ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Учебная нагрузка: 1 час в неделю
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Цель
Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.
Основные задачи
мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации;
целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Техническое оснащение курса включает:
технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы);
средства для фиксации ног, груди, таза;
мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя;
ограничители; автомобильные кресла;
гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.
Примерное содержание коррекционных занятий
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами.
Опора на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).
Планирование составлено в соответствии с ИУП, исходя из недельной нагрузки 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса на конец второго класса
Личностные результаты | Предметные результаты |
овладение начальными навыками адаптации в классе; развитие мотивов учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация; Сенсорно - перцептивные действия: Умение распознавать не только свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире. Умение выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; Умения выполнять развивающие упражнения для мелкой моторики рук. |
Уровень освоения программного материала на конец 2 класса
по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
Критерии | ФИ учащегося |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 1. | Понимание | обращенной речи | |
смысла доступных невербальных графических знаков | |
неспецифических жестов | |
2. | Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя средства коммуникации | традиционные (вербальные) | |
альтернативные | |
3. | Для решения соответствующих возрасту задач использование доступных средств коммуникации в практике | экспрессивной речи | |
импрессивной речи | |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 1. | Понимание обращенной речи и смысла доступных жестов и графических изображений (рисунков, фотографий, пиктограмм); | |
2. | Овладение умением использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: | |
3. | Умение использовать предметы для выражения своих желаний, указывая на них жестом, взглядом; | |
4. | Умение правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; | |
5. | Умение выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; | |
6. | Умения выполнять развивающие упражнения для мелкой моторики рук. | |
7. | Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; | |
0 – навык или умение отсутствует;
1 – пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребёнок позволяет что-либо делать с ним);
2 – навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого;
3 – навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого;
4 – навык или умение проявляется иногда, ребёнок выполняет действие самостоятельно;
5 – навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребёнок выполняет действие самостоятельно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Двигательное развитие»
1 час в неделю
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1, 2 | Движения руками под спокойную музыку | | | |
3, 4 | Движения руками под быструю музыку | | | |
5, 6 | Движения ногами под спокойную музыку | | | |
7, 8 | Движения ногами под быструю музыку | | | |
9 | Движение головой под разные темпы музыки | | | |
10 11 | Движение предплечий и кистей рук. | | | |
12 13 | Движение предплечий и кистей рук. | | | |
14 15 | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | | | |
16 | Хлопки в ладоши с изменением темпа. | | | |
17 18 | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | | | |
19 20 | Хлопки в ладоши с изменением темпа. | | | |
21 22 | Хлопки в ладоши с изменением темпа. | | | |
23 24 | Наклоны головой. | | | |
25 26 | Наклоны туловищем. | | | |
27 28 | Движения руками вверх, вниз | | | |
29 30 | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | | | |
31 32 | Приседания | | | |
33 | Прыжки на двух ногах | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
рисунки, графические изображения;
предметы, игрушки;
дидактические пособия, индивидуальный раздаточный материал;
технические средства обучения (компьютер, видеоматериалы, аудиозаписи, презентации);
коммуникативные тетради для общения;
сюжетные картинки различной тематики для развития.