«Теоретические и практические аспекты формирования основ финансовой грамотности на уровне НОО в рамках внеурочной деятельности»
2 часть Краткий обзор курса «Финансовая грамотность»
Приёмы работы и некоторые виды заданий
1. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся нач. классов в сфере экономики семьи.
2. Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются *развитие экономического образа мышления,
*воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
*формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
3. Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи
( с курсами математики, литературы и окружающего мира.)
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений
4. Планируемые результаты
изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• проведение элементарных финансовых расчётов
5. Основные темы курса
тема Обмен и деньги
1-2 Что такое деньги и откуда они взялись 3–4 Рассмотрим деньги поближе.
5–6 Какие деньги были раньше в России 7–8 Современные деньги России и других стран
тема Семейный бюджет
9–10 Откуда в семье деньги 11–12 На что тратятся деньги
13–14 Как умно управлять своими деньгами 15–16 Как делать сбережения
тема. Что такое деньги и какими они бывают
.Как появились деньги .История монет Бумажные деньги Безналичные деньги Валюты
Тема Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги
тема. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь
На что семьи тратят деньги
Слайд Дальше рассмотрим, как идёт знакомство с понятием Деньги. Что такое Копейка, её путешествие по дороге Времени
Что использовалось в качестве денег на Руси.
Что использовалось в качестве денег в других странах.
Знакомство с элементами монет
Знакомство с бумажными купюрами разного достоинства. Это хорошая возможность для погружения в историю страны, знакомство с географическими объектами ( межпредметная связь расширяется)
Слайд А сейчас познакомлю с некоторыми приёмами работы и видами заданий преимущественно для 3-4 класса
Приём – «Мозаика».
В нескольких темах таких как: «Что такое деньги и откуда они берутся», «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье деньги», «На что тратятся деньги» - есть так называемые экономические задачки.
Метод «Мозаика» может быть использован при решении задач или ответе на вопросы.
(в нашем случае - это три группы по три человека )
(У вас на столах лежат карточки. Выберите каждый одну. а теперь поменяйтесь местами так, чтобы за одним столом сидели все, у кого карточка № 1, № 2, № 3.)
Ученики пересаживаются так, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
Задачи:
Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?
Решение: Задача № 1:
Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
2 щенка+1 попугай=4 котёнка
1 котёнок=50 рыбок
1 щенок=2 попугая
1 щенок=? рыбок
Решение:
2 щенка+1 попугай=200 рыбок
4 попугая+1 попугай=200 рыбок
1 попугай=40 рыбок
1 щенок =2 попугая= 80 рыбок
Задача № 2:
Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
Решение:
Задача № 3:
Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?
1 бабушка=240 пельменей за 1 час
2 бабушка=180 пельменей за 1 час
3 бабушка=300 пельменей за 1 час
3 000 пельменей =? минут
Решение:
240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут
720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут
240:6=40 (пельменей) – 1 бабушка делает за 10 минут
180:6=30 (пельменей) – 2 бабушка делает за 10 минут
300:6=50 (пельменей) – 3 бабушка делает за 10 минут
40+30+50=120 (пельменей) – за 10 минут вместе
240+10=250 (минут)
1 бабушка: 240:60=4 (пельменя) – за 1 минуту
2 бабушка: 180:60=3 (пельменя) – за 1 минуту
3 бабушка: 300:60=5 (пельменей) – за 1 минуту
4+3+5=12 (пельменей) – за 1 минуту
12*10=120 (пельменей) – за 10 минут
240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут
720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут
3000-2880=120 (пельменей)
Таким образом, важно не только суметь решить задачу самому, но и объяснить её ребятам своей группы.
Слайд Постер «Оборот денег» (тема: Современные деньги России и других стран)
* По́стер (англ. — «афиша, объявление, плакат»): Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей
Задание - Нарисуйте или подберите рисунки к следующим ситуациям: * Человек кладёт деньги в банк.
Человек берёт деньги из банкомата.
Человек совершает покупки.
Инкассаторы забирают деньги из магазина.
Расположите ваши картинки на листе и соедините их стрелками так , чтобы проиллюстрировать круговое движение денег.
Постер должен иметь большой и чёткий заголовок, в котором указана тема работы. Основную часть занимает иллюстративный материал: готовые картинки или рисунки. Текст к ним должен быть кратким и написан крупным шрифтом. На постере обязательно должны быть указаны имя автора
Слайд Приём Мини-исследование можно использовать при изучении темы: На что тратятся деньги. Семейный бюджет.
«Шарлотка»
Для простого пирога - шарлотки нужны следующие продукты: полкилограмма яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. В качестве исследования необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них. Таким образом, заполняется таблица и решается задача.
1 стакан = 200 г Решение:
Продукты | Количество | Цена | Стоимость |
Яблоки | 500 г | 140 р за 1 кг | 70 руб |
Мука | 1 стакан = 200 г | 50 руб | 10 руб |
Сахар | 1 стакан = 200 г | 50 р | 10 р |
Яйца | 3 | 50 руб | 15 руб |
Корица | 1 пакетик | 20 руб | 5 руб |
70+10+10+15+5=120 руб
120 : 6 = 20 руб – 1 порция пирога
Задания такого плана хороши тем, что задачи можно составлять разного уровня сложности и в разных вариантах, в зависимости от уровня класса.
Слайд А сейчас я передаю слово Яблок Н. Влад. Она расскажет более детально какими видами задан й можно формировать финанс грамотность в 1 классе.