СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнение к рабочей программе по географии.
Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания (5-9 кл.)
5 класс
№ п/п | Название раздела | К-во часов в разделе | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов) | |||
1 | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся.
|
2 | Географические методы изучения объектов и явлений. Практическая работа № 1 "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных" Входная контрольная работа | 1 | |
3 | Представления о мире в древности. Практическая работа № 2."Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам" | 1 | |
4 | География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина | 1 | |
5 | Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба | 1 | |
6 | Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий | 1 | |
7 | Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
8 | Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды) | 1 | |
9 | Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа № 3 по теме "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды" | 1 | |
Раздел 2. Изображения земной поверхности (11 часов) | |||
10 | Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки | 1 | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе; побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов; применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
11 | Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа № 4 по теме "Определение направлений и расстояний по плану местности"" | 1 | |
12 | Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности | 1 | |
13 | Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
14 | Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа № 5 по теме "Составление описания маршрута по плану местности" | 1 | |
15
| Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Полугодовая контрольная работа. | 1 | |
16 | Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Практическая работа№ 6 по теме "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам" | 1 | |
17 | Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Практическая работа № 7 по теме "Определение направлений и расстояний по карте полушарий" | 1 | |
18 | Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | |
19 | Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы | 1 | |
20 | Практическая работа № 8 по разделу "Изображения земной поверхности" | 1 | |
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы (5 часов) | |||
21 | Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей/ обучающихся в контексте содержания учебного предмета.
|
22 | Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния | 1 | |
23 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги | 1 | |
24 | Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практическая работа № 9 по теме "Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России" | 1 | |
25 | Обобщающее повторение. Практическая работа № 10 по теме "Земля — планета Солнечной системы" | 1 | |
Раздел 4. Оболочки Земли (8 часов) | |||
26 | Литосфера — твердая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Подготовка к реализации проекта. | 1 | Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение; включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
27 | Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | 1 | |
28 | Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог | 1 | |
29 | Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил | 1 | |
30 | Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши — горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Практическая работа № 11 по теме "Описание горной системы или равнины по физической карте" | 1 | |
31 | Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы | 1 | |
32 | Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе океана, его рельеф. Защита проектов. | 1 | |
33 | "Литосфера — каменная оболочка Земли". Итоговая контрольная работа. | 1 | |
Раздел 5. Заключение (1 час) | |||
34 | Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа № 12 «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» | 1 | устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
|
Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания
6 класс
№ п/п | Название раздела | К-во часов в разделе | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. Оболочки Земли. Тема 1.1. Гидросфера — водная оболочка Земли (10 часов) | |||
1 | Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. |
2 | Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. | 1 | |
3 | Мировой океан и его части. Входная контрольная работа | 1 | |
4 | Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. | 1 | |
5 | Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Практическая работа № 1 по теме "Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам"" | 1 | |
6 | Озера. Происхождение озерных котловин. Питание озер. Озера сточные и бессточные. Болота, их образование. Профессия гидролог. Практическая работа №2 по теме "Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации" | 1 | |
7 | Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
8 | Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота. | 1 | |
9 | Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу. Практическая работа № 3 по теме "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы" | 1 | |
10 | Резервный урок. Обобщающее повторение. "Гидросфера — водная оболочка Земли" | 1 | |
Тема 1.2. Атмосфера — воздушная оболочка. (12 часов) | |||
11 | Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы | 1 | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов; выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей/ обучающихся в контексте содержания учебного предмета.
