Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по физической культуре, авторской программы: 5-9 классы Т. В Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, учебника Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. Физическая культура 5-7 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М: «Вентана – Граф», 2015
Цель школьного образования по физической культуре – формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В стремлении к этой цели учебный процесс в основной школе направлен на углубление знаний в области физической культуры, развитие физических и психических качеств, формирование устойчивых мотивов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом, бережное отношение к своему здоровью, формирование навыков организации здорового образа жизни.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:
формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
формирование знаний о терминологии, средствах и методах физической культуры;
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;
расширение двигательного опыта посредством усложнения раннее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития социально значимых качеств личности, основных физических качеств и способностей;
формирование навыков и умений, необходимых для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движения;
формирование умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;
формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры;
воспитание положительных черт характера и поведения в процессе занятий физическими упражнениями и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся научатся:
называть, описывать, раскрывать, объяснять:
■ роль физической культуры в истории человечества и в современном обществе;
■ связь между спортом и военной деятельностью;
■ краткую мировую историю Олимпийских игр и олимпийского движения, историю развития олимпизма в России;
■ олимпийские виды спорта, виды соревнований, проводимых в нашей стране, спортивные традиции, поддерживаемые в России, имена выдающихся отечественных спортсменов;
■ значение физического воспитания для современного человека;
■ принципы и значение здорового образа жизни и активного отдыха для подростка;
■ технику выполнения двигательных действий и приёмы, изучаемые в соответствии с учебной программой (организационные команды и приёмы, техника ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, передвижения на лыжах);
■ способы выбора упражнений для развития тех или иных двигательных качеств;
■ способы регулирования физической нагрузки;
■ способы оценки физической подготовленности, типа телосложения;
■ признаки крепкого здоровья, правильной осанки;
■ правила техники безопасности во время занятий физическими упражнениями;
■ основные меры профилактики травматизма;
■ приёмы оказания доврачебной помощи при травмах;
■ правила закаливания организма и основные способы массажа;
■ способы организации досуга в закрытых помещениях и на открытом воздухе средствами физической культуры;
■ значение физической подготовки с прикладной направленностью в обычной жизни;
Учащиеся получат возможность научиться:
■ выполнять упражнения для профилактики и коррекций нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
■ выполнять упражнения утренней гигиенической гимнастики;
■ выполнять упражнения физкультминуток;
■ выполнять упражнения дыхательной гимнастики, для концентрации внимания, психорегуляции;
■ составлять и варьировать комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток с учётом индивидуальных особенностей и потребностей для развития двигательных качеств;
■ выполнять основные акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения и их комбинации;
■ выполнять упражнения на лыжах (при наличии снежного покрова в зимний период в месте проживания);
■ выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе;
■ оказывать доврачебную помощь при травмах;
■ оценивать развитие и состояние организма по основным физическим показателям здоровья (масса и длина тела, окружность грудной клетки, осанка, частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений) и с помощью функциональных проб;
■ оценивать собственную физическую подготовку с помощью двигательных тестов;
■ пользоваться приёмами самонаблюдения, самоконтроля для мониторинга развития основных двигательных качеств;
■ организовывать досуг средствами физической культуры;
■ организовывать и проводить спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу среди школьников.
Содержание учебного предмета, курса
.
Знания о физической культуре
Мифы и легенды о появлении древних Олимпийских игр.
Виды состязаний в древности
Организация здорового образа жизни
Понятие «здоровье». Признаки крепкого здоровья.
Показатели здоровья: частота сердечных сокращений, частота дыхания; масса и длина тела, их соотношение.
