№ | сроки | Тема | Ч | Содержательная линия | Информационное поле | Формируемые ЗУН на основе деятельности учащихся (на период изучения одного урока) | Формируемые УУД (на период изучения одного раздела) |
Воздействующая сила искусства (9 часов) |
1 | 1.1 | Искусство и власть. Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. | 1 | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. | Изо: Ж.Л. Давид «Бонапарт, пересекающий Альпы на огненном скакуне» Д.Левицкий «Екатерина II» Живопись А. Дайнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др. Рекламные плакаты, листовки, клипы; настенная живопись (панно, мозаика, граффити) Август из Прима Порто. Римская статуя Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя. Икона Шитье Архитектура: Триумфальная арка на Елисейских Полях в Париже Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве Успенский собор Московского Кремля Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря Б.Иофан Дворей советов (проект), образец архитектуры эпохи тоталиризма Музыка: Хоровая капелла имени М.И.Глинки Булат Окуджава Александр Галич Владимир Высоцкий Борис Гребенщиков | Умения: сопоставлять художественные образы, символизирующих власть; выявлять сходства и различия этих образов, называть общие (типические) черты; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. | Личностные: Смыслообразование (внутренняя мотивация учения); Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор); Формирование основ гражданской идентичности личности Регулятивные: Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: Общеучебные формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; - умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; - построение логической цепи рассуждений; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, - умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей, - извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию). Коммуникативные: Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя. |
2 | 1.2 | Искусство и власть. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. | 1 | Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. | Умения: приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств; находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе; анализировать худ произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства. |
3 | 1.3 | Искусство и власть. Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х г.г. XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино) | 1 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. | Умения: приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств; оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. |
4 | 1.4 | Какими средствами воздействует искусство. | 1 | Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. | Изо: К.Петров-Водкин. «Яблоки» П.Сезан «Натюрморт с белым кувшином» А.Саврасов «Весенний день» С.Боттичели «Весна» Ю.Судейкин «Балетная пастораль А.Венецианов «Спящий пастушок» А.Дейнеки «На катке» И.Билибин «Пир» Кадры из мультфильма «Мадагаскар» А. Джакометти . Скульптуры «Собака», «Кошка», «Паук» Музыка: Антонио Вивальди «Веснна» - первый концерт в цикле «Времена Года», «Сон крестьянина», «Танец0пастораль» Образцы народной музыки. Литургия, всенощное бдение, месса и др. Классика: Бетховен Л., Чайковский П., Скрябин А., Прокофьев С. Архитектура: Нантский собор . Франция Новодевичий монастырь. Москва | Знать/понимать: композиция содержание сюжет фактура ритм пропорции форма Уметь: находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе; передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения музыки (формы); сопоставлять композиции произведений изобразительного и музыкального искусства; выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. |
5 | 1.5 | Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). | 1 | Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. | Архитектура: Дмитриевский собор Владимир Сент-Шапель (Святая капелла). Часовня на острове Сите. Париж. Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва Мечеть Джми Маджида Буддийский храм Софийский собор в Новгороде Софийский собор в Киеве Святая София в Стамбуле (Константинополь) Музыка: Духовная храмовая музыка. | Знать/понимать: Уметь: анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств; находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений; создавать в технике аппликации композиции по собственному замыслу или на заданную тему. |
6 | 1.6 | Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. | 1 | Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. | Уметь: знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии; соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма. | |
7 | 1.7 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. | Сцена из оперы «Князь Игорь» А.Бородина Сцена из балета «Спящая красавица» Сцена из балета «Ярославна» Б.Тищенко Мюзикл «Кошки» Мариинский театр в Санкт-Петербурге Михайловский театр в Санкт-Петербурге | Знать/понимать: театр кино мюзикл рок-опера балет Уметь: определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении; подбирать и анализировать различные худ. произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей. | |