|
12 | Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. | 1 | |
13 | Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха. | 1 | |
14 | Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров, бризы, муссоны. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
15
| Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и их виды. Туман. Полугодовая контрольная работа | 1 | |
16 | Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. | 1 | |
17 | Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа № 4 "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров" | 1 | |
18 | Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря | 1 | |
19 | Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям | 1 | |
20 | Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Практическая работа № 5 по теме «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды» | 1 | |
21 | Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли | 1 | |
22 | Обобщение и повторение. Практическая работа по теме "Атмосфера — воздушная оболочка" | 1 | |
Тема 1.3. Биосфера — оболочка жизни. (6часов) | |||
23 | Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
24 | Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Практическая работа № 6 по теме " Характеристика растительности участка местности своего края" | 1 | |
25 | Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
26 | Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой | 1 | |
27 | Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы. | 1 | |
28 | Практическая работа № 7 по теме "Биосфера — оболочка жизни" | 1 | |
Раздел 2. Природно-территориальные комплексы. (6 часов) | |||
29 | Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные региональные и локальные природные комплексы | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
30 | Природные комплексы своей местности. Практическая работа № 8 "Характеристика локального природного комплекса" | 1 | |
31 | Круговороты веществ на Земле. Защита проектов. | 1 | |
32 | Почва, её строение и состав. Охрана почв. Итоговая контрольная работа. | 1 | |
33 | Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО | 1 | |
34 | Резервный урок. Обобщающее повторение. | 1 |
Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания
7 класс
№ п/п | Название раздела | К-во часов в разделе | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли. Тема 1.1. Географическая оболочка. (2 часа) | |||
1 | Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия | 1 | Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
2 | Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли. ПР №1 "Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон" | 1 | |
Тема 1.2. Литосфера и рельеф Земли (7 часов) | |||
3 | История Земли как планеты. Входная контрольная работа. | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
4 | Литосферные плиты и их движение | 1 | |
5 | Материки, океаны и части света | 1 | |
6 | Сейсмические пояса Земли. ПР №2 "Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте" | 1 | |
7 | Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. ПР №3 "Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа" | 1 | |
8 | Полезные ископаемые | 1 | |
9 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф Земли" | 1 | |
Тема 1.3. Атмосфера и климаты Земли (7 часов) | |||
10 | Закономерности распределения температуры воздуха | 1 | Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов; управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе.
|
11 | Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле | 1 | |
12 | Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры | 1 | |
13 | Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли | 1 | |
14 | Влияние климатических условий на жизнь людей. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины | 1 | |
15
| Карты климатических поясов. Климатограмма. ПР №4 "Описание климата территории по климатической карте и климатограмме" | 1 | |
16 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Атмосфера и Климаты Земли" Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
Тема 1.4. Мировой океан — основная часть гидросферы (6 часов) | |||
17 | Мировой океан и его части | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
18 | Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат | 1 | |
19 | Соленость и карта солености поверхностных вод Мирового океана. ПР №5 "Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков" | 1 | |
20 | Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия | 1 | |
21 | Жизнь в океане. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана. ПР №6 "Сравнение двух океанов по предложенному учителем плану с использованием нескольких источников географической информации" | 1 | |
22 | Обобщающее повторение по темам: "Атмосфера и климаты Земли" и "Мировой океан — основная часть гидросферы" | 1 | |
Раздел 2. Человечество на Земле Тема 2.1. Численность населения (3 часа) | |||
23 | Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени | 1 | Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
24 | Методы определения численности населения, переписи населения. ПР №7 "Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам" | 1 | |
25 | Размещение и плотность населения. ПР №8 "Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам" | 1 | |
Тема 2.2. Страны и народы мира (4 часа) | |||
26 | Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира | 1 | Включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
|
27 | Мировые и национальные религии. География мировых религий | 1 | |
28 | Хозяйственная деятельность людей. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира | 1 | |
29 | Комплексные карты. Многообразие стран. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. ПР №9 "Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам" | 1 | |
Раздел 3. Материки и страны Тема 3.1. Южные материки (16 часов) | |||
