СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория эволюции на ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка задания линии 17-18, 20 по теории эволюции

Просмотр содержимого документа
«Теория эволюции на ЕГЭ»

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны 

(1) Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2) Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3) Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4) У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5) У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6) Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Самый многочисленный класс беспозвоночных животных  — Насекомые. (2) В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3) У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4) Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5) Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2) Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3) У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4) Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5) Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6) Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов.

4. Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры аналогичных органов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1) В ходе эволюции у различных, эволюционно не связанных, групп животных могут возникать схожие по строению органы. (2) Например, живущие в сходных условиях рыбы часто имеют схожую форму и окраску тела. (3) Крылья у рукокрылых млекопитающих и у летавших динозавров очень схожи по строению. (4) Также можно отметить сходство формы крыльев бабочек (да и других насекомых) и птиц. (5) Примеры аналогичных органов есть и у растений. (6) Так, колючки боярышника и шипы розы имеют различное происхождение, но сходные строение и функцию.

5. Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры гомологичных органов у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)В ходе эволюции у различных родственных групп организмов одни и те же органы могут видоизменяться, становясь различными по строению, но при этом сохраняя общий план строения. (2)Такие изменения, как правило, возникают при конвергентной эволюции. (3)К примеру, конечности всех наземных хордовых сохраняют общий план строения, хотя сильно видоизменяются в зависимости от способа перемещения. (4)Антенны и антеннулы ракообразных и хелицеры с педипальпами у паукообразных эволюционно являются видоизменёнными конечностями передних сегментов тела. (5)Крылья бабочек и крылья птиц имеют различное строение, но очень сходны по форме. (6)Также стоит отметить, что чешуя у костных и хрящевых рыб выполняет различные функции, являясь выростами покровов.

6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Для млекопитающих характерна развитая зубная система, зубы в которой адаптированы к переработке различной пищи. (2)У некоторых млекопитающих из разных отрядов (Неполнозубые, Броненосцы) произошла полная утрата зубов. (3)У млекопитающих из отряда Хищные клыки видоизменились и стали более острыми, сформировался хищный зуб. (4)Среди ископаемых сумчатых млекопитающих встречались формы с заостренными клыками, аналогичные современным Хищным. (5)У травоядных млекопитающих из разных отрядов, напротив, развились предкоренные и коренные зубы, на которых сформировалась жевательная поверхность для перетирания пищи. (6)Среди представителей отряда Китообразные стречаются представитель с развитыми зубами (дельфины) и имеющие китовый ус (усатые киты).

7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Паукообразные и Насекомые освоили наземную среду обитания и приобрели сходные адаптации к жизни на суше. 2)Жизненный цикл насекомых иногда включает в себя стадию водной личинки, и при переходе в наземную среду происходит замена органов дыхания. (3)У взрослых насекомых и многих пауков формируется трахейная система для интенсивного газообмена с внешней средой. (4)У пауков и насекомых выделение происходит при помощи мальпигиевых сосудов, которые появились в эволюции при выходе животных на сушу. (5)Насекомые используют крылья для полета, в то время как паукообразные к полету не способны. (6)Для строительства сетей и плетения коконов используют паутинные бородавки  — видоизмененные брюшные конечности, которые у насекомых полностью редуцированы.

8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания движущих сил эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Элементарным эволюционным материалом являются мутации, которые обеспечивают наследственную изменчивость организмов. (2)Элементарной единицей эволюции является популяция  — группа особей одного вида. (3)В связи с ограниченностью ресурсов особи вынуждены вступать в борьбу за существование, в результате которой выживают наиболее приспособленные из них. (4)Но иногда выживают не наиболее приспособленные, а случайные особи; в этом случае говорят об эволюции в результате дрейфа генов. (5)Формы эволюционного процесса могут проявляться в виде

дивергенции или филогенеза. (6)Но в любом случае результатом будет либо возникновение новых адаптаций, либо видообразование.

9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды  — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы  — изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.

10. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

11. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

12. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1) Ароморфозы  — это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности. (2) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни. (3) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных. (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих.

13. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации  — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции  — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов  — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

14. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых типов и классов животных. (2)К таковым изменениям относят, к примеру, появление конечностей наземного типа у амфибий при выходе на сушу. (3)Другие изменения приводят к появлению адаптаций к конкретным условиям среды. (4)К примеру, у вторичноводных млекопитающих редуцировался шёрстный покров. (5)Некоторые виды рыб, живущих среди коралловых рифов, имеют специфическую яркую окраску для маскировки. (6)У птиц сформировались приспособления к поддержанию постоянной температуры тела, что также дало им возможность освоить множество недоступных ранее мест обитания.

