Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мой мир» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.
авторской программы «Мой мир» (авт. Андреева О.С., ГБОУСОШ №212 г. Санкт-Петербург)
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577,
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578.
Программа соответствует основной образовательной программе начального общего образования и учебному плану МБОУ СШ «Центр образования» г. Волгодонска.
Программа предусматривает реализацию по пяти основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное), с включением школьников в различные виды деятельности, способствующие формированию нравственных ценностей, основных компетенций (коммуникативной, информационной, проблемной), социализации личности обучающихся.
Программа «Мой мир» предоставляет возможность ребенку познать мир и проявить свою индивидуальность через активное включение в дела и мероприятия класса и образовательной организации. Школа – образовательная среда, создающая условия для индивидуального развития и духовно-нравственного становления личности школьника. Программа позволяет обучающимся продемонстрировать и реализовать свои способности, удовлетворить свои интересы, развить коммуникативные навыки, скорректировать межличностные отношения в детском коллективе, включиться в деятельность органов ученического самоуправления.
Цель программы
Создание среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка во внеурочное времяна основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Задачи:
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
•развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире;
•способствовать оптимизации нагрузки учащихся и их здоровьесбережению;
•формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;
•формировать у детей социокультурную идентичность;
Особенностью данной программы является то, что она рассчитана на работу педагога с отдельно взятым классом и позволяет педагогу:
- оптимизировать нагрузку учащихся во внеурочное время,
- использовать потенциал школьного пространства для построения воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС,
- использовать имеющийся в образовательной организации опыт и школьные традиции для вовлечения учащихся в социально-значимые дела.
Основные технологии, используемые при реализации данной программы, ориентированы на индивидуальные возможности ребенка, развитие его личности через включение в различные виды деятельности:
технология коллективной творческой и организаторской деятельности;
методы проектной деятельности;
методики предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр;
здоровьесберегающиеинформационно-обучающие методики;
информационные и коммуникативные технологии.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В3-в классе программа по курсу «Мой мир» рассчитана на 68 часов в год (2 часа) в неделю.
На основании Постановления Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018году, Постановления Правительства РФ от ______«О переносе выходных дней в 2019 году» с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 67 часов, так как 1 час выпадает на праздничные и выходные дни: 05.11.18.
Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Предлагаемые модули учитывают особенности, традиции и опыт воспитательной работы данной образовательной организации.
Название модуля | Направления деятельности | Задачи, стоящие перед педагогом | Разделы модуля |
«Я в мире» | Социальное Общекультурное Духовно-нравственное | Дать возможность проявить личностные способности на уровне класса, школы, города, страны | «Мой класс», «Наши игры», «Наши традиции», |
«Мир во мне» | Социальное Общеинтеллектуальное | Дать возможность учащимся раскрыть свой внутренний мир и потенциал | «Умные каникулы», «Мои достижения», «Предметные декады». |
«Моя безопасность» | Спортивно-оздоровительное | Способствовать развитию и укреплению навыков здорового образа жизни | «Дорога в школу», «Азбука безопасности», «Уроки здоровья». |
«Я - гражданин» | Социальное Общекультурное Духовно-нравственное | Дать возможность проявить патриотические чувства и активную жизненную позицию в делах социальной направленности, | «День музея», « День матери», «Неделя добра», «Звезда Победы», «Защитник Отечества», «День города». |
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Программа построена таким образом, что разделы модуля разбиты на тематические периоды, каждый из которых – отдельный проект, который рассчитан на проведение в течение одной недели. Проект осуществляется в течение 2-х занятий, теоретическое и практическое. В конце периода подводится итог участия школьников в проекте и отслеживается его результативность. Итогом проекта является продукт деятельности.