30 | Африка. История открытия. Географическое положение | 1 | Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
|
31 | Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. ПР №10 "Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе" | 1 | |
32 | Африка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
33 | Африка. Крупнейшие по территории и численности населения страны | 1 | |
34 | Южная Америка. История открытия. Географическое положение. Контрольная работа за 1-ое полугодие. | 1 | |
35 | Южная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные природные комплексы | 1 | |
36 | Южная Америка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | |
37 | Южная Америка. Крупнейшие по территории и численности населения страны | 1 | |
38 | Австралия и Океания. История открытия. Географическое положение | 1 | |
39 | Австралия и Океания. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. ПР №11 "Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану" | 1 | |
40 | Австралия и Океания. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | |
41 | ПР №12 "Сравнение географического положения двух (любых) южных материков" | 1 | |
42 | ПР №13 "Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки" | 1 | |
43 | ПР №14 "Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам" | 1 | |
44 | Антарктида — уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента | 1 | |
45 | Обобщающее повторение "Южные материки". Проверочная работа 1 по теме "Южные материки" | 1 | |
Тема 3.2. Северные материки (19 часов) | |||
46 | Северная Америка. История открытия и освоения | 1 | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных индивидуальных особенностей; управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися. устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
47 | Северная Америка. Географическое положение | 1 | |
48 | Северная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные природные комплексы | 1 | |
49 | Северная Америка. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны | 1 | |
50 | Северная Америка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | |
51 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Северные материки. Северная Америка". Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
52 | Евразия. История открытия и освоения | 1 | |
53 | Евразия. Географическое положение | 1 | |
54 | Евразия. Основные черты рельефа и определяющие его факторы | 1 | |
55 | Евразия. Основные черты климата. ПР№15 "Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пляса" | 1 | |
56 | Евразия. Основные черты внутренних вод и определяющие их факторы | 1 | |
57 | Евразия. Зональные и азональные природные комплексы. ПР №16 "Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации" | 1 | |
58 | Евразия. Население | 1 | |
59 | Евразия. Политическая карта | 1 | |
60 | Евразия. Крупнейшие по территории и численности населения страны | 1 | |
61 | Евразия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | |
62 | ПР №17 "Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии" | 1 | |
63 | ПР №18 "Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д. )" | 1 | |
64 | Резервный урок. Проверочная работа 2 по теме "Северные материки". Обобщающее повторение по теме "Северные материки" | 1 | |
Тема 3.3. Взаимодействие природы и общества (4 часа) | |||
65 | Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. ПР №19 "Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека" | 1 | Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
66 | Международное сотрудничество в охране природе. Защита проектов. | 1 | |
67 | Глобальные проблемы человечества. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты | 1 | |
68 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Взаимодействие природы и человека". Итоговая контрольная работа. | 1 |
Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания
8 класс
№ п/п | Название раздела | К-во часов в разделе | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. Географическое пространство России Тема 1.1. История формирования и освоения территории России (4 часа) | |||
1 | История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. | 1 | Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
|
2 | Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы | 1 | |
3 | Изменения внешних границ России в ХХ в. Входная контрольная работа. | 1 | |
4 | Воссоединение Крыма с Россией. ПР №1 "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт" | 1 | |
Тема 1.2. Географическое положение и границы России (3 часа) | |||
5 | Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России | 1 | Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
|
6 | Границы Российской Федерации. Страны — соседи России. Моря, омывающие территорию России | 1 | |
7 | Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "История формирования и освоения территории России" и " Географическое положение и границы России" | 1 | |
Тема 1.3. Время на территории России (2 часа) | |||
8 | Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России | 1 | Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации.
|
9 | ПР №2 "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон" | 1 | |
Тема 1.4. Административно территориальное устройство России. Районирование территории (4 часа) | |||
10 | Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие | 1 | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе.
|
11 | Федеральные округа. Районирование. Виды районирования территории | 1 | |
12 | Макрорегионы России. Крупные географические районы России. ПР №3 "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения" | 1 | |
13 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Географическое пространство России" | 1 | |
Раздел 2. Природа России Тема 2.1. Природные условия и ресурсы России (4 часа) | |||
14 | Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов | 1 | Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов.
