Российская Федерация
Костромская область
Буйский муниципальный район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
157020 Костромская область, Буйский район, с. Борок, улица Колхозная , 45
.(49435) 33-1-24 e-mail: [email protected]
__________________________________________________________________
Урок на тему
« Здравствуй, физика теплоты!»
(Тема урока)
Разработчик: Лапина Галина Геннадьевна,
учитель физики МОУ Боровской основной школы
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Здравствуй, физика теплоты!»
(Тема урока)
| ФИО (полностью) | Лапина Галина Геннадьевна. |
| Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение Боровская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области. |
| Должность | Учитель физики |
| Предмет | Физика |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | Тепловые явления, урок № 10 |
| Базовый учебник | А.В. Пёрышкин « Физика- 8», М., Дрофа, 2010 |
8. Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Тепловые явления», повысить любознательность обучающихся к предмету физика. ( Формулируем вместе с учащимися в начале урока )
9. Задачи: ( совместно ставим задачи в начале урока)
обучающие: | - сделать сравнительный анализ видов теплопередачи; - прививать навыки решения качественных и расчётных задач; выявить уровень сформированности умений учащихся решать задачи. |
развивающие: | - развивать коммуникативные компетентности учащихся; - формировать представление о процессе научного познания; - прививать навыки работы с ресурсами сети Интернет; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать изученное, объяснять опыты, делать вывод на основе полученной информации, содействовать развитию речи. |
воспитательные: | - прививать культуру умственного труда; - учить ребят работать в группе; - учить строить свои знания самостоятельно в совместном поиске. - показать тесную связь изученного материала с жизнью, углублять межпредметные связи. Развивать внимание, прививать интерес к предмету. |
Формирование УУД на уроке:
Коммуникативные: |
Учить:: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; |
Познавательные: |
Учить: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. |
Регулятивные: |
Учить: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; |
Личностные: |
Учить: • умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; |
Тип урока: творческая мастерская. Урок повторения и обобщения знаний.
11. Формы работы учащихся: самостоятельная, групповая, индивидуальная
12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, выход в Интернет, мультимедийное оборудование ( экран, проектор, ноутбук), документ- камера.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | 1 Актуализация знаний | 1 | Контроль за деятельностью учащихся | Прослушивание ответов и корректировка своих | 5 |
2 | 2 Групповая работа | 2 | Демонстрация и беседа с учащимися | Фронтальная беседа , обсуждение в группах | 10 |
3 | 5 Индивидуальная работа | 3 | Контроль за работой учащихся, техническая поддержка | Индивидуальная работа с тестами | 7 |
4 | 6 Рефлексия | - | Выслушивает ответы обучающихся | Оценивает свою деятельность на уроке | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
« Здравствуй, физика теплоты!»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Теория по теме " Внутренняя энергия" | Озвучивание ответов диктором | Прослушивание правильных ответов | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38f9d6ab-d6d4-4a7e-86a0-010babeba85b/106.swf |
2 | Презентация по теме " Виды теплопередачи" | Обобщение материала | презентация | http://irina-ds.ucoz.ru/load/quotvidy_teploperedachiquot_8_klass/4-1-0-39 |
3 | Тесовая работа по теме " Виды теплопередачи" | Контроль знаний учащихся | тест | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/924489d8-c480-448b-aa6f-e24ad77606a6/110454/?interface=catalog&class=50&subject=30 |
Ход урока:
Эпиграф к уроку :
Что? Почему? Зачем? И Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз
огонь добыт.
( А почему огонь горит?)
Зерно
Под солнцем проросло
( Зачем растению тепло?)
Дым- лёгкий,
А скала- тверда.
Что значит « лёд»
А что « вода»7
Что? Почему? Зачем? И Где?
Вопросы ставим мы себе.
Вот почему из года в год.
Наука движется вперёд
Учитель: ребята попробуйте обосновать, какова цель нашего сегодняшнего урока и какие задачи мы поставим перед собой.
( Заслушиваются ответы учеников, записываются на доске)
Хорошо, цель и задачи сформулированы. Определим продукт нашей деятельности. В ходе урока- мастерской мы постараемся с вами оформить раздаточные листы, где обобщим весь материал по ранее изученным темам: теорию, формулы, примеры решений расчётных задач, примеры решения качественных и проблемных задач)
Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает себе название из предложенных ( на выбор три вида теплопередачи)
( Вытаскивают карточку с названием)
« Конвекция»,
« Теплопроводность»,
« Излучение»
1 этап : Актуализация знаний по теме. ( Работа в парах по теории) Затем самопроверка ( использовать электронный ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38f9d6ab-d6d4-4a7e-86a0-010babeba85b/106.swf)
2 этап
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
( Через документ- камеру иллюстрация на доске)
Однажды художник нарисовал иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова « Парус» и принёс её редактору издательства. Помните строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
Редактор, бывший старый «морской волк», посмотрел на рисунок . Потом усмехнулся и спросил: « Вы бывали когда- нибудь на море или хотя бы на большом озере? Вы можете указать, куда ветер несёт ваш парусник?» Приуныл художник, задумался. Помогите ему ответить на этот вопрос. Затрудняетесь? Тогда в течение урока вместе в группах выясните, как возникает ветер на море, куда плывёт этот парусник. И в конце урока на маршрутном листе нарисуйте свою иллюстрацию к стихотворению " Парус".