15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указывается на биологический регресс вида бенгальский тигр. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Бенгальский тигр  — подвид тигра, обитает в Пакистане, Восточном Иране, Северной и Центральной Индии, в Непале, Бутане, Мьянме и других странах. (2)Окрас его меха варьируется от жёлтого до светло-оранжевого меха, а полосы от тёмно-коричневого до чёрного, живот белый, а хвост преимущественно белый с чёрными кольцами. (3)Популяция бенгальского тигра меньше, чем 2500 особей, с перспективой уменьшения. (4)Количество особей вида  — 1706 в Индии, 200 в Бангладеш, 140 в Пакистане, 155 в Непале, 24 в Иране и 67 в Бутане и 5 в России. (5)Данный подвид полностью истреблён в Афганистане. (6)Бенгальский тигр является национальным животным государства Бангладеш  — исторической Бенгалии.

16. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1)Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2)У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания  — жабры. (3)Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4)Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5)Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6)Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1)Появление лёгких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2)Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3)У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4)С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5)Благодаря направлению глаз вперёд квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6)Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трёхкамерное сердце и два круга кровообращения.

18. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса рода Дафнии. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Дафнии  — один из наиболее крупных (более 50 видов в мировой фауне) родов планктонных ракообразных из надотряда ветвистоусых. (2)Наиболее характерный отличительный признак рода  — сросшиеся с головой антенны I у самок. (3)Род Дафнии населяет все материки, в том числе Антарктиду, а некоторые виды имеют очень широкие ареалы и распространены на нескольких материках. (4)Они населяют все типы стоячих континентальных водоёмов и часто имеют высокую численность и биомассу. (5)Основной пищей для дафний служат бактерии и одноклеточные водоросли. (6)Виды, которые переживают зиму в активном состоянии в глубоких, непромерзающих водоёмах, проводят её в придонных слоях воды, питаясь в основном детритом.

19. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов костных рыб. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Газообмен у костных рыб осуществляется через жабры. (2) Один из механизмов, способствующих эффективному газообмену,  — поднимание жаберных крышек. (3) Осевой скелет закладывается в виде хорды, на месте которой в процессе развития возникает позвоночник. (4) Скелет состоит из костной ткани, как и у более развитых классов позвоночных. (5) Рыбы хорошо плавают, используя для этого грудные, брюшные и непарные плавники. (6) Костные рыбы способны изменять плотность тела с помощью плавательного пузыря, благодаря чему они хорошо держатся на необходимой глубине.

20 Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.








21.  Какой способ видообразования изображён на рисунке? Ответ поясните. Почему такая изоляция популяций судака смогла привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствовали.

22. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые соответствуют описанию географического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Разрыв единого ареала исходного вида ландыша, вызванный оледенением, привёл к образованию трёх видов ландышей: европейского, дальневосточного и закавказского. (2)Возникновение пространственной изоляции между популяциями обусловило прекращение свободного обмена генами и привело к постепенному изменению признаков. (3)Появление особей с увеличенным хромосомным набором часто встречается в суровых условиях полярных и высокогорных областей. (4)Действие дизруптивного отбора в новых популяциях приводит к полиморфизму. (5)Сохранение более жизнеспособных полиплоидных форм и исчезновение диплоидных происходит в результате действия естественного отбора. (6)Образование двух видов серебристой чайки и клуши связано с расселением исходного вида на новые территории.

23Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими свидетельствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНОВ

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

А) Отсутствие генетического родства

Б) Выполнение различных функций

В) Единый план строения пятипалых конечностей

Г) Развитие из одинаковых эмбриональных зачатков

Д) Формирование в сходных условиях

1) Гомологичные органы

2) Аналогичные органы



24Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

A) Сочная мякоть в плодах рябины

Б) Наличие нектарников в ярких цветках

B) Отсутствие головного отдела у беззубки

Г) Два пальца на ногах у страуса

Д) Трахейное дыхание у членистоногих

Е) Редукция пищеварительной системы у цепней

1) Ароморфоз

2) Идиоадаптация

3) Общая дегенерация



25Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

A) Формирование многоклеточности

Б) Покровительственная окраска насекомых

B) Появление фотосинтеза

Г) Наличие нектара в цветке

Д) Плоская форма тела придонных рыб

Е) Легочное дыхание у земноводных

1) Ароморфозы

2) Идиоадаптации



26Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Покрытосеменные наиболее распространенная группа растений.

  2. У них появились генеративные органы – цветки и плоды.

  3. Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений.

  4. Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей.

  5. Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник.

  6. Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.

  7. Установите соответствие между формированием признаков и путями эволюции:

27ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

А) Развитие присосок у печеночного сосальщика

Б) Редукция органов пищеварения у бычьего цепня

В) Редукция задних конечностей у китов

Г) Упрощение строения органов зрения у крота

Д) Отсутствие хлорофилла у растения Петров крест

Е) Утрата некоторых органов у паразитического рака — саккулины

1) Общая дегенерация

2) Идиоадаптация



28Выберите три верных ответа. К рудиментам относят:

Начало формы

  • Удлиненные клыки у хищников

  • Жабры у эмбрионов наземных позвоночных

  • Пояс задних конечностей кита

  • Многососковость у человека

  • Ушные мышцы человека

  • Слаборазвитый волосяной покров на теле человека

Конец формы