Резервы здоровья
Планирование занятий физической культурой
Понятие «физическая подготовка». Общая физическая, специальная физическая
и спортивная подготовка
Постановка целей самостоятельных занятий физической культурой. Оценка индивидуальных особенностей организма. Ведение дневника занятий
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Цель утренней гигиенической гимнастики. Физическая нагрузка для утренней гигиенической гимнастики. Правила выполнения утренней гигиенической гимнастики. Комплексы упражнений
для утренней гигиенической гимнастики
Цель выполнения физкультминуток. Комплексы упражнений для физкультминуток: упражнения для снятия утомления мышц рук, глаз, общего мышечного утомления, нервного напряжения
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приёмы (построение в одну, две, три шеренги, построение в одну, две, три колонны, перестроение из одной шеренги в две и в три, строевые команды, передвижения строем, размыкания и смыкания строя). Акробатические упражнения (перекат вперёд в упор присев, перекат назад, кувырок вперёд в группировке; стойка на лопатках). Упражнения и комбинации на спортивных снарядах (лазание по гимнастической стенке одноимённым и разноимённым способами, ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног, расхождение вдвоём на узкой площади опоры; висы согнувшись и прогнувшись, сгибание и разгибание рук в висе)
Лёгкая атлетика
Беговые упражнения (на выносливость
(до 1 км), на короткие дистанции 10–60 м, бег с ускорением на 30 м, эстафеты; низкий и высокий старт). Прыжковые упражнения
(в длину способом «согнув ноги»). Метания малого мяча (в горизонтальную мишень,
в вертикальную мишень, на дальность)
Мониторинг: уровень общей физической подготовленности учащихся;
Лыжные гонки
Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Подъём способом «полуёлочка»
Кроссовая подготовка.
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Бег по пересечённой местности, преодоление препятствий
Спортивные игры
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу, баскетболу. ТБ при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Тематический планирование 6 класс
№ | Дата | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
п/п | в теме | по плану | Факт. |
I четверть 27 часов Лёгкая атлетика – 12 часов |
1 | 1 | | | Высокий старт | 1 | Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых и прыжковых упражнений, метаний малого мяча; Описывать технику прыжка в длину способом «согнув ноги»; Выполнять беговые и прыжковые упражнения, метания малого мяча; Бегать на дистанцию 60 м с максимальной скоростью и 1 км на время; Метать малый мяч на дальность и на точность; |
2 | 2 | | | Низкий старт | 1 |
3 | 3 | | | Бег с ускорением до 30 метров | 1 |
4 | 4 | | | бег с ускорением 50–60 м, | 1 |
5 | 5 | | | Бег на результат 60 метров | 1 |
6 | 6 | | | Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега | 1 |
7 | 7 | | | Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега | 1 |
8 | 8 | | | Прыжок в длину с разбега.(зачет) | 1 |
9 | 9 | | | Метание малого мяча | 1 |
10 | 10 | | | Метание малого мяча | 1 |
11 | 11 | | | Бег на средние дистанции | 1 |
12 | 12 | | | Бег на средние дистанции | |
Спортивные игры (русская лапта) – 12 часов |
13 | 1 | | | Правила игры в лапту | 1 | знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении ударов. Выполнять удары по мяу разными способами. Выполнять ловлю мяча Выполнять броски мяча по движущейся цели Уметь оценивать обстановку при игре Бег с ускорением
Знать правила игры |
14 | 2 | | | Ловля мяча | 1 |
15 | 3 | | | Перебежка | 1 |
16 | 4 | | | Удар с низу | 1 |
17 | 5 | | | Удар свечей | 1 |
18 | 6 | | | Удар сверху | 1 |
19 | 7 | | | Передачи мяча | 1 |
20 | 8 | | | Передачи мяча | 1 |
