Фонетическая ритмика в коррекционном обучении
Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически
правильную речь.
Предмет «Фонетическая ритмика» направлен на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
-нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;
-формирование умений изменять силу и высоту голоса;
-правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;
-воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
-восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
-умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
Цель данного предмета - коррекция нарушений речевой деятельности через развитие:
-слуховой, зрительной памяти, внимания;
- оптико - пространственных представлений и навыков;
- статической и динамической координации общих движений;
- тонкой произвольной моторики и мимики лица;
-фонетического слуха
и воспитание:
-чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;
- темпа, ритма дыхания и речи;
Задачи фонетической ритмики:
1.развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
2.формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
3.развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.