СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания. 5-9 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнение к рабочей программе по географии. 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания. 5-9 кл.»

Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания (5-9 кл.)

5 класс 


№ п/п

Название раздела

К-во часов в разделе

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов)

1

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  

  • привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной

деятельности обучающихся.




2

Географические методы изучения объектов и явлений. Практическая работа № 1 "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных" Входная контрольная работа

1

3

Представления о мире в древности. Практическая работа № 2."Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам"

1

4

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина

1

5

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба

1

6

Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий

1

7

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Подготовка к реализации проекта.

1

8

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды)

1

9

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа № 3 по теме "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды"

1

Раздел 2. Изображения земной поверхности (11 часов)

10

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки

1

  • Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность,

  • анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе;

  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение

  • за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.  



11

Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа № 4 по теме "Определение направлений и расстояний по плану местности""

1

12

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

1

13

Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Подготовка к реализации проекта.

1

14

Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа № 5 по теме "Составление описания маршрута по плану местности"

1

15


Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Полугодовая контрольная работа.

1

16

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Практическая работа№ 6 по теме "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам"

1

17

Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Практическая работа № 7 по теме "Определение направлений и расстояний по карте полушарий"

1

18

Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин.

1

19

Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы

1

20

Практическая работа № 8 по разделу "Изображения земной поверхности"

1

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы (5 часов)

21

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками;

  • побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей/ обучающихся в контексте содержания учебного предмета.


22

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

1

23

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги

1

24

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практическая работа № 9 по теме "Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России"

1

25

Обобщающее повторение. Практическая работа № 10 по теме "Земля — планета Солнечной системы"

1

Раздел 4. Оболочки Земли (8 часов)

26

Литосфера — твердая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Подготовка к реализации проекта.

1

  • Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение;

  • включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.  



27

Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

1

28

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог

1

29

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил

1

30

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши — горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Практическая работа № 11 по теме "Описание горной системы или равнины по физической карте"

1

31

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы

1

32

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе океана, его рельеф. Защита проектов.

1

33

"Литосфера — каменная оболочка Земли". Итоговая контрольная работа.

1

Раздел 5. Заключение (1 час)

34

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа № 12 «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой»

1

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.




 

Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания

6 класс 


№ п/п

Название раздела

К-во часов в разделе

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Раздел 1. Оболочки Земли.

Тема 1.1. Гидросфера — водная оболочка Земли (10 часов)

1

Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

2

Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах.

1

3

Мировой океан и его части. Входная контрольная работа

1

4

Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.

1

5

Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Практическая работа № 1 по теме "Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам""

1

6

Озера. Происхождение озерных котловин. Питание озер. Озера сточные и бессточные. Болота, их образование. Профессия гидролог. Практическая работа №2 по теме "Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации"

1

7

Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Подготовка к реализации проекта.

1

8

Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота.

1

9

Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу. Практическая работа № 3 по теме "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы"

1

10

Резервный урок. Обобщающее повторение. "Гидросфера — водная оболочка Земли"

1

Тема 1.2. Атмосфера — воздушная оболочка. (12 часов)

11

Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы

1

  • Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

  • анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе;

  • побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе

  • восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов;

  • выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей/ обучающихся в контексте содержания учебного предмета.



12

Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом.

1

13

Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.

1

14

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров, бризы, муссоны. Подготовка к реализации проекта.

1

15


Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и их виды. Туман. Полугодовая контрольная работа

1

16

Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.

1

17

Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа № 4 "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров"

1

18

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря

1

19

Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям

1

20

Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Практическая работа № 5 по теме «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды»

1

21

Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли

1

22

Обобщение и повторение. Практическая работа по теме "Атмосфера — воздушная оболочка"

1

Тема 1.3. Биосфера — оболочка жизни. (6часов)

23

Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог.

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.


24

Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Практическая работа № 6 по теме " Характеристика растительности участка местности своего края"

1

25

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Подготовка к реализации проекта.

1

26

Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой

1

27

Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы.

1

28

Практическая работа № 7 по теме "Биосфера — оболочка жизни"

1

Раздел 2. Природно-территориальные комплексы. (6 часов)

29

Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные региональные и локальные природные комплексы

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


30

Природные комплексы своей местности. Практическая работа № 8 "Характеристика локального природного комплекса"

1

31

Круговороты веществ на Земле. Защита проектов.

1

32

Почва, её строение и состав. Охрана почв. Итоговая контрольная работа.

1

33

Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО

1

34

Резервный урок. Обобщающее повторение.

1





Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания

7 класс 


№ п/п

Название раздела

К-во часов в разделе

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Раздел 1. Главные закономерности природы Земли.

