Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по безопасности жизнедеятельности детей»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Сказка» комбинированного вида города Белово»
Тематическое планирование по безопасности
жизнедеятельности детей
Составила:
Шмелева Любовь Владимировна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Содержание
Введение……………………………………………………......…...……………3
Тематическое планирование по основам безопасности детей
Младшая группа…………………………….…….…………….……………..4
Средняя группа………………………………………………...………………6
Старшая группа…………………………………………………......................9
Подготовительная группа…………………………………….……………...11
Список литературы………………………...…………………….…....................15
Введение
Обучая детей правилам безопасного поведения, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с учетом их возрастных особенностей.
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, знания закрепляются через чтение художественной литературы, игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры, тематические конкурсы детских поделок и рисунков, праздники и развлечения, совместная творческая деятельность детей и родителей).
При ознакомлении с правилами безопасности используются специально организованные занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии, наблюдения, исследовательская работа.
Правила необходимо не только знать, но и выполнять. Дети усваивают их, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Если все же случилась беда, ребенок должен знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить жизнь.
В брошюре представлено тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности по всем возрастным группам.
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Младшая группа
Ребенок и другие люди
Сентябрь
Беседа «Моя семья» (с использованием фотографий).
Наблюдение за прохожими.
Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
Моделирование ситуаций: «Незнакомый человек угощает конфеткой», «Приглашает прохожий пойти за игрушкой в магазин».
Октябрь
Беседа «Контакты с незнакомыми людьми на улице».
Чтение русской народной сказки «Колобок».
Обучение приемам самообороны (кричать, кусаться, убегать).
Показ кукольного театра «Кот, петух и лиса».
Ребенок дома
Ноябрь
Беседа «Предметы, требующие осторожного обращения» (с использованием предметных картинок).
Чтение А.Крутова «При пожаре – 01».
Рассказывание истории «Бабушкина шкатулка» (о хранении острых опасных предметов).
Лото «Что хорошо, что плохо».
Здоровье ребенка
Декабрь
Беседа «О личной гигиене в детском саду и дома».
Чтение К.Чуковский «Мойдодыр».
Экскурсия в медицинский кабинет.
Дидактическая игра «Собери человека».
Январь
Беседа о роли лекарств и витаминов (правила хранения и их приема).
Моделирование ситуации: обучение вызову скорой помощи.
Лото «Овощи, фрукты, ягоды».
Сюжетно-ролевая игра «У врача».
Эмоциональное благополучие ребенка
Февраль
Беседа «Детские страхи».
Чтение русской народной сказки «Бабушка, внучка да курочка».
Наблюдение за играми детей в группе и на прогулке.
4. Игра-хоровод «Все друзья».
Моделирование ситуаций: ссоры детей и их разрешение.
Ребенок на улице
Март
Экскурсия «Знакомство с улицей».
Беседа «Безопасное поведение на улице».
Лото «Дорожная азбука».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Апрель
Наблюдение за транспортом.
Чтение Н.Дедяев «Не играйте на дороге».
Моделирование ситуаций: опасные участки на пешеходной части улицы (правила поведения).
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
Ребенок и природа
Май
Беседа «Собака и кошка наши друзья и враги».
Чтение К.Чуковский «Котауси и Мауси».
Минутка безопасности «Не купайся ты на речке вместе с уткой и овечкой» (загрязнение водоема).
Дидактическая игра «Что, где растет».
Словесная игра «Поездка в лес».
Средняя группа
Ребенок и другие люди
Сентябрь
Опрос детей по вопросам охраны и безопасности жизнедеятельности.
Беседа «Кто нас окружает».
Чтение С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Словесная игра «Знакомый, свой, чужой».
Октябрь
Чтение А.Крутова «Кто стучится в дверь».
Игра-драматизация сценок из русской народной сказки «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят».
Лото «Основы безопасностей».
Моделирование ситуаций: «Если к вам постучались в дверь», «У вас зазвонил телефон – что говорить?».
Ребенок дома
Ноябрь
Экскурсия по группе «В мире опасных предметов».
Составление рассказа «Как я остался дома один».
Чтение С.Я.Маршак «Кошкин дом».
Словесная игра «Телефон спасения».
Моделирование ситуаций: «Подай ножницы, карандаш», «Таблетки в группе».
Здоровье ребенка
Декабрь
Беседа о личной гигиене в детском саду и дома.
Экскурсия в кабинет врача.
Чтение сказки К.И.Чуковский «Айболит».
Эксперименты с использованием увеличительного стекла.
Январь
Беседа «На воде, на солнце».
Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Лото «Оказание первой помощи».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Эмоциональное благополучие ребенка
Февраль
Беседа «Чего боится ребенок?».
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Экскурсия в кабинет стоматолога.
Словесная игра «У медведя во бору».
Игра-драматизация русской народной сказки «Три медведя».
Ребенок на улице
Март
Экскурсия к дороге – двухстороннее движение.
Беседа «Посмотри налево, посмотри направо».
Чтение С.Волков «Про правила дорожного движения».
Подвижная игра «Цветные автомобили».
Апрель
Наблюдение на остановке за соблюдением правил поведения пассажирами в автобусе.
Словесная игра «Как вести себя на улице».
Лото «Дорожные знаки».
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Ребенок и природа
Май
Беседа «Солнце – друг и враг».
Рассматривание альбома «Съедобные и ядовитые грибы и растения».
Чтение рассказа В.Катаев «Грибы».
Наблюдение за кошкой на участке.
Лото «Осторожности».
Старшая группа
Ребенок и другие люди
Сентябрь
Беседа «Знаете ли вы правила безопасности?».
