Вводная беседа. На доске изображение Пифагора, с его краткой биографией. Учитель: Для того чтобы успешно достигнуть целей нашего урока, предлагаю вам ознакомится с краткой биографией Пифагора и отправится по его следам за знаниями в Египет. [Пифагор Самосский (570 - 490 гг. до н.э.) - древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев, политический деятель. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др. Воображению юного Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе, и он отправляется в Милет, где встречается с другим ученым — Фалесом. По совету Фалеса Пифагор отправляется в Египет за знаниями, где 22 года набирался мудрости в Египте. Несмотря на рекомендательное письмо фараона, хитроумные жрецы не спешили раскрывать Пифагору свои тайны, предлагая ему сложные испытания. Но влекомый жаждой знаний, Пифагор преодолел их все. Научившись всему, что дали ему жрецы, он двинулся на родину в Элладу и открыл свою школу.] Предлагаю и нам с вами преодолеть все задания! Практическая работа (Активный метод) Итак, мы с вами прибыли в Египет, здесь жрецы предоставляют нам задание «без вычислений и слов». Детям раздаются готовые бумажные «Пифагоровы штаны» с заранее очерченными контурами для вырезания. -Необходимо квадраты со стороны катетов по кусочкам замостить равномерно по площади квадрата со стороны гипотенузы и сделать вывод. Каждому ряду пар разные формы для вырезания. 1. 2. 3. Ф.О. По завершению несколько пар представляют свою работу учителю. Обратная связь: учитель - ученик. – Итак, определите, как связаны катеты и гипотенуза в каждом из треугольников (как связаны квадраты катетов с квадратом гипотенузы)? Вывод: -(Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Открывают учебник на стр.55 и сравнивают свой вывод с теоретическим материалом. «Теорема Пифагора» – теорема, которая отражает связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике. a2 + b2 = c2 Дифференциация по классификации (смешанные группы) -Теперь вам нужно разделиться на группы по принципу «1,2,3,4,5» Каждой группе раздается карточка с заданием (один из способов доказательства теоремы Пифагора и типовая задача) Ф.О. Взаимообучение методом «Карусель» Каждая группа анализирует свое доказательство и по одному переходит в другую группу, предоставляя свое доказательство в группе, пока не соберется вся команда снова. Сделаны соответствующие записи в тетрадях. Группы в знак о завершении хлопают в ладоши. Дифференциация по уровням сложности. Индивидуальная работа Решение задач по уровням сложности: ученики самостоятельно выбирают задания по уровням сложности. Уровень А Уровень мыслительных навыков: знание, понимание, применение 1. В треугольнике ABC катет AC=12, катет BC=5. Найдите гипотенузу AB 2. В треугольнике ABC гипотенуза AВ=10, катет BC=8. Найдите катет AС Цель | Критерий | Дескрипторы Учащийся: | Знать, доказывать и применять теорему Пифагора | Знают теорему Пифагора и применяют при решении задач | - записывают формулу квадрата гипотенузы и подставляют значения для вычисления гипотенузы | - выводят из формулы гипотенузы нахождение катета и подставляют значения для вычисления катета | Уровень В Уровень мыслительных навыков: Применение и анализ 1. В треугольнике ABC угол C равен 900, AC=7, BC=24. Найдите cos A. Цель | Критерий | Дескриптор Учащийся: | Знать, доказывать и применять теорему Пифагора | Знают теорему Пифагора и применяют при решении задач | - Применяют теорему Пифагора и находят гипотенузу | - Находят значение косинуса острого угла по его определению | Уровень С Уровень мыслительных навыков: Анализ В прямоугольном треугольнике с катетами 3 и 4 опущена высота на гипотенузу. Найдите эту высоту и отрезки, на которые она делит гипотенузу. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС (угол С=90градусов), АС = 3, С = 4, СН – высота. Приложение Рисунок Цель | Критерий | Дескриптор Учащийся: | Находить высоту, опущенную на гипотенузу, с помощью теоремы Пифагора | Находят высоту, опущенную на гипотенузу, с помощью теоремы Пифагора | - Обозначают длину х отрезка АН. Применяют теорему Пифагора к прямоугольному треугольнику АСН. СН2 = АС2- АН2= 9 – х2 - применяют теорему Пифагора к прямоугольному треугольнику ВСН. Получают СН2 = ВС2- ВН2 и решают уравнение. -Находят АН, ВН -Применяя теорему Пифагора к треугольнику АСН, находят высоту СН | |