СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические и практические аспекты формирования основ финансовой грамотности на уровне НОО в рамках внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические и практические аспекты формирования основ финансовой грамотности на уровне НОО в рамках внеурочной деятельности»

«Теоретические и практические аспекты формирования основ финансовой грамотности на уровне НОО в рамках внеурочной деятельности»

2 часть Краткий обзор курса «Финансовая грамотность»

Приёмы работы и некоторые виды заданий

1. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся нач. классов в сфере экономики семьи.

2. Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются *развитие экономического образа мышления,

*воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

*формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

3. Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи

( с курсами математики, литературы и окружающего мира.)

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и

проекты.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений

4. Планируемые результаты

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• проведение элементарных финансовых расчётов

5. Основные темы курса

тема Обмен и деньги

1-2 Что такое деньги и откуда они взялись 3–4 Рассмотрим деньги поближе.

5–6 Какие деньги были раньше в России 7–8 Современные деньги России и других стран

тема Семейный бюджет

9–10 Откуда в семье деньги 11–12 На что тратятся деньги

13–14 Как умно управлять своими деньгами 15–16 Как делать сбережения

тема. Что такое деньги и какими они бывают

.Как появились деньги .История монет Бумажные деньги Безналичные деньги Валюты

Тема Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье берутся деньги

тема. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь

На что семьи тратят деньги

Слайд Дальше рассмотрим, как идёт знакомство с понятием Деньги. Что такое Копейка, её путешествие по дороге Времени

Что использовалось в качестве денег на Руси.

Что использовалось в качестве денег в других странах.

Знакомство с элементами монет

Знакомство с бумажными купюрами разного достоинства. Это хорошая возможность для погружения в историю страны, знакомство с географическими объектами ( межпредметная связь расширяется)


Слайд А сейчас познакомлю с некоторыми приёмами работы и видами заданий преимущественно для 3-4 класса

Приём – «Мозаика».

В нескольких темах таких как: «Что такое деньги и откуда они берутся», «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье деньги», «На что тратятся деньги» - есть так называемые экономические задачки.

Метод «Мозаика» может быть использован при ре­шении задач или ответе на вопросы.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответ­ствует количеству задач.

(в нашем случае - это три группы по три человека )

(У вас на столах лежат карточки. Выберите каждый одну. а теперь поменяйтесь местами так, чтобы за одним столом сидели все, у кого карточка № 1, № 2, № 3.)

  • Ученики пересаживаются так, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за­дачу (задачи), соответствующую их номерам.

  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представ­ляет свою задачу остальным членам команды.

  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения за­дач, в которых они не были экспертами.

Задачи:

  • Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

  • Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

  • Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?

Решение: Задача № 1:

  • Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

  • 2 щенка+1 попугай=4 котёнка

  • 1 котёнок=50 рыбок

  • 1 щенок=2 попугая

  • 1 щенок=? рыбок

Решение:

  • 2 щенка+1 попугай=200 рыбок

  • 4 попугая+1 попугай=200 рыбок

  • 1 попугай=40 рыбок

  • 1 щенок =2 попугая= 80 рыбок

Задача № 2:

Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

  • 1 топор=2 лука

  • 1 лук=4 глиняных горшка

  • 2 глиняных горшка=5 пучков

  • 1 топор =? пучков

Решение:

  • 1 топор=8 глиняных горшков

  • 1 топор = 20 пучков


Задача № 3:

  • Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?

  • 1 бабушка=240 пельменей за 1 час

  • 2 бабушка=180 пельменей за 1 час

  • 3 бабушка=300 пельменей за 1 час

  • 3 000 пельменей =? минут

Решение:

  • 240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут

  • 720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут

  • 240:6=40 (пельменей) – 1 бабушка делает за 10 минут

  • 180:6=30 (пельменей) – 2 бабушка делает за 10 минут

  • 300:6=50 (пельменей) – 3 бабушка делает за 10 минут

  • 40+30+50=120 (пельменей) – за 10 минут вместе

  • 240+10=250 (минут)


  • 1 бабушка: 240:60=4 (пельменя) – за 1 минуту

  • 2 бабушка: 180:60=3 (пельменя) – за 1 минуту

  • 3 бабушка: 300:60=5 (пельменей) – за 1 минуту

  • 4+3+5=12 (пельменей) – за 1 минуту

  • 12*10=120 (пельменей) – за 10 минут


  • 240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут

  • 720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут

  • 3000-2880=120 (пельменей)

Таким образом, важно не только суметь решить задачу самому, но и объяснить её ребятам своей группы.

Слайд Постер «Оборот денег» (тема: Современные деньги России и других стран)

* По́стер (англ. — «афиша, объявление, плакат»): Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей

Задание - Нарисуйте или подберите рисунки к следующим ситуациям: * Человек кладёт деньги в банк.

  • Человек берёт деньги из банкомата.

  • Человек совершает покупки.

  • Инкассаторы забирают деньги из магазина.

Расположите ваши картинки на листе и соедините их стрелками так , чтобы проиллюстрировать круговое движе­ние денег.

Постер должен иметь большой и чёткий заголовок, в котором указана тема работы. Основную часть занимает иллюстративный материал: готовые картинки или рисунки. Текст к ним должен быть кратким и написан крупным шрифтом. На постере обязательно должны быть указаны имя автора

Слайд Приём Мини-исследование можно использовать при изучении темы: На что тратятся деньги. Семейный бюджет.

«Шарлотка»

Для простого пирога - шарлотки нужны следующие продукты: полкилограмма яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. В качестве исследования необходимо узнать цены продук­тов и вес каждого из них. Таким образом, заполняется таблица и решается задача.

1 стакан = 200 г Решение:

Продукты

Количество

Цена

Стоимость

Яблоки

500 г

140 р за 1 кг

70 руб

Мука

1 стакан = 200 г

50 руб

10 руб

Сахар

1 стакан = 200 г

50 р

10 р

Яйца

3

50 руб

15 руб

Корица

1 пакетик

20 руб

5 руб


70+10+10+15+5=120 руб

120 : 6 = 20 руб – 1 порция пирога

Задания такого плана хороши тем, что задачи можно составлять разного уровня сложности и в разных вариантах, в зависимости от уровня класса.

Слайд А сейчас я передаю слово Яблок Н. Влад. Она расскажет более детально какими видами задан й можно формировать финанс грамотность в 1 классе.