Тема 1.1. Географическая оболочка. (2 часа)

1

Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия

1

  • Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


2

Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли. ПР №1 "Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон"

1

Тема 1.2. Литосфера и рельеф Земли (7 часов)

3

История Земли как планеты. Входная контрольная работа.

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


4

Литосферные плиты и их движение

1

5

Материки, океаны и части света

1

6

Сейсмические пояса Земли. ПР №2 "Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте"

1

7

Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. ПР №3 "Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа"

1

8

Полезные ископаемые

1

9

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф Земли"

1

Тема 1.3. Атмосфера и климаты Земли (7 часов)

10

Закономерности распределения температуры воздуха

1

  • Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;

  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

  • анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе.



11

Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле

1

12

Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры

1

13

Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли

1

14

Влияние климатических условий на жизнь людей. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины

1

15


Карты климатических поясов. Климатограмма. ПР №4 "Описание климата территории по климатической карте и климатограмме"

1

16

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Атмосфера и Климаты Земли" Подготовка к реализации проекта.

1

Тема 1.4. Мировой океан — основная часть гидросферы (6 часов)

17

Мировой океан и его части

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


18

Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат

1

19

Соленость и карта солености поверхностных вод Мирового океана. ПР №5 "Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков"

1

20

Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия

1

21

Жизнь в океане. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана. ПР №6 "Сравнение двух океанов по предложенному учителем плану с использованием нескольких источников географической информации"

1

22

Обобщающее повторение по темам: "Атмосфера и климаты Земли" и "Мировой океан — основная часть гидросферы"

1

Раздел 2. Человечество на Земле

Тема 2.1. Численность населения (3 часа)

23

Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени

1

  • Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


24

Методы определения численности населения, переписи населения. ПР №7 "Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам"

1

25

Размещение и плотность населения. ПР №8 "Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам"

1

Тема 2.2. Страны и народы мира (4 часа)

26

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира

1

  • Включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 


27

Мировые и национальные религии. География мировых религий

1

28

Хозяйственная деятельность людей. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира

1

29

Комплексные карты. Многообразие стран. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. ПР №9 "Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам"

1

Раздел 3. Материки и страны

Тема 3.1. Южные материки (16 часов)

30

Африка. История открытия. Географическое положение

1

  • Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.


31

Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. ПР №10 "Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе"

1

32

Африка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Подготовка к реализации проекта.

1

33

Африка. Крупнейшие по территории и численности населения страны

1

34

Южная Америка. История открытия. Географическое положение. Контрольная работа за 1-ое полугодие.

1

35

Южная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные природные комплексы

1

36

Южная Америка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

37

Южная Америка. Крупнейшие по территории и численности населения страны

1

38

Австралия и Океания. История открытия. Географическое положение

1

39

Австралия и Океания. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. ПР №11 "Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану"

1

40

Австралия и Океания. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

41

ПР №12 "Сравнение географического положения двух (любых) южных материков"

1

42

ПР №13 "Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки"

1

43

ПР №14 "Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам"

1

44

Антарктида — уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента

1

45

Обобщающее повторение "Южные материки". Проверочная работа 1 по теме "Южные материки"

1

Тема 3.2. Северные материки (19 часов)

46

Северная Америка. История открытия и освоения

1

  • Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных индивидуальных особенностей;

  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

  • находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.




47

Северная Америка. Географическое положение

1

48

Северная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные природные комплексы

1

49

Северная Америка. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны

1

50

Северная Америка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

51

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Северные материки. Северная Америка". Подготовка к реализации проекта.

1

52

Евразия. История открытия и освоения

1

53

Евразия. Географическое положение

1

54

Евразия. Основные черты рельефа и определяющие его факторы

1

55

Евразия. Основные черты климата. ПР№15 "Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пляса"

1

56

Евразия. Основные черты внутренних вод и определяющие их факторы

1

57

Евразия. Зональные и азональные природные комплексы. ПР №16 "Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации"

1

58

Евразия. Население

1

59

Евразия. Политическая карта

1

60

Евразия. Крупнейшие по территории и численности населения страны

1

61

Евразия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

62

ПР №17 "Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии"

1

63

ПР №18 "Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д. )"

1

64

Резервный урок. Проверочная работа 2 по теме "Северные материки". Обобщающее повторение по теме "Северные материки"

1

Тема 3.3. Взаимодействие природы и общества (4 часа)

65

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. ПР №19 "Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека"

1

  • Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.  


66

Международное сотрудничество в охране природе. Защита проектов.

1

67

Глобальные проблемы человечества. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты

1

68

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Взаимодействие природы и человека". Итоговая контрольная работа.

1





Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания

8 класс 


№ п/п

Название раздела

К-во часов в разделе

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Раздел 1. Географическое пространство России

Тема 1.1. История формирования и освоения территории России (4 часа)

1

История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.

1

  • Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


2

Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы

1

3

Изменения внешних границ России в ХХ в. Входная контрольная работа.