|
15
| Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации | 1 | |
16 | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
17 | ПР №4 "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам" | 1 | |
Тема 2.2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 часов) | |||
18 | Основные этапы формирования земной коры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица | 1 | Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
|
19 | Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России | 1 | |
20 | Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны | 1 | |
21 | Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма | 1 | |
22 | Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Древнее и современное оледенения | 1 | |
23 | ПР №5 "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений" | 1 | |
24 | Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа | 1 | |
25 | Особенности рельефа своего края. ПР №6 "Объяснение особенностей рельефа своего края" | 1 | |
Тема 2.3. Климат и климатические условия (7 часов) | |||
26 | Факторы, определяющие климат России | 1 | Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
|
27 | Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. ПР №7 "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды" | 1 | |
28 | Распределение температуры воздуха по территории России | 1 | |
29 | Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. ПР №8 "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны" | 1 | |
30 | Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики | 1 | |
31 | Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
32 | Особенности климата своего края. ПР №9 "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения" | 1 | |
Тема 2.4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов) | |||
33 | Моря как аквальные ПК. Контрольная работа за 1-ое полугодие. | 1 | Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
|
34 | Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. ПР №10 "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны" | 1 | |
35 | Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. ПР №11 "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России" | 1 | |
36 | Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды | 1 | |
37 | Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | |
38 | Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности | 1 | |
39 | Резервный урок. Проверочная работа по разделу "Природа России". Обобщающее повторение по темам: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые", "Климат и климатические ресурсы", "Моря России и внутренние воды" | 1 | |
Тема 2.5. Природнохозяйственные зоны (16 часов) | |||
40 | Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв | 1 | Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
41 | Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии | 1 | |
42 | Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением | 1 | |
43 | Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие | 1 | |
44 | Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России | 1 | |
45 | Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов | 1 | |
46 | Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра | 1 | |
47 | Природно-хозяйственные зоны России. Тайга | 1 | |
48 | Природно-хозяйственные зоны России. Смешанные и широколиственные леса | 1 | |
49 | Природно-хозяйственные зоны России. Степи и лесостепи. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
50 | Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни | 1 | |
51 | Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы европейской части России (Крымские горы, Кавказ, Урал) | 1 | |
52 | Горные системы азиатской части России. ПР №12 "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах" | 1 | |
53 | Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. ПР №13 "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации" | 1 | |
54 | Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России | 1 | |
55 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Природно-хозяйственные зоны" | 1 | |
Раздел 3. Население России Тема 3.1. Численность населения России (3 часа) | |||
56 | Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Основные меры современной демографической политики государства | 1 | Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
|
57 | Естественное движение населения. Географические различия в пределах разных регионов России | 1 | |
58 | Миграции. Государственная миграционная политика Российской Федерации. ПР №14 «Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона» | 1 | |
Тема 3.2. Территориальные особенности размещения населения России (4 часа) | |||
59 | Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения. Плотность населения | 1 | Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
|
60 | Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Роль городов в жизни страны | 1 | |
61 | Сельская местность и современные тенденции сельского расселения | 1 | |
62 | Резервный урок. Проверочная работа по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России" | 1 | |
Тема 3.3. Народы и религии России (2 часа) | |||
63 | Россия — многонациональное государство. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. ПР №15 "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ» | 1 | Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
|
64 | География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России. Защита проектов. | 1 | |
Тема 3.4. Половой и возрастной состав населения России (3 часа) | |||
65 | Половой и возрастной состав населения России | 1 | Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов.
|
66 | Половозрастные пирамиды. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни населения России. ПР №16 "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид" | 1 | |
67 | Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "Народы и религии России" и "Половой и возрастной состав населения России" Итоговая контрольная работа. | 1 | |
Тема 3.5. Человеческий капитал (1 час) | |||
68 | Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. ПР №17 "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения" | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации.
|
Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания
9 класс
№ п/п | Название раздела | К-во часов в разделе | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Раздел 1. Хозяйство России Тема 1.1. Общая характеристика хозяйства России (4 часа) | |||
1 | Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства | 1 | Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения. |
2 | Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП. Экономические карты. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Геостратегические территории. Входная контрольная работа. | 1 | |
3 | Производственный капитал. Себестоимость и рентабельность производства. Условия и факторы размещения хозяйства. ПР №1 "Определение влияния географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства" | 1 | |
4 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Общая характеристика хозяйства России" | 1 | |
Тема 1.2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (6 часов) | |||
5 | ТЭК. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Угольная промышленность | 1 | Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
6 | Нефтяная промышленность | 1 | |
7 | Газовая промышленность | 1 | |
8 | Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций. ПР №2 "Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах" | 1 | |
9 | Электростанции, использующие возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения "Энергетической стратегии России на период до 2035 года". ПР №3 "Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны" | 1 | |
10 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)" | 1 | |
Тема 1.3. Металлургический комплекс (3 часа) | |||
11 | Металлургический комплекс. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения "Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года" | 1 | Организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
|
12 | Место России в мировом производстве чёрных металлов. Особенности технологии производства чёрных металлов. География металлургии чёрных металлов: основные районы и центры | 1 | |
13 | Место России в мировом производстве цветных металлов. Особенности технологии производства цветных металлов. География металлургии цветных металлов: основные районы и центры. ПР №4 "Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства предприятий металлургического комплекса в различных регионах страны (по выбору)" | 1 | |
Тема 1.4. Машиностроительный комплекс (3 часа) | |||
14 | Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. ПР №5 "Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации" | 1 | Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
15
| География важнейших отраслей машиностроительного комплекса: основные районы и центры. Значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России | 1 | |
16 | Резервный урок. Проверочная работа 1 "Металлургический комплекс" и "Машиностроительный комплекс". Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
Тема 1.5. Химико-лесной комплекс (5 часов) | |||
17 | Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве химической продукции | 1 | Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. |
18 | Факторы размещения предприятий. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года" | 1 | |
19 | Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса | 1 | |
20 | География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. ПР №6 "Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл. 1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса" | 1 | |
21 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Химико-лесной комплекс" | 1 | |
Тема 1.6. Агропромышленный комплекс (АПК) (5 часов) | |||
22 | Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда | 1 | Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
|
23 | Растениеводство и животноводство: география основных отраслей | 1 | |
24 | Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды | 1 | |
25 | "Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года". Особенности АПК своего края. ПР №7 "Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК" | 1 | |
26 | Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Агропромышленный комплекс (АПК)" | 1 | |
Тема 1.7. Инфраструктурный комплекс (6 часов) | |||
27 | Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Крупнейшие транспортные узлы. "Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года" | 1 | Поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации.