21 | 9 | | | Броски мяча в цель | 1 |
22 | 10 | | | Передачи мяча | 1 |
23 | 11 | | | Передачи мяча | 1 |
24 | 12 | | | Удары по мячу | 1 |
Знания о физической культуре 3 ч. |
25 | 1 | | | Современные Олимпийские игры. Возвращение Олимпийских игр в конце 109-начале 20 в. | 1 | Объяснять цель возрождения Олимпийских игр; объяснять смысл символики Олимпийских игр; описывать главные ритуалы Олимпийских игр |
26 | 2 | . | | Принципы олимпизма. Идеалы и символика Олимпийских игр | 1 |
27 | 3 | | | Церемония открытия и закрытия Олимпийских игр, олимпийские медали | 1 |
II четверть (21час)Гимнастика – 18 час |
28 | 1 | | | Акробатика. Кувырок вперед | 1 | Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений на спортивных снарядах; Описывать технику кувырков в упор присев и в полушпагат; Анализировать технику кувырков своих сверстников и выявлять ошибки; Различать и выполнять строевые приемы и команды; Выполнять акробатические упражнения, упражнения и комбинации гимнастической скамейке; |
19 | 2 | | | Акробатика. Кувырок назад | 1 |
30 | 3 | | | Акробатика. Кувырок вперед и назад | 1 |
31 | 4 | | | Стойка на лопатках | 1 |
32 | 5 | | | Стойка на лопатках | 1 |
33 | 6 | | | Акробатические соединения 2-3 элемента | 1 |
34 | 7 | | | Акробатические соединения 3-4 элемента | 1 |
35 | 8 | | | Акробатическая комбинация 4-5 элементов | 1 |
36 | 9 | | | Висы: Вис согнувшись, вис прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки) | 1 |
37 | 10 | | | Висы: Вис согнувшись, вис прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки) | 1 |
38 | 11 | | | Подъем переворотом | 1 |
39 | 12 | | | Подъем переворотом | 1 |
40 | 13 | | | Висы. Подъем переворотом | 1 |
41 | 14 | | | Прыжки со скакалкой | 1 |
42 | 15 | | | Прыжки со скакалкой | 1 |
43 | 16 | | | Опорный прыжок ноги врозь | 1 |
44 | 17 | | | Опорный прыжок ноги врозь | 1 |
45 | 18 | | | Опорный прыжок ноги врозь | 1 |
Организация здорового образа жизни 3 ч |
46 | 1 | | | Правильный режим дня. Понятие «здоровый образ жизни» | 1 | Раскрыть понятие «здоровый образ жизни»; выявлять основные показатели здорового образа жизни в собственном распорядке дня; Самостоятельно корректировать и поддерживать правильный режим дня |
47 | 2 | | | Показатели здорового образа жизни. Распорядок дня. | 1 |
48 | 3 | | | Режим питания. Здоровая пища. | 1 |
III четверть (30 часов). Лыжная гонки – 19 час |
49 | 1 | | | Одновременный бесшажный ход | 1 | Называть и соблюдать правила техники безопасности во время лыжной подготовки; Применять технику одновременного хода в различных условиях местности;
Сравнивать двухшажный и одношажный, одновременный и попеременный ходы;
Объяснять назначение разных лыжных ходов и разных способов подъема на склоны; выполнять передвижение по ровной местности (попеременным двухшажным, одновременным одношажным ходом), подъем на пологий склон способом «полуелочка»; |
50 | 2 | | | Одновременный двушажный ход | 1 |
51 | 3 | | | Попеременного двушажного хода | 1 |
52 | 4 | | | Одновременный безшажный ход. Эстафетный бег | 1 |
53 | 5 | | | Одновременный безшажный ход. Эстафетный бег | 1 |
54 | 6 | | | Спуски и подъемы | 1 |
55 | 7 | . | | Подъем в гору скользящим шагом | 1 |
56 | 8 | | | Торможение «плугом» | 1 |
57 | 9 | | | Торможение «плугом» | 1 |
58 | 10 | | | Подъем «елочкой» | 1 |
59 | 11 | | | Подъем «елочкой» | 1 |
60 | 12 | | | Прохождение дистанции 2 -2,5км. | 1 | Преодолевать дистанцию 1 км на время на лыжах |
61 | 13 | | | Спуски в средней стойке | 1 |
62 | 14 | | | Спуски в средней стойке | 1 |
63 | 15 | | | Прохождение дистанции 2 - 3 км. | 1 |
64 | 16 | | | Прохождение дистанции 1 км со сменой ходов | 1 |
65 | 17 | | | Прохождение дистанции 1 км со сменой ходов | 1 |
66 | 18 | | | Лыжные гонки 1 - 2км. | 1 |
