№ п/п разделов программы | Содержание разделов программы | № уроков | Тема урока | Кол-во часов | ЗУН учащихся (после изучения темы или раздела) | Домашнее задание | Дата проведения | Дата фактического проведения |
| Введение | | Литературные рода. Личность автора, позиция писателя. | 1 | Знать литературные рода: лирика, эпос, драма. | Прочитать ст. «Былины» | | |
| Из устного народного творчества | | Былины «Святогор и Микула Селянинович» | 1 | Знать построение былины | Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | | |
| Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Знать содержание текста | Выучить отрывок наизусть | | |
| А. К. Толстой «Илья Муромец». События в былине, речь | 1 | Знать содержание былины | Написать соч. по картине В.М Васнецова «Богатыри» | | |
5 | Русские народные песни. Обрядовая поэзия | 1 | Знать своеобразие поэтического языка народных песен | Выучить наизусть колядную или масленичную песню | | |
| Лироэпические песни | 1 | Знать понятие «лироэпическая песня» | Прочитать фрагмент «Повести временных лет» | | |
| Из древнерусской литературы | | Из «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы | 1 | Знать содержание произведения | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии» | | |
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Знать содержание произведения | Подготовить рассказ о героях | | |
| Анализ образов «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Знать характеристику образов | Составить план статьи «Из русской литературы XVIII в.» | | |
4. | Из литературы 18 века | | М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого | 1 | Знать литературное направление классицизм | Подготовить сообщение о Ломоносове | | |
| Мысли о просвещении в «Оде на день восшествия на престол…императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | 1 | Знать отрывок наизусть. Ода и ее жанровые особенности | Выучить отрывок наизусть | | |
| «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» | 1 | Знать о мире художественного слова М. В. Ломоносова | Выучить отрывок наизусть | | |
| Теория о «трех штилях» | 1 | Знать учение о «трех штилях» | Написать сочинение на тему «Слава науке» | | |
| Биография Г. Р. Державина (по стр. книги В. Ходасевича «Державин») | 1 | Знать об особенностях творческой биографии Державина | Подготовить рассказ о Державине | | |
| Проблематика стихотворения «Властителям и судиям». Тема поэта и власти | 1 | Знать отрывок наизусть, уметь его выразительно читать | Прочитать статью о Державине | | |
| Своеобразие стихов Державина Г. Р. | 1 | Уметь анализировать стихотворение | Повторить определения стихотворения | | |
| Д. Н. Фонвизин. Краткие сведения о писателе | 1 | Знать краткие сведения о писателе | Выписать цитаты героев | | |
| Пьеса «Недоросль». Основной конфликт | 1 | Знать содержание пьесы | Повторить признаки классицизма | | |
| Образы комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | Знать о приемах создания речевой характеристики героев | Подготовить чтение наизусть поэмы Некрасова «Современник | | |
| Образование и образованность в комедии «Недоросль» | 1 | Умение находить цитаты согласно теме | Заполнение первой части таблицы | | |
| Воспитание и семья в комедии | 1 | Уметь цитировать из текста | Заполнение второй части таблицы | | |
| Отцы и дети в комедии «Недоросль» | 1 | Уметь создавать характеристику 2-х героев | Заполнение третей части таблицы | | |
| Социальные вопросы в комедии «Недоросль» | 1 | Уметь составить тезисный план | Чтение цитат | | |
| Устное сочинение. Позиция писателя в комедии «Недоросль» | 1 | Уметь составлять связный рассказ по теме урока | Выполнить задание 1 учебника | | |
| Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | Уметь письменно создавать творческую работу по теме | Выполнить задание 2 учебника | | |
5. | Из литературы 19 века | | А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворении «К Чаадаеву» | 1 | Знать стихотворение наизусть | Подготовить сообщение о Чаадаеве | | |
| Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» | 1 | Знать стихотворение наизусть | Выучить стихотворение наизусть | | |
| Человек и природа в стихотворении А. С. Пушкина «Туча» | 1 | Знать творческую историю создания стихотворения | Составить статью | | |
| Дружба и тема долга в стихах А. С. Пушкина | 1 | Уметь выразительно читать стихи А. С. Пушкина | Подготовить сообщение о слове товарищ | | |
| «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина | 1 | Знать сюжет произведения. Уметь сопоставлять два произведения | Прочитать фрагменты поэмы «Полтава» | | |
| «Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России в поэме | 1 | Уметь давать характеристику герою | Написать сочинение «Петр I и Карл XII в поэме «Полтава» » | | |
| М. Ю. Лермонтов «Родина» | 1 | Знать стихотворение наизусть | Выучить стихотворение наизусть | | |
| Родина в лирическом и эпическом произведении | 1 | Уметь выразительно читать произведения, различать их | Прочитать «Песню про… купца Калашникова» | | |
| Проблематика и основные мотивы «Песня про царя Ивана Васильевича…» | 1 | Уметь характеризовать героев произведения, отрывок наизусть | Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни…» | | |
