Рабочая программа
начального общего образования
по русскому языку
Русский язык. 3 класс.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения учебного предмета обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета «Русский язык», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности.
Предметные универсальные учебные действия:
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 65—75 слов;
писать под диктовку тексты объемом 55 - 60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
2.Содержание учебного предмета
170 ч (5 часов в неделю). Из них 8 контрольных работ.
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь
Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.
Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.
Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Реклама, афиша, различные виды объявлений.
Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.
Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.
Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
II. Система языка
Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.
Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.
Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.
Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление о словосочетании типа управления.
Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.
Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов,-ин. Представление о словосочетании типа согласования.
Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.
Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.
Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложные
слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.
Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие,
всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.
Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Раздел 1. Вводный урок-1ч Предложение (3 ч)
Раздел II. Главные и второстепенные члены предложения (10 ч)
Раздел III. Состав слова (34 ч)
Раздел IV. Слова с двойными согласными (6 ч)
Раздел V. Сложные слова (5 ч)
Раздел VI. Парные согласные звуки в середине и в конце слова (11 ч)
Раздел VII. Слова с непроизносимыми согласными (9 ч)
Раздел VIII. Словоизменение и словообразование (5 ч)
Раздел IХ. Изменение имен существительных по падежам (5 ч)
Раздел Х. Три склонения имён существительных (6 ч)
Раздел ХI. Первое склонения имён существительных (18 ч)
Раздел ХII. Множественное число имён существительных первого склонения (2 ч)
Раздел ХIII. Второе склонение имён существительных (10 ч)
Раздел ХIV Правописание о.и,е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц (3 ч)
Раздел ХV Второстепенный член предложения – дополнение (2 ч)
Раздел ХVI Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе (4ч)
Раздел ХVII Склонение имен существительных среднего рода во множественном числе (6 ч)
Раздел ХVIII Второстепенный член предложения – определение (4 ч)
Раздел ХIХ Однородные члены предложения (3 ч)
Раздел ХХ Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения (4 ч)
Раздел ХХI Третье склонение имен существительных, множественное число (6 ч)
Раздел ХХII Мягкий знак на конце существительных третьего склонения (2 ч)
Раздел ХХIII Имя числительное (4 ч)
Раздел ХХIV Текст (4 ч)
Раздел ХХV Повторение изученного в 3 классе (4 ч)
III. Тематическое планирование. Русский язык 3 класс.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Вводный урок-1ч Предложение (3 часов) |
1 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
2 | Восклицательные предложения. | 1 |
3 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | 1 |
Раздел II. Главные и второстепенные члены предложения (10 ч) |
4 | Главные члены предложения. | 1 |
5 | Главные члены предложения – основа предложения. | 1 |
6 | Главные члены предложения | 1 |
7 | Подлежащее, выраженное местоимением. | 1 |
8 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. | 1 |
9 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 |
10 | Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
11 | Связь слов в предложении. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи. | 1 |
12 | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 1 |
13 | Вводный диктант.(к/р) | 1 |
Раздел III. Состав слова (34 ч) |
14 | Состав слова. Корень. | 1 |
15 | Однокоренные слова. | 1 |
16 | Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов. | 1 |
17 | Состав слова. Суффикс. | 1 |
18 | Написание слов с суффиксами –ек- и -ик-. | 1 |
19 | Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов. | 1 |
20 | Закрепление. Образование новых слов при помощи суффиксов. | 1 |
21 | Диалог, монолог. | 1 |
22 | Обучающее изложение. (р/р) | 1 |
23 | Работа над ошибками. Состав слова. Приставка-часть слова. | 1 |
24 | Написание приставок от-, об-, о-, по-, про-, до-, под-. | 1 |
25 | Правописание слов с приставками над-, на-, за-. | 1 |
26 | Разбор слов по составу. | 1 |
27 | Разбор слов по составу. | 1 |
28 | Разбор слов по составу. Закрепление. | 1 |
29 | Диктант. (к/р) | 1 |
30 | Работа над ошибками. | 1 |