Особенностью Программы является цикличность ее построения. Предложенные темы занятий одинаковы для всех возрастных категорий. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий, подбирая соответствующие возрасту формы и методы, педагог может постепенно переходить от простых результатов первого уровня к результатам второго и третьего:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
В области социального развития: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
В области духовно-нравственного развития – развитие нравственных чувств и этического сознания:
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В области общеинтеллектуального развития - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
В области спортивно-оздоровительного направления - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Метапредметные результаты
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
умение планировать собственную деятельность
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты
В результате освоения данной Программы, обучающиеся смогут применить на практике систему предметных знаний и осуществить действия с предметным содержанием в соответствии с ООП НОО образовательной организации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание модулей
Название модуля | Разделы модуля | Содержание модуля (проекта) | Формы учета результатов |
«Я в мире» | «Мой класс» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Умение общаться», «Учимся самостоятельности», «Правила школьной жизни», «Оценка и самооценка». Практические занятия: участие в организации жизни коллектива (в соответствии с возрастом). Участие в подготовке и проведения общешкольных дел и праздников | Классный уголок. |
«Наши игры» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Учимся играть вместе», «Я и мои друзья». Практические занятия: участие в проектах: «Наши игры», «Игры наших бабушек», «Народные игры», «Игротека». | Картотека классных игр. Портфолио учащихся. |
«Наши традиции» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Все профессии важны…», «Правила экологического туризма», «Школьные традиции», «Как празднуют Новый год в разных странах», «Традиции Нового года на Руси», «Масленица на Руси», «Знаменитые женщины России», «Покорение космоса». Практические занятия: участие в классных и школьных проектах: «Профессии в моей семье», «Школа волшебства», «Фабрика Деда Мороза». |
«Мир во мне» | «Умные каникулы» | Аудиторные занятия: беседа, классные часы по темам: «Что значит быть любознательным», «Что такое «воспитанность». Практические занятия: участие в проекте «Умные каникулы»: подготовка и презентация творческих отчетов о каникулах | Папка «Умные каникулы». |
«Мои достижения» | Аудиторные занятия: беседа, классный час по теме: «Что значит быть личностью». Практические занятия: выступления учащихся о личных достижениях в спорте, музыке, изо и т.д. Оформление портфолио учащегося. | Портфолио учащихся. |
«Предметные декады» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Что значит быть грамотным человеком», «Знаменитые математики», «Познание окружающего мира». Практические занятия: участие в декадах по филологии, математике, окружающему миру, фестивале проектов. | Портфолио учащегося. |
«Моя безопасность» | «Дорога в школу» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по плану ПДД школы. Практические занятия: участие в классных и школьных проектах: «Письмо водителю», «Азбука светофора», «Уголок безопасности». | Уголок безопасности. |
«Азбука безопасности» | Аудиторное занятие: классный час по плану ОБЖ школы. Практические занятия: участие в играх, конкурсах, проектах по ОБЖ. Оформление «Уголка безопасности». |
«Уроки здоровья» | Аудиторные занятия: классные часы: «Здоровый образ жизни», «Правила здоровья в семье». Практические занятия: участие в играх и соревнованиях на воздухе, викторинах, конкурсах рисунков, экскурсиях. Участие в городском проекте «Ослепительная улыбка», участие в спортивном празднике «День Здоровья» |
«Я - гражданин» | «День музея» | Аудиторные занятия по темам: «Музеи Волгодонска», «По дорогам Памяти», «Покорение космоса». Практические занятия: оформление творческого отчета о посещении музея. | Выставка творческих отчетов учащихся. |
«День Матери» | Аудиторное занятие по теме: « День матери – общероссийский праздник» Практические занятия: участие в школьном мероприятии, посвященному Дню матери, выставке рисунков и классных «огоньках» | Протоколы конкурсов. Портфолио учащихся. |
