Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал "Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте"»
Психологическое развитие ребенка в раннем возрасте.
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. Ведущий вид деятельности – предметная деятельность (ребёнок знакомится со свойствами предмета, при помощи взрослого учится использовать их по назначению, затем использует предметы-заместители (например карандаш вместо микрафона).
Ранний возраст начинается с кризиса 1-го года.
Признаки
Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.
Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни
Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест. Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело.
В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании.. Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются: • предметная деятельность и деловое общение со взрослым; • активная речь; • произвольное поведение; • формирование потребности в общении со сверстниками; • начало символической игры; • самосознание и самостоятельность.
О завершении раннего возраста свидетельствует появление кризиса трех лет