1

4

Воссоединение Крыма с Россией. ПР №1 "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

1

Тема 1.2. Географическое положение и границы России (3 часа)

5

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России

1

  • Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.


6

Границы Российской Федерации. Страны — соседи России. Моря, омывающие территорию России

1

7

Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "История формирования и освоения территории России" и " Географическое положение и границы России"

1

Тема 1.3. Время на территории России (2 часа)

8

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России

1

  • Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации.



9

ПР №2 "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон"

1

Тема 1.4. Административно территориальное устройство России. Районирование территории (4 часа)

10

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие

1

  • Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

  • анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе.


11

Федеральные округа. Районирование. Виды районирования территории

1

12

Макрорегионы России. Крупные географические районы России. ПР №3 "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения"

1

13

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Географическое пространство России"

1

Раздел 2. Природа России

Тема 2.1. Природные условия и ресурсы России (4 часа)

14

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов

1

  • Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов.


15


Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации

1

16

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Подготовка к реализации проекта.

1

17

ПР №4 "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"

1

Тема 2.2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)

18

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица

1

  • Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  

  • включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 


19

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России

1

20

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны

1

21

Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

1

22

Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Древнее и современное оледенения

1

23

ПР №5 "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"

1

24

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

1

25

Особенности рельефа своего края. ПР №6 "Объяснение особенностей рельефа своего края"

1

Тема 2.3. Климат и климатические условия (7 часов)

26

Факторы, определяющие климат России

1

  • Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.



27

Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. ПР №7 "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды"

1

28

Распределение температуры воздуха по территории России

1

29

Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. ПР №8 "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны"

1

30

Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики

1

31

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Подготовка к реализации проекта.

1

32

Особенности климата своего края. ПР №9 "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения"

1

Тема 2.4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов)

33

Моря как аквальные ПК. Контрольная работа за 1-ое полугодие.

1

  • Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  

  • включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.  


34

Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. ПР №10 "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны"

1

35

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. ПР №11 "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

1

36

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды

1

37

Ледники. Многолетняя мерзлота

1

38

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

1

39

Резервный урок. Проверочная работа по разделу "Природа России". Обобщающее повторение по темам: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые", "Климат и климатические ресурсы", "Моря России и внутренние воды"

1

Тема 2.5. Природнохозяйственные зоны (16 часов)

40

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв

1

  • Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. 


41

Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии

1

42

Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

1

43

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие

1

44

Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России

1

45

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

1

46

Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра

1

47

Природно-хозяйственные зоны России. Тайга

1

48

Природно-хозяйственные зоны России. Смешанные и широколиственные леса

1

49

Природно-хозяйственные зоны России. Степи и лесостепи. Подготовка к реализации проекта.

1

50

Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни

1

51

Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы европейской части России (Крымские горы, Кавказ, Урал)

1

52

Горные системы азиатской части России. ПР №12 "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах"

1

53

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. ПР №13 "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации"

1

54

Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России

1

55

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Природно-хозяйственные зоны"

1

Раздел 3. Население России

Тема 3.1. Численность населения России (3 часа)

56

Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Основные меры современной демографической политики государства

1

  • Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.



57

Естественное движение населения. Географические различия в пределах разных регионов России

1

58

Миграции. Государственная миграционная политика Российской Федерации. ПР №14 «Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона»

1

Тема 3.2. Территориальные особенности размещения населения России (4 часа)

59

Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения. Плотность населения

1

  • Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.


60

Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Роль городов в жизни страны

1

61

Сельская местность и современные тенденции сельского расселения

1

62

Резервный урок. Проверочная работа по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России"

1

Тема 3.3. Народы и религии России (2 часа)

63

Россия — многонациональное государство. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. ПР №15 "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ»

1

  • Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.



64

География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России. Защита проектов.

1

Тема 3.4. Половой и возрастной состав населения России (3 часа)

65

Половой и возрастной состав населения России

1

  • Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов.


66

Половозрастные пирамиды. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни населения России. ПР №16 "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид"

1

67

Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "Народы и религии России" и "Половой и возрастной состав населения России" Итоговая контрольная работа.

1

Тема 3.5. Человеческий капитал (1 час)

68

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. ПР №17 "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения"

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации.






Тематическое планирование по географии с учетом программы воспитания

9 класс 


№ п/п

Название раздела

К-во часов в разделе

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1.1. Общая характеристика хозяйства России (4 часа)

1

Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства

1

  • Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения.

2

Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП. Экономические карты. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Геостратегические территории. Входная контрольная работа.

1

3

Производственный капитал. Себестоимость и рентабельность производства. Условия и факторы размещения хозяйства. ПР №1 "Определение влияния географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства"

1

4

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Общая характеристика хозяйства России"

1

Тема 1.2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (6 часов)

5

ТЭК. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Угольная промышленность

1

  • Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.  