«Звезда Победы» | Аудиторные занятия: урок Памяти. Практические занятия: участие в проектах «Моя семья в годы Великой отечественной», «Ветераны рядом», «Книга Памяти», в акциях «Гвоздика Памяти», «Подарок ветерану». | Творческие работы учащихся. |
«Защитники Отечества» | Аудиторные занятия по теме: «Кого называют защитниками России». Практические занятия: участие в проекте «Юный защитник Отечества», классных «огоньках». | Протокол игры. Портфолио учащихся. |
«Неделя добра» | Аудиторное занятие по теме: «Что значит доброта». Практические занятия: участие в коллективных делах социальной направленности. | Газета «Наши добрые дела». |
«День города» | Аудиторное занятие по теме: «Мой Волгодонск». Практика: участие в познавательной игре, посвященной истории Волгодонска. | Протокол игры. Портфолио учащихся. |
Тематическое планирование
Название модуля | Разделы модуля | Количество часов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика |
«Я в мире» | «Мой класс» | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
«Наши игры» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Наши традиции» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Мир во мне» | «Умные каникулы» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Мои достижения» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Предметные недели» | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
«Моя безопасность» | «Дорога в школу» | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
«Азбука безопасности» | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
«Уроки здоровья» | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
«Я - гражданин» | «День музея» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«День Матери» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Звезда Победы» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Защитники Отечества» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Неделя добра» | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
«Город, в котором я живу» | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
Итого | 18 | 48 | 18 | 50 | 18 | 50 | 18 | 50 |
66 | 68 | 68 | 68 |
Календарно-тематическое планирование «Мой мир»
3 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | Дата |
1 2 | Дарить радость друзьям и близким. Поделись улыбкою своей. | 2 | Презентация дет.рисунков и сочинений. Муз.калейдоскоп. Игра. Работа в группах. | 03.09 04.09 |
3 4 | Общественный порядок и его охрана. Школьный этикет. | 2 | Беседа. Презентация. Сюжетно-ролевая игра. | 10.09 11.09 |
5 6 | Дорогая цена вежливости. | 2 | Беседа. Изба-читальня. Игра. | 17.09 18.09 |
7 8 | Жизнь и здоровье человека. | 2 | Беседа. Игра. Муз.калейдоскоп. Работа в группах. | 24.09 25.09 |
9 10 | Человек среди людей. Драться или не драться? | 2 | Презентация. Сценки-миниатюры. Работа в группах. | 01.10 02.10 |
11 12 | Сознательный труд и его результаты. Умелые руки. | 2 | Творческий проект «Золотая осень». | 08.10 09.10 |
13 14 | Жизнь на Земле. Осторожно, жестокость! | 2 | Беседа. Игра. Изба-читальня. Работа в группах. | 15.10 16.10 |
15 16 | Жизнь и здоровье человека. В гостях у Светофора. | 2 | Игра-беседа. | 22.10 23.10 |
17 18 | Человек среди людей. Мы и наши родители. | 2 | Беседа. Презентация. Изба-читальня. Работа в группах. | 06.11 12.11 |
19 20 | Права человека и способы их защиты. Люди трудной судьбы. | 2 | Беседа. Презентация. Изба-читальня. Мастерская радости-работа в группах. | 13.11 19.11 |
21 22 | Моя Родина-Россия. | 2 | Презентация детских рисунков. Игра-КВН. | 20.11 26.11 |
23 24 | Человек среди людей. О доброте и человечности. | 2 | Беседа. Мини-презентация. Деловая игра. | 27.11 03.12 |
25 26 | Дорогая цена вежливости. Поведение-зеркало, в котором каждый показывает свой лик. | 2 | Беседа-игра. Мини-презентация. Сюжетно-ролевая игра. Работа в группах. | 04.12 10.12 |
27 28 | Сознательный труд и его результаты. Умелые руки. | 2 | Беседа. Игра. Мастерская радости-работа в группах. | 11.12 17.12 |
29 30 | В кругу друзей. Новогодняя сказка. Праздник. | 2 | Спектакль. | 18.12 24.12 |
31 32 | Человек среди людей. Мой класс-мои друзья. | 2 | Беседа. Игра. Изба-читальня. Муз.калейдоскоп. | 25.12 14.01 |
33 34 | Великий дар жизни. | 2 | Презентация. Беседа-игра. Мастерская радости. | 15.01 21.01 |
35 36 | Индивидуальность человека. Сотвори себя сам. | 2 | Мини-презентация. Изба-читальня. Работа в группах. | 22.01 28.01 |
37 38 | Человек среди людей. Школьный этикет. | 2 | Беседа. Викторина. Сюжетно-ролевые игры-задание по группам. | 29.01 04.02 |
39 40 | Первые уроки жизни. Легко ли быть ребёнком? | 2 | Беседа. Инсценировка. Изба-читальня. | 05.02 11.02 |
