Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лопандинская средняя общеобразовательная школа
Комаричского района
Обсуждена и согласована на заседании МО начальных классов протокол №_______ от_____________2018 г Руководитель МО________ Клокова Е. А. | Проверила зам.директора по УВР________________ Терентьева О.Е. «_____»__________2018 г | Утверждена директором МБОУ Лопандинской СОШ __________М.И. Крестенков Приказ №_____ от «_____»_________2018 г |
Рабочая программа учебного курса
по литературному чтению
4 класс
Предметная линия учебников
Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А.Виноградской
Составитель: учитель
начальных классов
________________
Н.М. Кутурова
Лопандино – 2018
Планируемые результаты освоения учебного курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
"Летописи. Былины. Жития" (11 ч)
О былинах. "Ильины три поезд очки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...","Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики" (19 ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает..." "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю. Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики". "
Поэтическая тетрадь 1" (9 ч)
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями.:."; Н.А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки" (14 ч)
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час" (8 ч)
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю. Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна детства" (7 ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка". .
"Поэтическая тетрадь 2" (5 ч) В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева
"Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
Природа и мы" (10 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3" (9 ч)
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина" (7 ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане" ,
«Страна "Фантазия"» (6 ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература" (14 ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
Тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 4
Учитель: Кутурова Н. М.
Количество часов по учебному плану:
Всего: 119 часов; в I четверти 3 часа в неделю, во II - 4 часа.
Планирование составлено на основе:
-ФГОС
-Основной образовательной программы МБОУ Лопандинской СОШ
- Учебного плана МБОУ Лопандинской СОШ
- Авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской и др. Рабочие программы
Предметная линия учебников системы «Школа России» Л. Ф. Климановой и др., 1-4 кл. – М.: Просвещение.
Учебник: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение: учебник для 4-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2012
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата |
план | факт |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | | |
Летописи, былины, сказания, жития (11 ч.) |
2 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | | |
3 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | 1 | | |
4 | Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | | |
5 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 1 | | |
6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | 1 | | |
7 | Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой | 1 | | |
8 | Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». | 1 | | |
9 | Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | 1 | | |
10 | Житие Сергия Радонежского. | 1 | | |
11 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». | 1 | | |
Чудесный мир классики (19 ч.) |
12 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 1 | | |
13 | П. П. Ершов «Конёк-горбунок» | 1 | | |
14 | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | | |
15 | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев. | 1 | | |
16 | А. С. Пушкин «Няне», «Унылая пора! Очей очарованье! ...», «Туча» | 1 | | |
17 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 1 | | |
18 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | 1 | | |
19 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Деление текста на части. | 1 | | |
20 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Пересказ основных эпизодов сказки. | 1 | | |
21 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | | |
22 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».. | 1 | | |
23 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | 1 | | |
24 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев. | 1 | | |
25 | Жизнь и творчество Л. Н. Толстого | 1 | | |
26 | Л. Н. Толстой «Детство». | 1 | | |
27 | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». | 1 | | |
28 | А. П. Чехов «Мальчики». | 1 | | |
29 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 1 | | |
30 | Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений | 1 | | |
Поэтическая тетрадь (9 ч.) |
31 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». | 1 | | |
32 | А. А. Фет «Весенний лес». «Бабочка». | 1 | | |
33 | Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…» | 1 | | |
34 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | 1 | | |
35 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | 1 | | |
36 | Н. А. Некрасов «Школьник». | 1 | | |
37 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». | 1 | | |
38 | И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина | 1 | | |
39 | Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | 1 | | |
Литературные сказки (14 ч.) |
40 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | | |
41 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 1 | | |
42 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ | 1 | | |
43 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | 1 | | |
44 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения | 1 | | |
45 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | 1 | | |
46 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | | |
47 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 1 | | |
48 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | 1 | | |
49 | Знакомство с содержанием раздела, прогнозирование его содержания. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | | |
50 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | 1 | | |
51 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части | 1 | | |
52 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | 1 | | |
53 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений | 1 | | |
Делу время – потехе час (8 ч.) |
54 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | | |
55 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | 1 | | |
56 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | | |
57 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | | |
58 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. | 1 | | |
59 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. | 1 | | |
60 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | 1 | | |
61 | Оценка достижений. | 1 | | |
Страна детства (7 ч.) |
62 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | | |
63 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения | 1 | | |
64 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | | |
65 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | 1 | | |
66 | М. М. Зощенко «Ёлка». | 1 | | |
67 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства». | 1 | | |
68 | Оценка достижений. | 1 | | |
Поэтическая тетрадь (5 ч.) |
69 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | | |
70 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | | |
71 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». | 1 | | |
72 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений. | 1 | | |
73 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | 1 | | |
Природа и мы (10 ч.) |
74 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | | |
75 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | 1 | | |
76 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | 1 | | |
77 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | | |
78 | М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | 1 | | |
79 | Е. И. Чарушин «Кабан». | 1 | | |
80 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 1 | | |
81 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. | 1 | | |
82 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | 1 | | |
83 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Оценка достижений | 1 | | |
Поэтическая тетрадь (9 ч.) |
84 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 1 | | |
85 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | 1 | | |
86 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | | |
87 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». | 1 | | |
88 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». | 1 | | |
89 | С. А. Есенин «Лебёдушка». | 1 | | |
90 | Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Декламация (чтение наизусть) наиболее понравившихся стихотворений. | 1 | | |
91 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | 1 | | |
92 | Оценка достижений | 1 | | |
Родина (7 ч.) |
93 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 1 | | |
94 | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 1 | | |
95 | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | | |
96 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | 1 | | |
97 | Обобщающий урок «Родина». | 1 | | |
98 | Проект «Они защищали Родину». | 1 | | |
99 | Оценка достижений. | 1 | | |
Страна Фантазия (6 ч.) |
100 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | | |
101 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | 1 | | |
102 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | 1 | | |
103 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастического жанра | 1 | | |
104 | Путешествие по Стране Фантазии | 1 | | |
105 | Оценка достижений | 1 | | |
Зарубежная литература (14 ч.) |
106 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | | |
107 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | 1 | | |
108 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 1 | | |
109 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | 1 | | |
110 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части | 1 | | |
111 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Характеристика героев | 1 | | |
112 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | | |
113 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | 1 | | |
114 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 1 | | |
115 | С. Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда. | 1 | | |
116 | Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг». | 1 | | |
117 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | 1 | | |
118 | Резерв | 1 | | |
119 | Резерв | 1 | | |