67 | 19 | | | Круговая эстафета | 1 |
Спортивные игры (Волейбол) –8 часов |
68 | 1 | | | Стойки и передвижения. | 1 | Соблюдать технику безопасности во время игры в волейбол; Называть способы подач, способы приема и передачи мяча; Развивать знания, навыки и умения игры в волейбол; Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками и участвовать в игре; Развить навыки коммуникации при подготовке и во время проведения игры; Использовать волейбол как средство досуга и развития собственных двигательных качеств |
69 | 2 | | | Стойки, передвижения, повороты, остановки. | 1 |
70 | 3 | | | Прием и передача мяча. | 1 |
71 | 4 | | | Прием и передача мяча. | 1 |
72 | 5 | | | Нижняя подача мяча. | 1 |
73 | 6 | | | Нижняя подача мяча. | 1 |
74 | 7 | | | Нападающий удар (н/у.). | 1 |
75 | 8 | | | Нападающий удар | 1 |
Планирование занятий физической культурой 3 ч. |
76 | 1 | | | Типы телосложения | 1 | Сравнить группы людей с разным типом телосложения по строению тела, Особенностями рекомендуемой физической нагрузки и рациона питания; Обеспечивать предпочтительное использование видов спорта для людей с различным типом телосложения; Определять свой тип телосложения по внешним физическим признакам |
77 | 2 | | | Особенности людей с разным типом телосложения | 1 |
78 | 3 | | | Предпочтительные виды спорта для людей с разным типом телосложения | 1 |
4 четверть (24 часа). Лёгкая атлетика – 13 часов, русская лапта – 10 часов |
79 | 1 | | | Беговые упражнения | 1 | Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых и прыжковых упражнений, метаний малого мяча; Описывать технику прыжка в длину способом «согнув ноги»; Выполнять беговые и прыжковые упражнения , метания малого мяча; Бегать на дистанцию 60 м с максимальной скоростью и 1 км на время; Метать малый мяч на дальность и на точность; |
80 | 2 | | | Бег на результат 60 метров | 1 |
81 | 3 | | | Прыжки в высоту способом «перешагивания» | 1 |
82 | 4 | | | Прыжки в высоту способом «перешагивания» | 1 |
83 | 5 | | | Челночный бег 3х10м | 1 |
84 | 6 | | | Челночный бег 3х10м на время | 1 |
85 | 7 | | | Метание теннисного мяча на дальность | 1 |
86 | 8 | | | Прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега | 1 |
87 | 9 | | | Прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега. Контроль | 1 |
88 | 10 | | | Бег 30 метров | 1 |
89 | 11 | | | Бег 30 метров (зачет) | 1 |
90 | 12 | | | Кроссовая подготовка | 1 |
91 | 13 | | | Кроссовая подготовка 1 км | 1 | знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении ударов. Выполнять удары по мяу разными способами. Выполнять ловлю мяча Выполнять броски мяча по движущейся цели Уметь оценивать обстановку при игре Бег с ускорением Знать правила игры |
92 | 14 | | | Удар сверху | 1 |
93 | 15 | | | Удар сверху | 1 |
94 | 16 | . | | Удар снизу | 1 |
95 | 17 | . | | Удар снизу | 1 |
96 | 18 | | | Перебежка | 1 |
97 | 19 | | | Ловля мяча | 1 |
98 | 20 | | | Ловля мяча | |
99 | 21 | | | Передачи мяча | 1 |
100 | 22 | | | Передача мяча | | |
101 | 23 | | | Учебная игра | | |
Физкультурно-оздоровительная деятельность 4ч |
102 | 1 | | | Способы и средства развития мышечной силы. Комплексы упражнений | 1 | Называть способы и средства развития мышечной силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений; Составлять комплексы упражнений для необходимой тренировки двигательных качеств; Подбирать режим тренировочной нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями организма и текущим функциональным состоянием. |
103 | 2 | | | Правила выполнения упражнений для развития и тренировки гибкости | 1 |
104 | 3 | | | Способы и средства развития быстроты. Комплексы упражнений. | 1 |
105 | 4 | | | Способы и средства развития быстроты. Комплексы упражнений. | 1 |