41 42 | Моя Родина. Сила Родины - в труде её граждан. | 2 | Беседа. Презентация. Сценки-миниатюры. Работа в группах. | 12.02 18.02 |
43 44 | Индивидуальность человека. Мир моих увлечений. | 2 | Кинозал. Презентация творческих работ. Шире круг-чаепитие. | 19.02 25.02 |
45 46 | Человек среди людей. Мама. Праздник. | 2 | Презентация. Концерт. | 26.02 04.03 |
47 48 | Жизнь на Земле. Времена года: весна. | 2 | Беседа. Презентация. Игра-КВН. | 05.03 11.03 |
49 50 | Дорогая цена вежливости. Правила этикета. Мы идём в театр. | 2 | Презентация. Беседа. Сюжетно-ролевая игра. Работа в группах. | 12.03 18.03 |
51 52 | Жизнь и здоровье человека. Осторожно, опасность! | 2 | Беседа. Деловая игра. Работа в группах-конкурс рисунков. | 19.03 01.04 |
53 54 | Права человека и способы их защиты. Павел Астахов - детям. | 2 | Презентация. Игра. Беседа. Деловая игра. | 02.04 08.04 |
55 56 | Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант. | 2 | Школьный субботник. | 09.04 15.04 |
57 58 | Жизнь на Земле. Сохраним Зелёную планету. | 2 | Беседа. Презентация. Мастерская радости. | 16.04 22.04 |
59 60 | Моя Родина-Россия. Мир-труд-май. | 2 | Беседа. Презентация. Работа в группах. | 23.04 29.04 |
61 62 | Мир на планете Земля. Они защищали Родину. | 2 | Беседа. Презентация. Мастерская радости. | 30.04 06.05 |
63 64 65 66 67 | Жизнь и здоровье человека. Если хочешь быть здоровым
Человек среди людей., ты, он, она-вместе целая страна!!! | 3
2 | Весёлые старты. Праздник.
Праздник окончания 3 класса. | 07.05 13.05 14.05 20.05 21.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Федеральный закон Российской Федерацииот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -http://minobr.org.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://minobr.org.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования» - http://minobr.org
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 №1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» - http://k-obr.spb.ru›downloads/88/1534.doc.
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 14.05.14 №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга.
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 15.09.2014 №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Учебный план и План внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год.
Образовательная Программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212.
Локальный акт ГБОУ школы №212 «Положениео составлении рабочих программ по учебным предметам» от 30 августа 2013 г.
Рекомендуемая литература:
Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев: Освита, 1992.
Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса.- СПб:Нестор, 2002.
Титова Е.В.Если знать как действовать. - М.: Просвещение, 1993.
Т.П.Артюхова, Е.Н.Барышников, Н.А.Жукова, Е.Н.Шавринова. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие - СПб: СПб АППО, 2011.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. - Начальная школа. 2004. №2.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Начальная школа. 2005 №6.
Финогенов А.В.В.Э. Филиппов. Игровые технологии в школе: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГУ, 2001.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М: Просвещение, 1994.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия. 2008.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД и ОБЖ. - М.: 2004.
Радзиевская, Л.И. Ты один дома - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.
Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
Диагностика по методике М.И.Шиловой . Журавлева В.Р. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» Г.Волгодонска от 29.08.2018 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко
|
Приложение
Формы контроля и оценивания результатов деятельности обучающихся
по Программе «Мой мир»
Индивидуальная карта
учета освоения Программыобучающимся
Пример заполнения
Виды деят-ти Ф.И. | Степень участия, результативность, оценочная характеристика деятельности учащихся |
Проект «Умные каникулы» | Турслет | «Живой язык» | Классный огонек |
1.Иванов Иван | Представил отличную исследоват.работу. Рекомандован на конкрус. | Не участвовал по состоянию здоровья | 3 место в конкурсе проектов школы. Отмечена оригинальность. | Проявил лидерские качества – отвечал за оформление класса. |
Индивидуальная карта учета освоения Программы заполняется педагогом в течение всего курса. Данная карта позволяет вести учет степени участия обучающегося в различных видах деятельности и помогает оценивать результативность.
