СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по предмету Искусство

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по предмету Искусство

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по предмету Искусство»

сроки

Тема

Ч

Содержательная

линия

Информационное

поле

Формируемые ЗУН на основе

деятельности учащихся

(на период изучения одного урока)

Формируемые УУД

(на период изучения

одного раздела)

Воздействующая сила искусства (9 часов)

1

1.1

Искусство и власть. Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей.

1

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Изо:

Ж.Л. Давид «Бонапарт, пересекающий Альпы на огненном скакуне»

Д.Левицкий «Екатерина II»

Живопись А. Дайнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др. Рекламные плакаты, листовки, клипы; настенная живопись (панно, мозаика, граффити)

Август из Прима Порто. Римская статуя

Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя.

Икона Шитье


Архитектура:

Триумфальная арка на Елисейских Полях в Париже

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве

Успенский собор Московского Кремля

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Б.Иофан Дворей советов (проект), образец архитектуры эпохи тоталиризма


Музыка:

Хоровая капелла имени М.И.Глинки

Булат Окуджава

Александр Галич

Владимир Высоцкий

Борис Гребенщиков

Умения:

  • сопоставлять художественные образы, символизирующих власть;

  • выявлять сходства и различия этих образов, называть общие (типические) черты;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.


Личностные:

Смыслообразование (внутренняя мотивация учения);


Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержа­ния, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее лично­стный моральный выбор);

Формирование основ гражданской идентичности личности


Регулятивные:

Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).


Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности дей­ствий).


Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик).


Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Познавательные:

Общеучебные

формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;

- построение логической цепи рассуждений;


Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей,

- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концепту­альный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей,

- извлекать не­обходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию).


Коммуникативные:

Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диало­гическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксиче­скими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя.

2

1.2

Искусство и власть. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях.

1

Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.

Умения:

  • приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением;

  • подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств;

  • находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;

  • анализировать худ произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства.

3

1.3

Искусство и власть. Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х г.г. XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино)

1

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.


Умения:

  • приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением;

  • подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств;

  • оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

4

1.4

Какими средствами воздействует искусство.

1

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.


Изо:

К.Петров-Водкин. «Яблоки»

П.Сезан «Натюрморт с белым кувшином»

А.Саврасов «Весенний день»

С.Боттичели «Весна»

Ю.Судейкин «Балетная пастораль

А.Венецианов «Спящий пастушок»

А.Дейнеки «На катке»

И.Билибин «Пир»

Кадры из мультфильма «Мадагаскар»

А. Джакометти . Скульптуры «Собака», «Кошка», «Паук»


Музыка:

Антонио Вивальди «Веснна» - первый концерт в цикле «Времена Года», «Сон крестьянина», «Танец0пастораль»

Образцы народной музыки.

Литургия, всенощное бдение, месса и др.

Классика: Бетховен Л., Чайковский П., Скрябин А., Прокофьев С.


Архитектура:

Нантский собор . Франция

Новодевичий монастырь. Москва

Знать/понимать:

  • композиция

  • содержание

  • сюжет

  • фактура

  • ритм

  • пропорции

  • форма

Уметь:

  • находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;

  • передавать графически композиционное построение картины;

  • выявлять особенности построения музыки (формы);

  • сопоставлять композиции произведений изобразительного и музыкального искусства;

  • выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

5

1.5

Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

1

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

Архитектура:

Дмитриевский собор Владимир

Сент-Шапель (Святая капелла).

Часовня на острове Сите. Париж.

Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва

Мечеть Джми Маджида

Буддийский храм

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Киеве

Святая София в Стамбуле (Константинополь)


Музыка:

Духовная храмовая музыка.

Знать/понимать:

  • храм

Уметь:

  • анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств;

  • находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений;

  • создавать в технике аппликации композиции по собственному замыслу или на заданную тему.

6

1.6

Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

1

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Уметь:

  • знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии;

  • соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.


7

1.7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Сцена из оперы «Князь Игорь» А.Бородина

Сцена из балета «Спящая красавица»

Сцена из балета «Ярославна» Б.Тищенко

Мюзикл «Кошки»

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Михайловский театр в Санкт-Петербурге


Знать/понимать:

  • театр

  • кино

  • мюзикл

  • рок-опера

  • балет

Уметь:

  • определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении;

  • подбирать и анализировать различные худ. произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.


8

1.8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Общие законы восприятия композиции картины и сцены.

1

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Музыкальные видеоклипы

Рекламные ролики на телевидении

Уметь:

  • исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер;

  • создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу;

  • создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.


9

1.9

Искусство предвосхищает будущее.


Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания научных открытий.