| Художественное богатство «Песни…» | 1 | Знать народноэпическую основу «Песни…». Язык, ритмику, построение поэмы. | Подготовить анализ эпизоды «Песни…» | | |
| Н. В. Гоголь в Петербурге | 1 | Уметь создать рассказ о писателе | Прочитать повесть «Шинель» | | |
| «Шинель». Основной конфликт | 1 | Знать замысел повести; основное содержание | Заполнить первую часть таблицы | | |
| Образ Акакия Акакиевича | 1 | Уметь создавать словестный портрет героя | Подобрать эпиграфы для сочинения | | |
| Авторское отношение к героям в повести «Шинель» | 1 | Уметь составить тезисный план статьи учебника | Сформулировать возможные темы сочинения | | |
| И. С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы | 1 | Уметь создавать устное сочинение по плану | Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч» | | |
| Рассказ «Хорь и Калиныч». Основная тема рассказа | 1 | Уметь создавать сравнительную характеристику героев | Подготовить характеристики Хоря и Калиныча | | |
| Основная тема рассказа «Певцы» | 1 | Знать содержание рассказа, уметь сформулировать его тему | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Нищий» | | |
| Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство | 1 | Уметь определять смысл названия произведения | Прочитать статью учебника «Современники о Некрасове» | | |
| Н. А. Некрасов «Железная дорога». Доля народа | 1 | Знать отрывок наизусть | Выучить стихотворение наизусть | | |
| «Размышление у парадного подъезда». Доля народа | 1 | Знать отрывок наизусть | Выучить наизусть фрагмент стихотворения | | |
| Судьба русской женщины. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Тема стихотворения | 1 | Знать характеристику героев. Отрывок наизусть | Прочитать поэму «Железная дорога» | | |
| М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Знать проблематику сказки | Прослушать сказку «Повесть о том…» | | |
| Своеобразие сюжета, проблематика сказки «Дикий помещик». Труд, власть. Приемы создания образа помещика | 1 | Знать приемы создания образа помещика | Прочитать сказку «Дикий помещик» | | |
| Позиция М. Е. Салтыкова-Щедрина в сказках | 1 | Знать мораль сказок | Написать сочинение «Нужна ли сатира сегодня?» | | |
| Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя | 1 | Уметь составлять план статьи | Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяца» | | |
| Человек и война. «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа | 1 | Знать основные темы рассказа; уметь подробно пересказать текст рассказа | Составить рассказ очевидца | | |
| Н. С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя | 1 | Знать, что Лесков – писатель будущего | Прочитать сказ «Левша» | | |
| «Левша». Особенность проблематики и главная идея повести | 1 | Уметь кратко пересказать текст произведения | Подготовить пересказ статьи | | |
| Образный мир повести «Левша» | 1 | Знать образный мир произведения | Прочитать высказывание о Тютчеве Некрасова | | |
| А. А. Фет. Русская природа в стихах «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | Знать стихи наизусть, уметь анализировать их | Составить рассказ об Фете | | |
| Общечеловеческое в лирике А. А. Фета | 1 | Знать стихи наизусть, уметь анализировать их | Подготовить выразительное чтение стихотворений | | |
| А. П. Чехов. Социальная направленность рассказа «Хамелеон» | 1 | Знать пересказ, близкий к тексту; уметь выделять элементы фабулы в рассказе | Подготовить сообщение о памятнике | | |
| А. П. Чехов. Способы создания образов. Рассказ «Смерть чиновника» | 1 | Уметь выразительно читать рассказ | Прочитать рассказ | | |
| Позиция А. П. Чехова в рассказах «Хамелеон», «Смерть чиновника» | 1 | Уметь составлять тезисный план | Прочитать рассказ | | |
| Стихи о России поэтов 19-20 веков. «О Русская земля…» | 1 | Знать стихотворение наизусть | Подготовить сообщение о картине «Весна. Большая вода» | | |
| Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 19-20 веков | 1 | Знать стихи наизусть, уметь проанализировать текст стихотворения | Знать стихи наизусть | | |
6. | Из литературы ХХ века | | М. Горький «Детство». Основные сюжетные линии автобиографической повести | 1 | Знать содержание автобиографической повести | Подготовить рассказ о Хорошем деле | | |
| М. Горький «Cтаруха Изергиль» («Легенда о Данко») | 1 | Знать отрывок наизусть | Прочитать фрагмент феерии «Алые паруса» | | |
| И. А. Бунин. Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…» | 1 | Уметь выразительно читать стихи наизусть | Прочитать рассказ «Кукушка» | | |
| И. А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия | 1 | Знать основные проблемы рассказа | Прочитать статью в учебнике | | |
| А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Сюжетная линия рассказа и подтекст | 1 | Знать позицию автора и его героя | Прочитать рассказ | | |
| Художественная идея рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» | 1 | Уметь создать устный отзыв о прочитанном рассказе | Прочитать рассказ | | |
| В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт и поэзия | 1 | Уметь выразительно читать стихи В. Маяковского | Выучить фрагмент стихотворения | | |
