СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по элективному курсу 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по элективному курсу 9 класс»




Рабочая программа

по элективному курсу

Культура речи

для 9 класса







Автор:

учитель русского языка

и литературы

МБОУ « Урахчинская ООШ»

Ж.А.Мустафина

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к элективному курсу «Культура речи» (9 класс)

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по Культуре речи составлена на основе авторской программы «Культура речи. 9 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией С. И. Львовой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, Мнемозина, 2008.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Л.Г. Смирнова. Книга «Культура русской речи». Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово - РС, 2007

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение: контрольных работ - 4 ;

Цель: освоение приемов оптимального построения высказываний, овладение стратегиями и тактика­ми успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Задачи:

  • рассмотреть анализируемые язы­ковые средства с точки зрения их практическо­го использования в речи.

  • сформировать навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

  • развивать такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при стро­гом соблюдении языковых норм.

Знания по этому курсу проверяются на Едином государственном экзамене.

Актуальность данной рабочей программы состоит в том, что направлена на совершенствование следующих умений учащихся: свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского лите­ратурного языка, соблюдение этических норм общения.

Межпредметные связи: опирается курс «Культура речи» на русский язык и литературу, является базой для предмета - русский язык.

Особенности организации учебного процесса по предмету: выполнение системы упражнений, построение стилистически корректных письменных и устных текстов (составление текста на основе выражения, пословицы, афоризма; художественное описание пейзажа; заметка в газету, эссе, реклам и т. п.).

Формы контроля знаний, умений: тестирование, устное высказывание на лингвистическую тему, анализ текста, участие в обсуждении.

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

В системе уроков выделяются следующие виды:

Урок-ознакомление с новым материалом (УОЗ). Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере.

Урок-закрепление изученного материала (УЗА). На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ: письменные исследования,  анализ произведений, анализ художественных образов.

Комбинированный урок (КУ) предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-контрольная работа (КР). Контроль знаний учащихся по изученному материалу.

Возможно проведение контрольной работы на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Урок развития речи (Р\Р).

Урок - практикум. (УП)

УМК

1. Л. В. Балашова. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов. «Лицей», 2001.

2. И. Б. Голуб. Пособие для учащихся 9 – классов «Основы культуры речи». М.: «Просвещение», 2005.

3. И. Б . Голуб. Д. Э. Розенталь. Книга о хорошей речи. М.: «ЮНИТИ», 1997.

4. С. И. Львова . «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М, Дрофа, 2006.

5. Л. И. Скворцов. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: «Просвещение», 2009.

6.Л.Г. Смирнова. Авторская программа к курсу «Культура русской речи». М.: Русское слово, 2007

7.Л.Г.Смирнова. Книга «Культура русской речи». Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово - РС, 2007



  1. Учебно-тематический план


Название раздела. Тема

Количество часов

1.

Нормативный аспект культуры речи.

20

2.

Этический аспект культуры речи.

14

Объем учебной программы:

34




  1. Требования к уровню достижений обучающихся

После завершения курса «Культура русской речи» уча­щиеся должны иметь следующие умения и навыки.

1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи: точностью, логичностью, уместностью и т. д., подчиняя сказанное требованиям эти­ки и специфики ситуации.

2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию нормами современного русского языка.

3. Вести себя соответственно понятию языковой (рече­вой) личности; уметь строить грамотный монолог и участ­вовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационной задаче, коммуникативного лидирования.

4. Устранить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесооб­разность употребления слова и фразы затруднительна вне нормативного соответствия.

5. Уметь использовать необходимые источники инфор­мации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.

6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при построении речи; в целях максимально точного и полного изложения мысли удачно сочетать элементы вербального и невербального общения.

Данные умения и навыки приводятся в таблице календарно-тематического планирования в виде номера, под которым они значатся выше в пункте III (от 1 до 6).


