвижными играми. Обучение технике передачи мяча в парах через сетку. Подвижная игра «Охотники и утки». | Уметь демонстрировать технику приема и передачи мяча. |
68/2 | | | Повторение техники передачи мяча в парах через сетку. Учебная игра пионербол. | Уметь демонстрировать технику приема и передачи мяча. |
69/3 | | | Урок-игра. Учебная игра пионербол. | |
70/4 | | | Обучение технике подачи мяча одной рукой. Учебная игра пионербол. | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
71/5 | | | Повторение техники подачи мяча одной рукой. Учебная игра пионербол. | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
72/6 | | | Урок-игра. Учебная игра пионербол. | |
73/7 | | | Обучение технике приема мяча после подачи. Учебная игра пионербол. | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. Знать правила игры пионербол. |
74/8 | | | Повторение техники приема мяча после подачи. Учебная игра пионербол. | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. Знать правила игры пионербол. |
75/9 | | | Урок-игра. Учебная игра пионербол. | |
76/10 | | | Обучение технике нападения с трех шагов. Учебная игра пионербол с элементами волейбола. | Уметь выполнять технику нападения с трех шагов. Знать правила игры пионербол. |
77/11 | | | Повторение техники нападения с трех шагов. Учебная игра пионербол с элементами волейбола. | |
78/12 | | | Урок-игра. Учебная игра пионербол. | |
4 четверть. Всего — 24 часа
№ урока | План | Факт | Тема урока | |
VI раздел | | | Подвижные игры с элементами баскетбола-9 часов | |
79/ 1 | | | Повторный инструктаж по ТБ при занятиях подвижными играми. Обучение технике ловли и передачи мяча на месте и в движении. Подвижная игра «Подвижная цель». | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
80/2 | | | Повторение техники ловли и передачи мяча на месте и в движении. Подвижная игра «Салки с мячом». | Уметь выполнять различные варианты передачи мяча. |
81/3 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-баскетбол. | |
82/4 | | | Обучение технике ловли и передачи мяча в квадрате на месте и в движении. Учебная игра «Мяч-капитану». | Уметь выполнять ловлю и передачу мяча в квадрате на месте и в движении. Знать правила игры «мяч- капитану». |
83/5 | | | Повторение техники ловли и передачи мяча в квадрате на месте и в движении. Учебная игра «Мяч-капитану». | Уметь выполнять ловлю и передачу мяча в квадрате на месте и в движении. Знать правила игры «мяч- капитану». |
84/6 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-баскетбол. | |
85/7 | | | Повторение техники броска в кольцо двумя руками от груди. Учебная игра мини-баскетбол. | Уметь выполнять броски в кольцо двумя руками от груди. Знать правила игры в мини-баскетбол. |
86/8 | | | Закрепление техники броска в кольцо двумя руками от груди. Учебная игра мини-баскетбол. | Уметь выполнять броски в кольцо двумя руками от груди. Знать правила игры в мини-баскетбол. |
87/9 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-баскетбол. | |
VIIраздел | | | Легкая атлетика — 15 часов. | |
88/1 | | | Повторение техники эстафетного бега. Встречные эстафеты. | Уметь выполнять правильно технику передачи эстафетной палочки. |
89/2 | | | Повторение техники бега на короткие дистанции. Тестирование бега на 30м. Учебная игра мини-лапта. | Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. Бегать с максимальной скоростью до 30 м |
90/3 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-лапта. | |
91/4 | | | Закрепление техники бега на короткие дистанции. Тестирование бега на 60м. Учебная игра мини-лапта. | Бегать с максимальной скоростью до 60 м. Знать правила игры мини-лапта. |
92/5 | | | Повторение техники метания мяча в цель. Учебная игра мини-лапта. | Уметь выполнять технику метания молого мяча в цель. Знать правила игры мини-лапта. |
93/6 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-лапта. | |
94/7 | | | Повторение техники метания мяча на дальность. Тестирование прыжка в длину с места. Учебная игра мини-лапта. | Уметь выполнять технику метания молого мяча в цель. Знать правила игры мини-лапта. |
95/8 | | | Тестирование техники метания мяча на дальность. Учебная игра мини-лапта. | Уметь выполнять технику метания молого мяча в цель. |
96/9 | | | Урок-игра. Учебная игра мини-лапта. | |
97/10 | | | Повторение техники бега на средние дистанции. Учебная игра лапта. | Уметь бегать в равномерном темпе. Знать правила игры лапта. |
9/11 | | | Тестирование техники бега на 1000м. Учебная игра лапта. | Уметь пробегать в равномерном темпе; знать как проходит тестирования бега на 1000м. |
99/12 | | | Учебная игра лапта. | |
100/13 | | | Обучение техники длительного бега. Учебная игра лапта. | Уметь бегать в равномерном темпе. |
101/14 | | | Повторение техники длительного бега. Учебная игра лапта. | Уметь бегать в равномерном темпе. Знать правила игры лапта. |
102/15 | | | Урок-соревнование по легкой атлетике. Подведение итогов. | |