8 | 1.8 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. | 1 | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. | Музыкальные видеоклипы Рекламные ролики на телевидении | Уметь: исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер; создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу; создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера. | |
9 | 1.9 | Искусство предвосхищает будущее. | | Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания научных открытий. | Видеоролики известных компаний (например, Сбербанка) | Уметь: выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства, современных видеороликах известных компаний | |
Искусство предвосхищает будущее (7 часов) |
10 | 1.10 | Дар предвосхищения. | 1 | Предвидение сложных коллизий XX-XXI в.в. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. | Изо: С.Ричи «Персей обращает Финея в камень с помощью головы Медузы Горгоны» Э. Берн-Джонс «Персей и стигийские нимфы» Кадр из мультфильма «Избушка на курьих ножках» И.Билибин «Баба-Яга в ступе» В.Савнецов «Ковер-самолет» | Знать/понимать: иносказание метафора аллегория олицетворение Уметь: называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего; выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства; писать эссе об одном из явлений современного искусства, в котором есть скрытое пророчество. | Личностные: Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Регулятивные: Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: Общеучебные: - умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; - умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование); -установление причинно-следственных связей, выведение следствий; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, - подведение под понятие; - умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.) Коммуникативные: Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя. |
11 | 1.11 | Какие знания дает искусство. | 1 | Использование иносказаний в живописи символистов. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу. | Изо: Иносказания в живописи символистов Ж.-Э.Лиотар «Шоколадница» В.Ван Гог «Вороны над пшеничным полем», «Звездная ночь» Плакат художественного фильма «Девять дней одного года» Музыка: И.Бах: фуга | Уметь: давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; приводить примеры научного значения художественного знания; выявлять жизненные ассоциации музыки |
12 | 1.12 | Предсказания в искусстве. | 1 | Предвосхищение будущих открытий. Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах. | Изо: А.Дюрер «Четыре всадника». Гравюра «Апокалипсис» Ф.Гойя. «Какое мужество!» офорт, «Скорбное предчувствие будущего» офорт Б.Кустодиев «Большевик», «Портрет Шаляпина», «Купец» К.Юн «Новая планета» А.Лентулов «Василий блаженный», «Звон. Колокольня Ивана Великого», «Москва» Кино: А.Тарковский «Андрей Рублев» Музыка: Колокольные звоны | Уметь: размышлять о соотношении науки и искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня; участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России» |
13 | 1. 13 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | Предсказания научных открытий. | Изо: Леонардо да Винчи. Эскизы летательных аппаратов Иллюстрации и обложка книги Ж.Верна «Путешествие на Луну» Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | Уметь: приводить примеры научного значения художественного знания; давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; оценивать произведение с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. |
14 | 1.14 | Традиции и новаторство в искусстве. | 1 | Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. |
15 | 1. 15 | Художник и ученый. | 1 | Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) | Изо: М.Эшер «Солнце и луна», «День и ночь», «Ящерицы» Р.Делоне «Башня», «С уважением в Блерио» М.Ларионов «Петух (Лучистый этюд), «Лучистый пейзаж» П.Филонов «Формула весны, «Формула Вселенной» | Уметь: участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира; интерпретировать художественные образы произведений абстрактного искусства; выявлять скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо искусства; создавать компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса) |
16 | 1.16 | Контрольная работа за I-е полугодие | Регулятивные |
Дар созидания (11 часов) |
17 | 2.1 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). | Архитектура: Эйфелева башня. Париж Жмилой комплекс «Алые паруса» Москва. Парламент. Лондон Кремль. Москва Акрополь. Афины | Знать/понимать: Промышленное искусство Техническая эстетика Дизайн Уметь: участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции; создавать фотомонтаж «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке» Магазины : убранство и интерьеры», Фонари на улицах города», Традиции и современность в облике моего города» | Личностные: Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Регулятивные: Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: Общеучебные: - умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; - умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование); -установление причинно-следственных связей, выведение следствий; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, - подведение под понятие; - умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра) |