Видеоролики известных компаний (например, Сбербанка)

Уметь:

  • выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства, современных видеороликах известных компаний


Искусство предвосхищает будущее (7 часов)

10

1.10

Дар предвосхищения.

1

Предвидение сложных коллизий XX-XXI в.в. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.

Изо:

С.Ричи «Персей обращает Финея в камень с помощью головы Медузы Горгоны»

Э. Берн-Джонс «Персей и стигийские нимфы»

Кадр из мультфильма «Избушка на курьих ножках»

И.Билибин «Баба-Яга в ступе»

В.Савнецов «Ковер-самолет»

Знать/понимать:

  • иносказание

  • метафора

  • аллегория

  • олицетворение

Уметь:

  • называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего;

  • выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства;

  • писать эссе об одном из явлений современного искусства, в котором есть скрытое пророчество.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержа­ния, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее лично­стный моральный выбор).


Регулятивные:

Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).


Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности дей­ствий).


Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик).


Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)


Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).


Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Познавательные:

Общеучебные:

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;

- умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование);

-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;


Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей,

- подведение под понятие;

- умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.)


Коммуникативные:

Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).


Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диало­гическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксиче­скими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя.

11

1.11

Какие знания дает искусство.

1

Использование иносказаний в живописи символистов. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу.

Изо:

Иносказания в живописи символистов

Ж.-Э.Лиотар «Шоколадница»

В.Ван Гог «Вороны над пшеничным полем», «Звездная ночь»

Плакат художественного фильма «Девять дней одного года»


Музыка:

И.Бах: фуга

Уметь:

  • давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека;

  • приводить примеры научного значения художественного знания;

  • выявлять жизненные ассоциации музыки


12

1.12

Предсказания в искусстве.

1

Предвосхищение будущих открытий. Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах.

Изо:

А.Дюрер «Четыре всадника». Гравюра «Апокалипсис»

Ф.Гойя. «Какое мужество!» офорт, «Скорбное предчувствие будущего» офорт

Б.Кустодиев «Большевик», «Портрет Шаляпина», «Купец»

К.Юн «Новая планета»

А.Лентулов «Василий блаженный», «Звон. Колокольня Ивана Великого», «Москва»


Кино:

А.Тарковский «Андрей Рублев»


Музыка:

Колокольные звоны

Уметь:

  • размышлять о соотношении науки и искусства;

  • составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения;

  • интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня;

  • участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России»


13

1. 13

Художественное мышление в авангарде науки.

1

Предсказания научных открытий.


Изо:

Леонардо да Винчи. Эскизы летательных аппаратов

Иллюстрации и обложка книги Ж.Верна «Путешествие на Луну»

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Уметь:

  • приводить примеры научного значения художественного знания;

  • давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека;

  • оценивать произведение с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

14

1.14

Традиции и новаторство в искусстве.

1

Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.


15

1. 15

Художник и ученый.

1

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)


Изо:

М.Эшер «Солнце и луна», «День и ночь», «Ящерицы»

Р.Делоне «Башня», «С уважением в Блерио»

М.Ларионов «Петух (Лучистый этюд), «Лучистый пейзаж»

П.Филонов «Формула весны, «Формула Вселенной»

Уметь:

  • участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира;

  • интерпретировать художественные образы произведений абстрактного искусства;

  • выявлять скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства;

  • составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо искусства;

  • создавать компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса)

16

1.16

Контрольная работа за I-е полугодие

Регулятивные

Дар созидания (11 часов)

17

2.1

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Архитектура:

Эйфелева башня. Париж

Жмилой комплекс «Алые паруса» Москва.

Парламент. Лондон

Кремль. Москва

Акрополь. Афины

Знать/понимать:

  • Промышленное искусство

  • Техническая эстетика

  • Дизайн

Уметь:

  • участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки;

  • составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции;

  • создавать фотомонтаж «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке» Магазины : убранство и интерьеры», Фонари на улицах города», Традиции и современность в облике моего города»

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержа­ния, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее лично­стный моральный выбор).


Регулятивные:

Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).


Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности дей­ствий).


Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик).


Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)


Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).


Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Познавательные:

Общеучебные:

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;

- умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование);

-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;


Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей,

- подведение под понятие;

- умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.)


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (оп­ределение цели, функций участников, способов взаимодействия).


Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).


Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)


18

2.2

Архитектура исторического города.

1

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Архитектура:

Панорама Петропавловской площади и Адмиралтейства. Петербург.