31 | Приставка и предлог. | 1 |
32 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
33 | Правописание приставок и предлогов. Закрепление. | 1 |
34 | Изложение. (р\р) | 1 |
35 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. Закрепление. | 1 |
36 | Состав слова. Окончание. | 1 |
37 | Начальная форма имен существительных | 1 |
38 | Разбор слова по составу. Окончание. | 1 |
39 | Сочинение: «Осень в парке». (р/р) | 1 |
40 | Состав слова. Основа слова. | 1 |
41 | Разбор слов по составу. | 1 |
42 | Безударные гласные в корне слова. | 1 |
43 | Разбор слов по составу. | 1 |
44 | Разбор слов по составу. | 1 |
45 | Изложение. (р\р) | 1 |
46 | Работа над ошибками. | 1 |
47 | Состав слова. Закрепление. | 1 |
Раздел IV. Слова с двойными согласными (6 ч) |
48 | Слова с двойными согласными. | 1 |
49 | Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными. | 1 |
50 | Разбор слов с двойными согласными по составу. | 1 |
51 | Повторение. Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу. | 1 |
52 | Контрольный диктант по теме6 «Правописание слов с двойными согласными». (к\р) | 1 |
53 | Работа над ошибками. | 1 |
Раздел V. Сложные слова (5 ч) |
54 | Образование сложных слов. | 1 |
55 | Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них. | 1 |
56 | Правописание сложных слов. | 1 |
57 | Сочинение по картине И.И.Шишкина «В лесу Графини Мордвиновой». | 1 |
58 | Работа над ошибками. Правописание сложных слов. Закрепление. | 1 |
Раздел VI. Парные согласные звуки в середине и в конце слова (11 ч) |
59 | Парные согласные звуки в середине слова. | 1 |
60 | Правописание парных согласных звуков в середине слова. | 1 |
61 | Парные согласные звуки в конце слова. | 1 |
62 | Парные согласные звуки в конце и в середине слова. | 1 |
63 | Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова. | 1 |
64 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | 1 |
65 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | 1 |
66 | Изложение. (р\р) | 1 |
67 | Работа над ошибками. Правописание парных согласных. | 1 |
68 | Контрольный диктант по теме: «Правописание парных согласных». (к\р) | 1 |
69 | Работа над ошибками. Правописание парных согласных. | 1 |
Раздел VII. Слова с непроизносимыми согласными (9 ч) |
70 | Слова с непроизносимыми согласными. | 1 |
71 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 |
72 | Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. | 1 |
73 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 |
74 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление. | 1 |
75 | Сочинение: «Школьная елка». (р\р) | 1 |
76 | Работа над ошибками. | 1 |
77 | Контрольная работа по теме: «Непроизносимые согласные». (к\р) | 1 |
78 | Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных. | 1 |
Раздел VIII. Словоизменение и словообразование (5 ч) |
79 | Понятие о словоизменении. | 1 |
80 | Словообразование. | 1 |
81 | Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования. | 1 |
82 | Сжатое изложение. (р\р) | 1 |
83 | Работа над ошибками. | 1 |
Раздел IХ. Изменение имен существительных по падежам (5 ч) |
84 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 |
85 | Начальная форма имен существительных. | 1 |
86 | Постановка вопросов к существительным. | 1 |
87 | Сочинение: « Мороз и солнце, день чудесный!» (р\р) | 1 |
88 | Работа над ошибками. | 1 |
Раздел Х. Три склонения имён существительных (6 ч) |
89 | Три склонения имен существительных. | 1 |
90 | Первое склонение имен существительных. | 1 |
91 | Второе склонение имен существительных. | 1 |
92 | Третье склонение имен существительных. | 1 |
93 | Контрольная работа по теме: «Проверка орфограмм в корне слова». (к\р) | 1 |
94 | Работа над ошибками. Определение склонения существительных в косвенном падеже. | 1 |
Раздел ХI. Первое склонения имён существительных (18 ч) |
95 | Первое склонение имен существительных. Именительный и винительный падежи. | 1 |
96 | Первое склонение имен существительных. Отличие именительного падежа от винительного. | 1 |
97 | Определение падежа существительных первого склонения. | 1 |
98 | Изложение. (р\р) | 1 |
99 | Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в родительном падеже. | 1 |
100 | Родительный падеж имен существительных первого склонения. | 1 |
101 | Написание имен существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах. | 1 |
102 | Окончание имен существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. | 1 |
103 | Изложение с элементами сочинения. (р\р) | 1 |
104 | Работа над ошибками. Окончание имен существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. | 1 |
105 | Определение падежа имен существительных первого склонения. | 1 |
106 | Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 |
107 | Контрольное списывание. (к\р) | 1 |
108 | Творительный падеж имен существительных первого склонения. | 1 |
109 | Правописание окончаний имен существительных первого склонения в творительном падеже. | 1 |
110 | Правописание окончаний имен существительных первого склонения. Разбор предложений по членам предложения. | 1 |