| Художественное своеобразие стихотворения В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Уметь находить художественные средства в произведении | Подготовить сообщения о цветовой символике | | |
| С. А. Есенин. Человек и природа в стихотворении «Отговорила роща золотая…» | 1 | Знать стихотворение наизусть | Выучить наизусть стихотворение | | |
| Лирическое «я» и образ Есенина в стихотворении «Я покинул родимый дом…» | 1 | Уметь выразительно читать стихи, создать образ автора | Выучить стихотворение «Я покинул родимый дом…» | | |
| И. С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Сюжетные линии рассказа | 1 | Знать основные сюжетные линии рассказа, уметь находить их в тексте | Прочитать фрагмент рассказа | | |
| Национальный характер в изображении И. С. Шмелева в рассказе «Русская песня» | 1 | Уметь находить цитаты по теме | Прочитать статью в учебнике | | |
| М. И. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе | 1 | Знать тему рассказа | Подготовить выразительное чтение | | |
| Образ рассказчика в рассказе «Москва-река» | 1 | Уметь создать образ рассказчика | Прочитать статью о Паустовском | | |
| К. Г. Паустовский. Краткие сведения о жизни писателя «Мещерская сторона» (глава «Обыкновенная земля») | 1 | Знать основные вехи биографии писателя Уметь определять тему произведения | Подготовить выразительное чтение | | |
| «Мещерская сторона» (главы «Леса», «Луга») | 1 | Уметь создать пейзаж как сюжетообразующий фактор произведения | Подобрать фразеологизмы со словом душа | | |
| Малая родина в главе «Бескорыстие» из произведения К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» | 1 | Уметь создать образ малой родины в главе «Бескорыстие» | Составить устные рассказы | | |
| Создание образа «малой родины» в главе «Бескорыстие» | 1 | Знать содержание главы | Подготовить сообщение о сборнике «Тарусские страницы» | | |
| Н. А. Заболоцкий. Идея стихотворения «Не позволяй душе лениться…» | 1 | Знать стихотворение наизусть | Выучить наизусть | | |
| А. Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери») | 1 | Знать стихотворение наизусть | Прочитать главы поэмы Твардовского | | |
| А. Т. Твардовский «На дне моей жизни…» | 1 | Знать произведение наизусть | Прочитать статьи учебника | | |
| А. Т. Твардовский «Василий Теркин» | 1 | Знать содержание поэмы, ее композицию | Выучить стихотворение | | |
| Б. А. Васильев «Экспонат №…» Смысл названия рассказа | 1 | Знать смысл названия рассказа | Составить тезисный план статьи учебник | | |
| В. М. Шукшин. Краткие сведения о писателе | 1 | Знать основные вехи биографии писателя | Прочитать рассказ «Чудик» | | |
| «Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М. Шукшина | 1 | Уметь составлять словарь языка персонажей | Подготовить выразительное чтение стихотворений | | |
- -88 | Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века: А. А. Вознесенского, Я. В. Смелякова, А. Д. Дементьева | 2 | Знать стихи наизусть, уметь их анализировать | Составить вопросы к вводной статье учебника | | |
| |
7. | Из зарубежной литературы | | У. Шекспир. Краткие сведения об авторе | 1 | Знать о жизни писателя | Составить план рассказа о Басё | | |
| Темы и мотивы сонетов У. Шекспира | 1 | Знать один сонет наизусть | Подготовить ответы на вопросы | | |
| Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонете «Люблю, но реже говорю об этом…» | 1 | Уметь определять тему сонетов | Выучить наизусть хокку | | |
| Р. Бернс. Краткие сведения об авторе | 1 | Уметь создать план о жизни автора | Подготовить выразительное чтение стихотворения Бёрнса | | |
93 94 | Р. Бернс. Стихотворение «Возвращение солдата». Основные мотивы произведения | 1 | Знать основные темы стихотворения «Возвращение солдата» | Подготовить сообщение о «трех королях» | | |
95 | Ш. Петефи. Краткие сведения об авторе | 1 | Знать о жизни Ш. Петефи | Составить вопросы к статье учебника | | |
96 97 | Вопросы смысла жизни, жизни и смерти в стихотворении Ш. Петефи «В деревне» | 1 | Уметь определять главную мысль предложения | Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» | | |
98 99 | Р. Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе | 1 | Знать о жизни писателя | Составить вопросы к статье об Сент-Экзюпери | | |
100 | Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед» (чувство долга, любовь к родине) | 1 | Знать содержание произведения | Прочитать первую главу романа «Планета людей» | | |
101 | Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов | 1 | Знать приемы создания образов | Подготовить художественный пересказ эпизодов о Мермозе | | |
102 | А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе | 1 | Уметь составить тезисный план к биографии автора | Составить тезисный план | | |
103 | Основные грани характера Холмса в «Записках о Шерлоке Холмсе» | 1 | Уметь создать по тексту основные грани характера Холмса | Подготовить сообщение о Норе Галь | | |
104 | Событийная канва в «Записках о Шерлоке Холмсе» | 1 | Знать событийную канву текста | Подготовить пересказ | | |
105 | А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Основные события и позиция автора в «Планете людей». («Линия», «Самолет») | 1 | Знать краткие сведения о жизни писателя, содержание глав их произведения | Выполнить задании рубрики учебника «Живое слово» | | |