6

Нефтяная промышленность

1

7

Газовая промышленность

1

8

Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций. ПР №2 "Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах"

1

9

Электростанции, использующие возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения "Энергетической стратегии России на период до 2035 года". ПР №3 "Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны"

1

10

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)"

1

Тема 1.3. Металлургический комплекс (3 часа)

11

Металлургический комплекс. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения "Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года"

1

  • Организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.


12

Место России в мировом производстве чёрных металлов. Особенности технологии производства чёрных металлов. География металлургии чёрных металлов: основные районы и центры

1

13

Место России в мировом производстве цветных металлов. Особенности технологии производства цветных металлов. География металлургии цветных металлов: основные районы и центры. ПР №4 "Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства предприятий металлургического комплекса в различных регионах страны (по выбору)"

1

Тема 1.4. Машиностроительный комплекс (3 часа)

14

Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. ПР №5 "Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации"

1

  • Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. 


15


География важнейших отраслей машиностроительного комплекса: основные районы и центры. Значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России

1

16

Резервный урок. Проверочная работа 1 "Металлургический комплекс" и "Машиностроительный комплекс". Подготовка к реализации проекта.

1

Тема 1.5. Химико-лесной комплекс (5 часов)

17

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве химической продукции

1

  • Привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

18

Факторы размещения предприятий. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года"

1

19

Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса

1

20

География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. ПР №6 "Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл. 1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса"

1

21

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Химико-лесной комплекс"

1

Тема 1.6. Агропромышленный комплекс (АПК) (5 часов)

22

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда

1

  • Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.


23

Растениеводство и животноводство: география основных отраслей

1

24

Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды

1

25

"Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года". Особенности АПК своего края. ПР №7 "Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК"

1

26

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Агропромышленный комплекс (АПК)"

1

Тема 1.7. Инфраструктурный комплекс (6 часов)

27

Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Крупнейшие транспортные узлы. "Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года"

1

  • Поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации.


28

Морской и внутренний водный транспорт. ПР №8 "Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий"

1

29

География отдельных видов транспорта. Основные транспортные пути. Транспорт и охрана окружающей среды

1

30

Информационная инфраструктура. Основные линии связи. Проблемы и перспективы развития комплекса. Федеральный проект "Информационная инфраструктура"

1

31

Рекреационное хозяйство. ПР №9 "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

1

32

Резервный урок. Проверочная работа 2 "Инфраструктурный комплекс". Подготовка к реализации проекта.

1

Тема 1.8. Обобщение знаний (2 часа)

33

Государственная политика как фактор размещения производства. "Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года": основные положения. Контрольная работа за 1-ое полугодие.

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

34

Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. "Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года" и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. ПР №10 "Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов"

1

Раздел 2. Регионы России

Тема 2.1. Западный макрорегион (Европейская часть) России (19 часов)

35

Европейский Север России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

  • Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.  


36

Европейский Север России. Особенности населения

1

37

Европейский Север России. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

38

Северо-Запад России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

39

Северо-Запад России. Особенности населения и хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

40

Центральная Россия. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

41

Центральная Россия. Особенности населения

1

42

Центральная Россия. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

43

Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

44

Поволжье. Особенности населения и хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

45

Юг Европейской части России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

46

Юг Европейской части России. Особенности населения

1

47

Юг Европейской части России. Особенности хозяйства

1

48

Юг Европейской части России. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

49

Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала. ПР №11 "Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации"

1

50

Урал. Особенности населения. Подготовка к реализации проекта.

1

51

Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

52

Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона. ПР №12 "Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных"

1

53

Резервный урок. Проверочная работа 3 "Западный макрорегион (Европейская часть) России"

1

Тема 2.2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России (11 часов)

54

Сибирь. Географическое положение

1

  • Включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  

  • организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.


55

Сибирь. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

56

Сибирь. Особенности населения

1

57

Сибирь. Особенности хозяйства

1

58

Сибирь. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

1

59

Дальний Восток. Географическое положение

1

60

Дальний Восток. Особенности природно-ресурсного потенциала

1

61

Дальний Восток. Особенности населения

1

62

Дальний Восток. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. ПР №13 "Выявление факторов размещения предприятий одного из промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору)"

1

63

Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона. ПР №14 "Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям"

1

64

Резервный урок. Проверочная работа 4 "Восточный макрорегион (Азиатская часть)"

1

Тема 2.3. Обобщение знаний (2 часа)

65

Федеральные и региональные целевые программы. Итоговая контрольная работа.

1

  • Устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

66

Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации". Защита проектов.

1

Раздел 3. Россия в современном мире (2 часа)

67

Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций

1

  • Поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной самоорганизации.

68

Значение для мировой цивилизации географического пространства России. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России

1