  1. Содержание учебного курса

Нормативный аспект культуры речи (27)

Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с уче­том его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согла­сования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложе­ний. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамма­тических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логи­ческое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль инто­нации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слит­ные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление пропис­ных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила гра­фического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки пре­пинания между частями сложного предложения; 4) знаки препи­нания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи (7)

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой эти­кет как компонент культуры речи. Культура поведения, культу­ра речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброже­лательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой , научной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистан­ционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.



  1. Контроль уровня обученности

Вид контроля

(входной, текущий, тематический, итоговый)

Форма контроля


Дата проведения

1

Текущий, тематический

Самостоятельная работа (СР)

В теч.года

2

Текущий

Анализ текста (АТ)

В теч.года

3

Текущий

Тест (Т)

В теч.года

4

Текущий

Обсуждение (ОБ)

В теч.года

5

Итоговый

Устное высказывание на лингвистическую тему (УВ)

В конце учебного года





  1. Литература и средства обучения.

1. Л. В. Балашова. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов. «Лицей», 2001.

2. И. Б. Голуб. Пособие для учащихся 9 – классов «Основы культуры речи». М.: «Просвещение», 2005.

3. И. Б . Голуб. Д. Э. Розенталь. Книга о хорошей речи. М.: «ЮНИТИ», 1997.

4. С. И. Львова . «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М, Дрофа, 2006.

5. Л. И. Скворцов. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: «Просвещение», 2009.

6. Л.Г. Смирнова. Авторская программа к курсу «Культура русской речи». М.: Русское слово, 2007

7. Л.Г.Смирнова. Книга «Культура русской речи». Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово - РС, 2007






Элективный курс «Культура речи». 9 класс

Календарно-тематический план


№ ур.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Средства обучения

Вид, форма контроля

I

Нормативный аспект культуры речи.

20




1

Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

2

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы и варианты современного литературного произношения.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

3

Особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств.

1

КУ

Раздаточный материал

СР (10 мин).

4

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

5

Лексические нормы — важное условие речевого общения.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

6

Выбор слова с уче­том его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг и отношение к нему.

1

КУ

Раздаточный материал, опорные схемы.

СР (10 мин).

7

Грамматические нормы употребление форм слова, построения словосочетаний

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

8.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

9.

Правильное построение предложе­ний. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ.

10.

Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

11.

Синонимия грамма­тических форм и их стилистические и смысловые различия.

1

УОЗ

Раздаточный материал.

АТ

12.

Интонационные нормы: логи­ческое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль элементов интонации.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (15 мин).

13.

Роль инто­нации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

14.

Пунктуационные нормы. 1) знаки препинания в конце предложений;

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (10 мин).

15

2) знаки препинания внутри простого предложения;

1

КУ

Раздаточный материал.

.СР

16.

Пунктуационные нормы: 3) знаки пре­пинания между частями сложного предложения;

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

17.

Пунктуационные нормы: 4) знаки препи­нания при передаче чужой речи;

1

КУ

Раздаточный материал.

Т

18.

Пунктуационные нормы: 5) знаки препинания в связном тексте.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

19.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

20.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

КУ

Раздаточный материал.

АТ

II

Этический аспект культуры речи.

14




21

Речевой этикет как правила речевого общения; как компонент культуры речи.

1

КУ

Раздаточный материал.


ОБ

22

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (15 мин).

23

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости.

1

КУ

Раздаточный материал.

СР (15 мин).

24

Использование этикетных выражений для установления контакта в разных ситуациях речевого общения.

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

25

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

26

Основные речевые правила общения посредством телефона

1

КУ

Раздаточный материал.

Т

.27

Особенности речевого этикета при дистан­ционном общении: SMS, электр. почта, телефакс и др.).

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

28

Основные правила письменного общения в виртуальных сферах

1

КУ

Раздаточный материал.

ОБ

29

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

КУ

Раздаточный материал.

УВ

30

Роль невербальных средств ( мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

1

КУ

Раздаточный материал.

Т

31- 34

Повторение и обобщение изученного материала.

1

УПР

Раздаточный материал.

УВ