Афинский Акрополь. Греция

Акрокоринф. Греция

Новгородский детинец

Площадь и здание городской ратуши. Прага

Регистан. Самарканд. Узбекистан


История:

Карта Санкт-Петербурга начала 20 века

Карта Москвы 16 века


Изо:

В.Васнецов «Расцвет Кремля»

Знать/понимать:

  • архитектура

Уметь:

  • изображать в виде чертежа план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города;

  • приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах;

  • описывать особенности изображения городов на старинных гравюрах.

19

2.3

Архитектура современного города.

1

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.


Архитектура:

Ф.-Л. Райт Дом над водопадом

Ф.Шехтель Особняк Рябушинского

Ш.Ле Корбюзье Капелла Нотр –Дам – дю – О

Н.Фостер Здание «Корнишон». Лондон

Дом оперы. Сидней. Австралия

Манхэттен. Нью-Йорк. США

А.Гауди. Ла Педрера.


Изо:

Д.Сикейрос. Вехи истории. Роспись стены. Мехико, Индустрия Детройта. Роспись стены. Детройт

Умения:

  • изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства;

  • соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями, определять особенности материалов;

  • прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда;

  • создавать эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного);

  • создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка и т. д;

  • выполнять коллективную работу «Проект детской площадки»

20

2.4

Специфика изображений в полиграфии.

1

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.


Изо:

Г.Доре «Дон Кихот», «Ад.Вергилий и Данте», иллюстрация к роману М.Сервантеса «Дон Кихот»

А.Бенуа «Медный всадник», «Пиковая дама»

М.Врубель» «Демон»

И.Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

В. Фаворский Иллюстрация к «Повести о полку Игореве»

Журнальная графика

Рекламные щиты


Знать/понимать:

  • полиграфия

  • полиграфическая промышленность

Уметь:

  • понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала;

  • анализировать средства выразительности художника-графика;

  • интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения;

  • работать со справочниками, словарями;

  • создавать любимого героя (иллюстрация) различными изобразительными техниками;

  • разрабатывать и выполнять макет в технике коллажа или компьютерной графики журнала, компакт-диска, сборника стихов, (оформление обложки, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фото, рисунками, буквицы и т.д.);

  • разрабатывать антирекламу товара, услуги.

21

2.5

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.


Ч.Макинтош. Стул, интерьер Дома любителя искусств, софа, спальная комната

С.Малютин. Фрагмент деревянной избы

С.Дали. Флакон для духов, идея шляпки в форме туфли

Знать/понимать:

  • дизайн

  • стиль: классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек и т.д.

Уметь:

  • определять стили дизайна;

  • анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения;

  • разрабатывать и выполнять проект элемента интерьера в заданном стиле


22

2.6

Декоративно – прикладное искусство.

1

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.


Декоративно-прикладное искусство:

Дипилонский кратер. Греция.

Фрагмент краснофигурной вазы. Греция.

Глиняные фигурки играющего на лире и танцующих женщин. Греция

Фарфоровые тарелки Китай. 17 век.

Кинжал и ножны. Западная Европа

Фаберже. Пасхальное яйцо. 19 век

Большая императорская корона Россия

Фронтон северной избы. Карелия

Ритуальная маска. Габон. Африка

Персидский ковер. Иран. Изделия из янтаря. Поднос. Жостово

Поднос с черненым орнаментом. Москва.

Изо:

К.Маковский «Боярыня у окна»

Уметь:

  • анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства;

  • соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения;

  • подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов;

  • оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических функций;

  • выполнять эскизы росписей.


23

2.7

Музыка в быту.

1

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Музыка:

Камерный ансамбль

Мастер женских полуфигур. Музыкантши

Симфонический оркестр

Духовой военный оркестр


Изо:

Котильон. Старинная гравюра

П.Кончаловский. Портрет С.Прокофьева

Знать/понимать:

  • музыка: серьезная, легкая, танцевальная, маршевая

Умения:

  • определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки;

  • аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности;

  • разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса»);

  • придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху, подбирать музыкальные записи, подготавливать выступления танцевальных пар.;

  • создавать интерактивный музей «Классическая музыка в современной обработке» или «Классика на мобильных телефонах»


24

2.8

Массовые, общедоступные искусства.