111 | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имен существительных первого склонения». | 1 |
112 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных первого склонения. | 1 |
Раздел ХII. Множественное число имён существительных первого склонения (2 ч) |
113 | Множественное число имен существительных первого склонения. | 1 |
114 | Склонение имен существительных первого склонения во множественном числе. | 1 |
Раздел ХIII. Второе склонение имён существительных (10 ч) |
115 | Второе склонение имен существительных. Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием. | 1 |
116 | Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных второго склонения. | 1 |
117 | Сочинение: «Мой самый родной человек».(р\р) | 1 |
118 | Работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных второго склонения. | 1 |
119 | Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения. | 1 |
120 | Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах существительных второго склонения. | 1 |
121 | Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах существительных второго склонения. Закрепление. | 1 |
122 | Склонение имен существительных мужского рода на –й. | 1 |
123 | Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имен существительных второго склонения». (к\р) | 1 |
124 | Работа над ошибками. Повторение склонения имен существительных второго склонения. | 1 |
Раздел ХIV Правописание о.и,е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. (3 ч) |
125 | Правописание о,и,е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. | 1 |
126 | Сочинение по картине И.И.Левитана: «Март». | 1 |
127 | Работа над ошибками. Правописание о.и,е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. Закрепление. | 1 |
Раздел ХV Второстепенный член предложения – дополнение (2 ч) |
128 | Второстепенный член предложения – дополнение. | 1 |
129 | Второстепенный член предложения – дополнение. Закрепление. | 1 |
Раздел ХVI Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе (4 ч) |
130 | Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. | 1 |
131 | Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление. | 1 |
132 | Изложение. (р\р) | 1 |
133 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление. | 1 |
Раздел ХVII Склонение имен существительных среднего рода во множественном числе (6 ч) |
134 | Склонение имен существительных среднего рода в единственном числе. | 1 |
135 | Склонение имен существительных среднего рода во множественном числе. | 1 |
136 | Правописание окончаний имен существительных второго склонения. | 1 |
137 | Изложение с элементами сочинения. (р\р) | 1 |
138 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных второго склонения. | 1 |
139 | Правописание окончаний имен существительных второго склонения. Закрепление. | 1 |
Раздел ХVIII Второстепенный член предложения – определение (4 ч) |
140 | Второстепенный член предложения – определение. | 1 |
141 | Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами. | 1 |
142 | Второстепенный член предложения – определение. Ее роль в предложении. | 1 |
143 | Второстепенный член предложения – определение. Закрепление. Контрольное списывание. (к\р) | 1 |
Раздел ХIХ Однородные члены предложения (3 ч) |
144 | Однородные члены предложения. | 1 |
145 | Однородные члены предложения. | 1 |
146 | Однородные члены предложения. Закрепление. | 1 |
Раздел ХХ Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения (4 ч) |
147 | Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. | 1 |
148 | Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление. | 1 |
149 | Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения». (к/р) | 1 |
150 | Работа над ошибками. | 1 |
Раздел ХХI Третье склонение имен существительных, множественное число (6 ч) |
151 | Третье склонение имен существительных. | 1 |
152 | Падежные окончания имен существительных третьего склонения. | 1 |
153 | Множественное число имен существительных третьего склонения. | 1 |
154 | Изложение. (р\р) | 1 |
155 | Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных во множественном числе. | 1 |
156 | Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Закрепление. | 1 |
Раздел ХХII Мягкий знак на конце существительных третьего склонения (2 ч) |
157 | Мягкий знак на конце существительных третьего склонения. | 1 |
158 | Мягкий знак на конце существительных третьего склонения. Закрепление. | 1 |
Раздел ХХIII Имя числительное (4 ч) |
159 | Имя числительное. | 1 |
160 | Количественные и порядковые числительные. | 1 |
161 | Изложение.(р/р) | 1 |
162 | Работа над ошибками. Числительное. Закрепление. | 1 |
Раздел ХХIV Текст (4 ч) |
163 | Текст. Главная мысль текста. | 1 |
164 | Стили речи. | 1 |
165 | Итоговый диктант по изученным в третьем классе темам. | 1 |
166 | Работа над ошибками. | 1 |
Раздел ХХV Повторение изученного в 3 классе (4 ч) |
167 | Сочинение: «Здравствуй, лето!» | 1 |
168 | Работа над ошибками. Повторение изученного в третьем классе. | 1 |
169 | Олимпиада. | 1 |
170 | Брейн-ринг. | 1 |