18 | 2.2 | Архитектура исторического города. | 1 | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). | Архитектура: Панорама Петропавловской площади и Адмиралтейства. Петербург. Афинский Акрополь. Греция Акрокоринф. Греция Новгородский детинец Площадь и здание городской ратуши. Прага Регистан. Самарканд. Узбекистан История: Карта Санкт-Петербурга начала 20 века Карта Москвы 16 века Изо: В.Васнецов «Расцвет Кремля» | Знать/понимать: Уметь: изображать в виде чертежа план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города; приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах; описывать особенности изображения городов на старинных гравюрах. |
19 | 2.3 | Архитектура современного города. | 1 | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. | Архитектура: Ф.-Л. Райт Дом над водопадом Ф.Шехтель Особняк Рябушинского Ш.Ле Корбюзье Капелла Нотр –Дам – дю – О Н.Фостер Здание «Корнишон». Лондон Дом оперы. Сидней. Австралия Манхэттен. Нью-Йорк. США А.Гауди. Ла Педрера. Изо: Д.Сикейрос. Вехи истории. Роспись стены. Мехико, Индустрия Детройта. Роспись стены. Детройт | Умения: изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства; соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями, определять особенности материалов; прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда; создавать эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного); создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка и т. д; выполнять коллективную работу «Проект детской площадки» |
20 | 2.4 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. | Изо: Г.Доре «Дон Кихот», «Ад.Вергилий и Данте», иллюстрация к роману М.Сервантеса «Дон Кихот» А.Бенуа «Медный всадник», «Пиковая дама» М.Врубель» «Демон» И.Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» В. Фаворский Иллюстрация к «Повести о полку Игореве» Журнальная графика Рекламные щиты | Знать/понимать: Уметь: понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала; анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; работать со справочниками, словарями; создавать любимого героя (иллюстрация) различными изобразительными техниками; разрабатывать и выполнять макет в технике коллажа или компьютерной графики журнала, компакт-диска, сборника стихов, (оформление обложки, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фото, рисунками, буквицы и т.д.); разрабатывать антирекламу товара, услуги. |
21 | 2.5 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Ч.Макинтош. Стул, интерьер Дома любителя искусств, софа, спальная комната С.Малютин. Фрагмент деревянной избы С.Дали. Флакон для духов, идея шляпки в форме туфли | Знать/понимать: дизайн стиль: классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек и т.д. Уметь: определять стили дизайна; анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; разрабатывать и выполнять проект элемента интерьера в заданном стиле | |
22 | 2.6 | Декоративно – прикладное искусство. | 1 | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. | Декоративно-прикладное искусство: Дипилонский кратер. Греция. Фрагмент краснофигурной вазы. Греция. Глиняные фигурки играющего на лире и танцующих женщин. Греция Фарфоровые тарелки Китай. 17 век. Кинжал и ножны. Западная Европа Фаберже. Пасхальное яйцо. 19 век Большая императорская корона Россия Фронтон северной избы. Карелия Ритуальная маска. Габон. Африка Персидский ковер. Иран. Изделия из янтаря. Поднос. Жостово Поднос с черненым орнаментом. Москва. Изо: К.Маковский «Боярыня у окна» | Уметь: анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства; соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических функций; выполнять эскизы росписей. | |
23 | 2.7 | Музыка в быту. | 1 | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. | Музыка: Камерный ансамбль Мастер женских полуфигур. Музыкантши Симфонический оркестр Духовой военный оркестр Изо: Котильон. Старинная гравюра П.Кончаловский. Портрет С.Прокофьева | Знать/понимать: Умения: определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки; аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса»); придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху, подбирать музыкальные записи, подготавливать выступления танцевальных пар.; создавать интерактивный музей «Классическая музыка в современной обработке» или «Классика на мобильных телефонах» | |