1

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Изо:

Фото Э.Стейхена, С.Прокудина-Горского, Й.Судека, А.Родченко

Прокатный плакат кинофильма «Веселые ребята», «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный»

Рекламные постеры кинофильмов «Супермэн», «Спайдерман», «Звездные войны»


Кино:

Кадр из фильма «Веселые ребята», «Женщина, которая изобрела любовь»

Вера Холодная, звезда русского дозвукового кино

Мультфильм «Времена года»

Телепроекты


Музыка:

П.Чайковский «Осенняя песнь (Октябрь), «На тройке (Ноябрь)

Знать/понимать:

  • фотография

  • принципы работы фотоаппарата

Умения:

  • создавать портретную галерею учителей и одноклассников;

  • писать литературные комментарии к серии фотографий;

  • определять жанры киноискусства, приводить примеры;

  • выявлять эстетическую, нравственную, и практическую направленность театральных постановок и фильмов;

  • анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма;

  • систематизировать телевизионные передачи по жанрам;

  • анализировать средства художественной выразительности и делать собственные умозаключения, выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.


25

2.9

Изобразительная природа кино.

Музыка в кино. Особенности киномузыки.


1

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики.

Кино:

М.Калатозов «Летят журавли» 1957 – пьеса В.Розова «Вечно живые»

Музыка в театре и кино.

«Обыкновенное чудо» - пьеса Е. Шварца, фильм - М. Захарова, музыка – Г. Гладкова, мюзикл – И. Поповски.


Музыка:

Энио Морриконе - кинокомпозитор

Уметь:

  • анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов;



26


2.10


Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.


1


Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино

Музыка:

Томазо Альбинони «Адажио»


Исполнители:

Сара Брайтман

Николай Басков

Лара Фабиан


Кино:

Г.Бардин. Мультфильм «Адажио»

Уметь:

  • разрабатывать и проводить конкурс «Музыкальные пародии»;

  • составлять программы концертов, музыкальных фестивалей;

  • на основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта».

  • интерпретировать музыкальное произведение разных исполнителей


27

2.11

Презентация творческого проекта

1

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.


Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…)

Умения:

  • разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта;

  • определять свою роль в проекте;

  • намечать способы реализации собственной художественно-практической деятельности;

  • передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства: портер в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии, коллаж;

  • воплощать красоту различных состояний природа и человеческих отношений средствами одного из видов искусства.


Искусство и открытие мира для себя (8 часов)

28

2.12

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы.

1

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изо:

А.Пикассо «Девочка на шаре»

М.Нестеров «Философы»


Умения:

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).


Личностные:

Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержа­ния, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее лично­стный моральный выбор);


Формирование основ гражданской идентичности личности.


Регулятивные:

Целеполагаиие (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).


Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности дей­ствий).


Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик).


Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)


Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).


Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Познавательные:

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поис­кового характера;

- умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концепту­альный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей, извлекать не­обходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию)


Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей

- выдвижение гипотез и их обоснование.


Общеучебные :

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;


Коммуникативные:

Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)

Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диало­гическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксиче­скими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя

29

2.13

Литературные страницы. Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Специфика восприятия временных и пространственных искусств.

1

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Литература:

Притча арабского философа Халиля Джибрана «Перед престолом Красоты»

Произведения отечественной и зарубежной литературы (У. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гоголь…)


Изо:

Персидские миниатюры

Умения:

  • определять место, которое занимают изобразительные искусства, музыка, литература, театр, кино и др.


30

2.14

Геометрические построения в искусстве. Совместная работа двух типов мышления в разных типах искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике.

1

Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.


Изо:

Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке, золотого сечения в разных видах искусства; «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А.Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама.

Декоративные композиции М.юЭшера.

Умения:

  • называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.


31


2.15


Законы музыкальной композиции, основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений.

1

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное.

Музыка:

Примеры знакомой учащимся вокально – хоровой, инструментально – симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.

Умения:

  • собирать личную фонотеку и составлять перечень музыкальных произведений по разделам: «Классическая музыка», «Народная музыка», «Современная музыка» с личными комментариями


32


2.16

Информационное богатство искусства. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

1


Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Высказывания известных писателей и поэтов о предназначении творчества.

А. Бородин – химик и композитор, С. Рихтер – пианист и художник, В. Наумов – режиссер и художник.

М.Гибсон «Страсти Христовы»

Д.Шумажер «Призрак оперы»

Умения:

  • анализировать содержание, эмоциональный строй, ИВС произведений разных видов искусства;

  • приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей;

33

2.17

Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

1

Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Кино:

«Гамлет» Г. Козинцева

«Баллада о солдате» Г. Чухрая

«Небеса обетованные», Э. Рязанова и др.

Умения:

  • приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей;

  • подготовка фрагментов театральных постановок

34

2.18

Презентация исследовательских проектов «Пушкин – наше все»

1

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Проект, проектная деятельность (идея, этапы, своя роль…)

Умения:

учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать.

35


Резерв

1


Общее количество часов: 35

Календарно – тематическое планирование по музыке

в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 г

9 классы

Программа «Искусство 8-9классы» - Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д.Критская.