Беседа «Встреча с незнакомцем».
Чтение сказки Т.А.Шорыгина «Лиса в заячьей шкуре».
Игра – лото «Основы безопасности».
Октябрь
Наблюдение за поведением детей на участке и прохожими.
Беседа «Ребенок и его старшие приятели».
Словесная игра «Один дома».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ребенок дома
Ноябрь
1. Беседа «Ток бежит по проводам» (использование загадок и предметных картинок).
Чтение сказки Т.А.Шорыгина «Неосторожная Резвушка».
Словесная игра «Пожар в квартире».
Подвижная игра «Пожарные на учении».
5. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Здоровье ребенка
Декабрь
Беседа о микробах и вирусах.
Лаборатория «Чистюлька» (загадки, стихи).
Испытательная лаборатория: Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
Чтение рассказа «Как Владик с Катей ходили купаться».
Январь
Беседа «Витамины и полезные продукты».
Игра – лото «Пирамиды здоровья».
Чтение И.Гурина «Скорая помощь».
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Спортивный праздник: «Физкультурой занимайся и здоровым оставайся».
Эмоциональное благополучие ребенка
Февраль
Беседа «Детские страхи».
Игра «Нарисуй свой страх».
Чтение стихов Я.Акима про конфликтных детей.
Моделирование ситуаций: «Даша и Маша хотят играть с одной куклой», «Мальчик нечаянно толкнул девочку».
Ребенок на улице
Март
Опрос детей «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, и можешь ли объяснить, где живешь?».
Рисование «Мой дом» (с последующим рассказом «Дорога в детский сад»).
Моделирование ситуаций: «Я потерялся на улице, к кому обратиться за помощью?».
Словесная игра «Как избежать неприятностей?».
Апрель
Беседа «Устройство проезжей части»
Целевая прогулка «Знакомство с улицей» (выявление опасных мест).
Лото «Час пик».
Развлечение «Путешествие с Незнайкой» (ПДД).
Ребенок и природа
Май
Беседа «Будем беречь и охранять природу».
Чтение сказки Т.А.Шорыгина «Добрая Ивушка».
Наблюдение за собакой.
Словесная игра «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы».
КВН «Природа вокруг нас».
Подготовительная группа
Ребенок и другие люди
Сентябрь
Взятие у детей интервью по правилам безопасности.
Чтение сказки А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Беседа «Чем опасны малознакомые ребята».
Словесная игра «Знакомый, свой, чужой».
Октябрь
Наблюдение за прохожими и их контактами с детьми на участке (прогулке).
Рисование «Свои – чужие».
Чтение К.Чуковский «Муха – Цокотуха».
Моделирование ситуаций: «Незнакомый хватает за руку ребенка и тащит куда-то», «Кто-то ночью пытается открыть вашу дверь».
Ребенок дома
Ноябрь
Экскурсия на кухню детского сада.
Экспериментирование: «Опасные спички», «Опасная свеча», «Бенгальские огни».
3. Моделирование ситуации: «Если случился пожар», «В квартиру постучался незнакомец», «Мама заболела» (умение звонить по экстренным телефонам при необходимости).
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (опасные предметы).
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
Здоровье ребенка
Декабрь
Словесная игра «Части тела и лица».
Беседа «Что мы делаем, когда едим».
Чтение В.Катаев «Цветик-семицветик».
Экспериментирование: закройте глаза, уши, нос; сломана рука, нога (что чувствуете).
Январь
Экскурсия в поликлинику.
Чтение А.Барто «Девочка чумазая».
Беседа «Витамины и здоровый организм».
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».
В гостях у бабушки - загадушки.
Эмоциональное благополучие ребенка
Февраль
Чтение С.Михалков «Как друзья познаются».
Народная игра «Коршун».
Беседа «Я тебя прощаю».
Моделирование ситуаций: «Дети поссорились – помирились», «Двое хотят играть одной игрушкой», «Твой друг обижен», «Вы идете, а навстречу взрослый – как поступить», «Подгруппа детей не принимают его (ее) в игру».
Ребенок на улице
Март
Экскурсия к перекрестку.
Моделирование ситуаций: «Катается на самокате по мостовой», «на велосипеде по проезжей дороге».
Чтение сказки Т.А.Шорыгина «Воробьишка Тишка».
Игра-домино «Дорога».
Апрель
Беседа «Если ты потерялся на улице».
Наблюдение за пешеходами.
Подвижная игра «Стоп!», «Светофор».
Сюжетно-ролевая игра «Улица».
Развлечение «Красный, желтый, зеленый».
Ребенок и природа
Май
1. Экскурсия в парк.
2. Беседа «Контакты с животными» (дикие и домашние).
3. Словесная игра «Береги живое».
4. Сюжетно-ролевая игра «В лесу».
5. Развлечение «Сказочное путешествие».
Список литературы
Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность [текст] Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина // Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
Батурина, Е.Г. Сборник игр к Программе воспитания в детском саду [текст] Е.Г.Батурина // От автора. – М.: Просвещение, 1974
Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [текст] А.К.Бондаренко // Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1977
Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [текст] Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова // Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – с.42-68
Горькова, Л.Г., Кочергина, А.В., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [текст] Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова // Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. – М.: ВАКО, 2007
Фисенко, М.А. ОБЖ. Средняя и старшая группы [текст] М.А.Фисенко // Разработки занятий. – Волгоград. ИТД Корифей, 2008
Шукшина, С.Е. Я и мое тело [текст] С.Е.Шукшина // Пособие для занятий с детьми с практическими занятиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004
Шорыгина, Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет [текст] Т.А.Шорыгина // От автора. – М.: ТЦ Сфера, 2007
15