24 | 2.8 | Массовые, общедоступные искусства. | 1 | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. | Изо: Фото Э.Стейхена, С.Прокудина-Горского, Й.Судека, А.Родченко Прокатный плакат кинофильма «Веселые ребята», «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный» Рекламные постеры кинофильмов «Супермэн», «Спайдерман», «Звездные войны» Кино: Кадр из фильма «Веселые ребята», «Женщина, которая изобрела любовь» Вера Холодная, звезда русского дозвукового кино Мультфильм «Времена года» Телепроекты Музыка: П.Чайковский «Осенняя песнь (Октябрь), «На тройке (Ноябрь) | Знать/понимать: Умения: создавать портретную галерею учителей и одноклассников; писать литературные комментарии к серии фотографий; определять жанры киноискусства, приводить примеры; выявлять эстетическую, нравственную, и практическую направленность театральных постановок и фильмов; анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма; систематизировать телевизионные передачи по жанрам; анализировать средства художественной выразительности и делать собственные умозаключения, выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека. | |
25 | 2.9 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки. | 1 | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики. | Кино: М.Калатозов «Летят журавли» 1957 – пьеса В.Розова «Вечно живые» Музыка в театре и кино. «Обыкновенное чудо» - пьеса Е. Шварца, фильм - М. Захарова, музыка – Г. Гладкова, мюзикл – И. Поповски. Музыка: Энио Морриконе - кинокомпозитор | Уметь: | |
26 | 2.10 | Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов. | 1 | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино | Музыка: Томазо Альбинони «Адажио» Исполнители: Сара Брайтман Николай Басков Лара Фабиан Кино: Г.Бардин. Мультфильм «Адажио» | Уметь: разрабатывать и проводить конкурс «Музыкальные пародии»; составлять программы концертов, музыкальных фестивалей; | |
27 | 2.11 | Презентация творческого проекта | 1 | В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. | Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…) | Умения: разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта; определять свою роль в проекте; намечать способы реализации собственной художественно-практической деятельности; передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства: портер в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии, коллаж; воплощать красоту различных состояний природа и человеческих отношений средствами одного из видов искусства. | |
Искусство и открытие мира для себя (8 часов) |
28 | 2.12 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. | 1 | Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. | Изо: А.Пикассо «Девочка на шаре» М.Нестеров «Философы» | Умения: размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). | Личностные: Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор); Формирование основ гражданской идентичности личности. Регулятивные: Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию) Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей - выдвижение гипотез и их обоснование. Общеучебные : - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; - умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Коммуникативные: Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра) Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя |
29 | 2.13 | Литературные страницы. Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. | 1 | Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. | Литература: Притча арабского философа Халиля Джибрана «Перед престолом Красоты» Произведения отечественной и зарубежной литературы (У. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гоголь…) Изо: Персидские миниатюры | Умения: определять место, которое занимают изобразительные искусства, музыка, литература, театр, кино и др. |
30 | 2.14 | Геометрические построения в искусстве. Совместная работа двух типов мышления в разных типах искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике. | 1 | Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. | Изо: Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке, золотого сечения в разных видах искусства; «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А.Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама. Декоративные композиции М.юЭшера. | Умения: |
31 | 2.15 | Законы музыкальной композиции, основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений. | 1 | Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. | Музыка: Примеры знакомой учащимся вокально – хоровой, инструментально – симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. | Умения: |
32 | 2.16 | Информационное богатство искусства. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. | 1 | Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. Высказывания известных писателей и поэтов о предназначении творчества. | А. Бородин – химик и композитор, С. Рихтер – пианист и художник, В. Наумов – режиссер и художник. М.Гибсон «Страсти Христовы» Д.Шумажер «Призрак оперы» | Умения: |
33 | 2.17 | Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. | 1 | Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. | Кино: «Гамлет» Г. Козинцева «Баллада о солдате» Г. Чухрая «Небеса обетованные», Э. Рязанова и др. | Умения: |
34 | 2.18 | Презентация исследовательских проектов «Пушкин – наше все» | 1 | В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. | Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…) | Умения: учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать. |
35 | | Резерв | 1 | |
Общее количество часов: 35 |