Таблица самоконтроля «Я расту»
(Авторская разработка Тарховой С.В. ГБОУ гимназия №295 Санкт-Петербурга)
Данная таблица составляется на родительском собрании. После обсуждения, родители предлагают внести в табличку те качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке. Таблица выдается на руки каждому ребенку и вклеивается в дневник. В начале и в конце учебного года ребенок, его родители, классный руководитель заполняют таблицу, оценивая качества по цветовой схеме: зеленый цвет – данное качество сформировано на «отлично» или «хорошо, желтый цвет – данное качество проявляется не всегда, серый цвет – данное качество не сформировано – проявляется очень слабо. Данная таблица позволяет определить динамику развития личностных качеств, способствует рефлексии обучающихся.
Фамилия, имя | Я сам | Родители | Классный руководитель |
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Моя ответственность | | | | | | |
Мое трудолюбие | | | | | | |
Моя любовзнательность | | | | | | |
Моя инициативность | | | | | | |
Моя аккуратность | | | | | | |
Моя женственность (девочки) | | | | | | |
Моя мужественность (мальчики) | | | | | | |
Моя самостоятельность | | | | | | |
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Работа с портфолио строится на основании Положения о портфолио ученика ГБОУ школы № 212. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Структура портфолио:
1.· Детские работы — формальные и творческие (материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированныхработ по отдельным предметам).
2. Материалы наблюдений(оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.)
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной), внеурочнойидосуговой деятельности.
Изучение уровня воспитанности обучающегося
( по методике М.И.Шиловой)1
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм,
Отношение к умственному труду,
Отношение к физическому труду,
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности),
Саморегуляция личности (самодисциплина),
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности.
Средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу |
1. Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду |
2. Любознательность |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду |
3. Трудолюбие |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям |
4. Доброта и отзывчивость |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Отношение к себе |
5. Самодисциплина |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Использованная литература и Интернет-ресурсы
Федеральный закон Российской Федерацииот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -http://minobr.org.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://minobr.org.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования» - http://minobr.org
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 №1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» - http://k-obr.spb.ru›downloads/88/1534.doc.
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 14.05.14 №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга.
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 15.09.2014 №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Учебный план и План внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год.
Образовательная Программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212.
Локальный акт ГБОУ школы №212 «Положениео составлении рабочих программ по учебным предметам» от 30 августа 2013 г.
Рекомендуемая литература:
Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев: Освита, 1992.
Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса.- СПб:Нестор, 2002.
Титова Е.В.Если знать как действовать. - М.: Просвещение, 1993.
Т.П.Артюхова, Е.Н.Барышников, Н.А.Жукова, Е.Н.Шавринова. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие - СПб: СПб АППО, 2011.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. - Начальная школа. 2004. №2.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Начальная школа. 2005 №6.
Финогенов А.В.В.Э. Филиппов. Игровые технологии в школе: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГУ, 2001.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М: Просвещение, 1994.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия. 2008.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД и ОБЖ. - М.: 2004.
Радзиевская, Л.И. Ты один дома - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.
Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
Диагностика по методике М.И.Шиловой . Журавлева В.Р. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti
Детская литература:
Б.Заходер,А.Барто,С.Маршак,С.Михалков,В.Берестов,Е.Пермяк,М.Пришвин,Ю.Дмитриев,
В.Бороздин,О.Высотская,В.Осеева, И.Токмакова,В.Голявкин,Н.Носов,;
А.Платонов,В.Астафьев,М.Карем,О.Берггольц,А.Яшин,А.Сент-Экзюпери,Ю.Куклачёв,М.Зощенко,М.Андрианов и др.