Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
-Здравствуйте, садитесь.
Слайд №2
-Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
-Я очень надеюсь, что после сегодняшнего урока никто из вас не уйдет несчастным и вы узнаете много нового, полезного и интересного.
II. Устная работа (2 минуты)
Начнем наш урок с ранее изученного материала. А для этого вспомним:
Слайд №3
Как называется фигура, изображенная на слайде?
Какой это треугольник?
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются его стороны?
Назовите катеты и гипотенузу?
III. Практическая работа в парах. (10 минут)
-Молодцы! Двигаемся дальше. Открываем тетради, пишем число, классная работа.
-Ребята, а начнем мы с вами с практической работы, которую вы будете выполнять самостоятельно по рядам, работая в парах. Та пара с каждого ряда, которая быстрее всех и правильно выполнит задание, получит оценки.
Слайд №4
- Перед вами план работы, одинаковый для всех, он состоит из четырех пунктов (перечисляю), но длины отрезков для каждого ряда разные.
ЗАДАНИЕ НА СЛАЙДЕ.
План:
Начертить тр. АВС : угол С = 90 с заданными катетами
Вычислить
Измерить линейкой АВ и вычислить
Сравнить
и
- Ребята, заканчиваем работу. Переходим к проверке.
Слайд №5
- Кто справился с заданием на первом ряду? Что у вас получилось?
Проверяем второй ряд. Что у вас?
И третий ряд. Какие результаты у вас?
Выставление оценок ???
IV. Формулировка темы урока
-Ребята, что замечаем и какой вывод можно сделать из нашей практической работы?
Квадрат гипотенузы=сумме квадратов катетов.
-Это утверждение называется теоремой Пифагора, над которой мы будем работать на сегодняшнем уроке.
-Итак, какова же тема нашего урока? Теорема Пифагора.
Слайд №6
-Верно, запишем ее в тетрадь.
V. Закрепление устно. (5 минут)
1. Дан прямоугольный треугольник. Вычислить гипотенузу. Слайд №7
Как это можно сделать? Сформулируйте теорему Пифагора. Считаем.
2. В треугольнике АВС вычислить ВС. Слайд №8
Чем является ВС? Как найдем катет, если известны гипотенуза и второй катет? Считаем.
VI. Решение старинной задачи. (8 минут)
-А сейчас решим старинную задачу. Часто математики записывали свои задачи в стихотворной форме. Вот одна из задач индийского математика 12 века Бхаскары: Слайд №9
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал.
И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
в четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки,
осталось три фута всего от ствола.
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
у тополя как велика высота?
Один работает у доски, остальные в тетрадях. Слайд №10
Оценка
VII. Физминутка (1,5 минуты) Слайд №11
Дети, продолжаем двигаться дальше, но прежде, чем осваивать новые знания, давайте немного отдохнем и потренируем воображение.
«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. На счёт 5 вы вернётесь обратно. Раз – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности»
VII. Работа с учебником (7 минут).
- Ребята, теперь у нас достаточно сил, чтобы продолжить работу. Решаем задачу из учебника №486в.
- К доске пойдет…
Оценка
VIII. Резерв. Тест (2 минуты).
Ребята, вы сегодня хорошо поработали, и пришло время проверить, как вы усвоили тему урока.
IX. Домашнее задание. (1 минута) Слайд №12
Но перед этим запишем домашнее задание. Открываем дневники, пишем: п.55,стр.128,№486(б),484(а).
Домашние задачи подобны тем, что мы решали в классе. Откладываем дневники в сторону.
У вас на партах лежат тесты с вопросами. Работает каждый самостоятельно. В каждом вопросе выберите один правильный ответ.
Закончили, передали на первые парты.
X. Рефлексия. (3 минуты).
И в заключение нашего урока я предлагаю вам ответить на вопросы, которые находятся на лепестках ромашки. Ваша задача: оторвать лепесток и ответить на вопрос.
XI. Подведение итогов. Слайд №13
Сегодня мы отлично потрудились, и благодаря вам на протяжении всего урока у меня было хорошее настроение. И поэтому мой веселый смайлик я с удовольствие прикреплю на наше «Зеркало настроений». А какое настроение было у вас? Если вам всё понравилось, возьмите зеленый смайлик, если было скучно – желтый смайлик, и если ничего не понял – красный смайлик и при выходе из класса повесьте его на «Зеркало».
Спасибо за урок! Слайд №14
__________________________________________________________________________________
VII. Работа с учебником (7 минут).
- Ребята, теперь у нас достаточно сил, чтобы продолжить работу. Решаем задачу из учебника №486в.
- К доске пойдет…
Оценка
VIII. Домашнее задание. (1 минута) Слайд №12
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали, и пришло время записать домашнее задание. Открываем дневники, записываем: п.55,стр.128,№486(б),484(а).
Домашние задачи подобны тем, что мы решали в классе.
X. Рефлексия. (3 минуты).
И в заключение нашего урока я предлагаю вам ответить на вопросы, которые находятся на лепестках ромашки. Ваша задача: оторвать лепесток и ответить на вопрос.
XI. Подведение итогов. Слайд №13
Сегодня мы отлично потрудились, и благодаря вам на протяжении всего урока у меня было хорошее настроение. И поэтому мой веселый смайлик я с удовольствие прикреплю на наше «Зеркало настроений». А какое настроение было у вас? Если вам всё понравилось, возьмите зеленый смайлик, если было скучно – желтый смайлик, и если ничего не понял – красный смайлик и при выходе из класса повесьте его на «Зеркало».
Спасибо за урок! Слайд №14