|
28 | Морской и внутренний водный транспорт. ПР №8 "Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий" | 1 | |
29 | География отдельных видов транспорта. Основные транспортные пути. Транспорт и охрана окружающей среды | 1 | |
30 | Информационная инфраструктура. Основные линии связи. Проблемы и перспективы развития комплекса. Федеральный проект "Информационная инфраструктура" | 1 | |
31 | Рекреационное хозяйство. ПР №9 "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края" | 1 | |
32 | Резервный урок. Проверочная работа 2 "Инфраструктурный комплекс". Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
Тема 1.8. Обобщение знаний (2 часа) | |||
33 | Государственная политика как фактор размещения производства. "Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года": основные положения. Контрольная работа за 1-ое полугодие. | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. |
34 | Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. "Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года" и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. ПР №10 "Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов" | 1 | |
Раздел 2. Регионы России Тема 2.1. Западный макрорегион (Европейская часть) России (19 часов) | |||
35 | Европейский Север России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
|
36 | Европейский Север России. Особенности населения | 1 | |
37 | Европейский Север России. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
38 | Северо-Запад России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | |
39 | Северо-Запад России. Особенности населения и хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
40 | Центральная Россия. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | |
41 | Центральная Россия. Особенности населения | 1 | |
42 | Центральная Россия. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
43 | Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | |
44 | Поволжье. Особенности населения и хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
45 | Юг Европейской части России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | |
46 | Юг Европейской части России. Особенности населения | 1 | |
47 | Юг Европейской части России. Особенности хозяйства | 1 | |
48 | Юг Европейской части России. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
49 | Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала. ПР №11 "Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации" | 1 | |
50 | Урал. Особенности населения. Подготовка к реализации проекта. | 1 | |
51 | Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
52 | Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона. ПР №12 "Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных" | 1 | |
53 | Резервный урок. Проверочная работа 3 "Западный макрорегион (Европейская часть) России" | 1 | |
Тема 2.2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России (11 часов) | |||
54 | Сибирь. Географическое положение | 1 | Включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
|
55 | Сибирь. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | |
56 | Сибирь. Особенности населения | 1 | |
57 | Сибирь. Особенности хозяйства | 1 | |
58 | Сибирь. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития | 1 | |
59 | Дальний Восток. Географическое положение | 1 | |
60 | Дальний Восток. Особенности природно-ресурсного потенциала | 1 | |
61 | Дальний Восток. Особенности населения | 1 | |
62 | Дальний Восток. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. ПР №13 "Выявление факторов размещения предприятий одного из промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору)" | 1 | |
63 | Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона. ПР №14 "Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям" | 1 | |
64 | Резервный урок. Проверочная работа 4 "Восточный макрорегион (Азиатская часть)" | 1 | |
Тема 2.3. Обобщение знаний (2 часа) | |||
65 | Федеральные и региональные целевые программы. Итоговая контрольная работа. | 1 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя. |
66 | Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". Защита проектов. | 1 | |
Раздел 3. Россия в современном мире (2 часа) | |||
67 | Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций | 1 | Поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной самоорганизации. |
68 | Значение для мировой цивилизации географического пространства России. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России | 1 |