Учитель : У меня есть к вам ещё три проблемных вопроса ( каждая группа вытаскивает свой вопрос и после обсуждения в группе, записывают решение на своей карточке)
Почему дрожит мышка?
Зачем женщины носят вуаль?
Почему в тропиках нет шмелей?
ОТВЕТЫ:
Мышки дрожат не только от холода. Почему дрожит мышка?
( Для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж и много , но биохимические реакции выделения тепла резко увеличиваются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит свою отопительную систему на полную мощность. Механическая энергия превращается во внутреннюю)
Женщины утверждают, что вуаль греет. Они считают, что без неё лицо зябнет. Правы ли они ?
(При взгляде на лёгкую ткань вуали , нередко с довольно крупными ячейками, не очень веришь этому утверждению. Но как бы крупны не были ячейки в вуали, воздух через такую ткань проходит всё же с некоторым замедлением. Тот слой воздуха, который непосредственно прилегает к лицу и, нагревшись, служит тёплой воздушной маской. Удерживается вуалью и не так быстро сдувается ветром, как при отсутствии её. Поэтому не основания не верить женщинам, что при небольшом морозе и слабом ветре лицо во время ходьбы зябнет в вуали меньше, чем без неё.)
3. Почему в тропиках нет шмелей?
( Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одёжкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 ° С. И чем севернее живёт шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках нет шмелей- перегреваются
Учитель:
Здравствуй, физика теплоты! Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара разрушает всё живое.
Все тела, даже глыбы льда излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.
В 18 веке многие учёные считали, что теплота- это особое вещество « теплород», невесомая « жидкость», содержащаяся в телах. Сейчас мы знаем, что это не так. Сегодня мы будем говорить о теплоте, о тепловых явлениях
Задания выявят ваши знания, эрудицию, умения.
Фронтальная беседа: с использованием презентации " Виды теплопередачи"
Итак, начнём с первого задания.
3 Этап: Творческая работа по группам
Задание1 : заполнить задание на маршрутных листах.
Цель: сравнение видов теплопередачи.
Группам раздаются листы , которые надо заполнить.
Теплопроводность.
Определение:
Носитель тепла:
Среда :
Пример:
конвекция.
Определение:
Носитель тепла:
Среда :
Пример:
излучение.
Определение:
Носитель тепла:
Среда :
Пример:
( Использовать презентацию
http://irina-ds.ucoz.ru/load/quotvidy_teploperedachiquot_8_klass/4-1-0-39)
Группы озвучивают свои ответы, другие группы обсуждают, делают анализ ответов)
Задание 2. « Что мы думаем по этому поводу ?»
Сейчас вам будут представлены слайды. Ваша задача их рассмотреть и высказать своё мнение по поводу того, что вы видите.
Слайд № 1
Два человека живут в разных климатических поясах, а одеты оба тепло. Почему?
Слайд № 2
Ещё раз хочу обратить ваше внимание на теплоизлучение. Якобы, используя этот способ теплопередачи, известныё древнегреческий учёный Архимед спас город от неприятеля. Послушайте легенду об этом.
« Легенда об Архимеде» ( Учитель)
Во время нападения римлян на Сиракузы ( это случилось около 214 г до н э ) город спас Архимед. Он сжёг римский флот солнечными лучами, отражёнными от полированных щитов. Как рассказывают, на берегу выстроилось множество солдат, которые одновременно направили 2 солнечные зайчики» от своих щитов на корабли. Так был уничтожен весь флот противника; об этом гласит легенда.
Учитель: А мог ли Архимед уничтожить флот таким способом?
( Работают с ресурсами Интернет, пытаются найти исторические факты)
ОТВЕТЫ:
Рассказ 1:
В 1973 г один греческий инженер попытался повторить то, что сделал Архимед. С помощью 70 зеркал размерами 1*1,5 м солнечные лучи были направлены на шлюпку, которая стояла в 50 м от берега. Как только все солнечные лучи сфокусировали точно на шлюпке, она почти тотчас вспыхнула и вскоре была охвачена пламенем. Видимо, Архимед и вправду мог сжечь флот.
Рассказ 2:
Позвольте нам добавить. Группа французских студентов тоже проверила эту легенду на опыте. Из сухого дерева была изготовлена миниатюрная копия старинного корабля, просмолена и загружена резаной шерстью. Тридцать студентов, взяв карманные зеркала, с расстояния 20 м навели « солнечные зайчики» на борт кораблика. Через 1,5 мин он уже пылал, подожжённый лучами света- своеобразным оружием, изобретённым Архимедом.
Задание 3. « Решение качественных задач»
Переходим к решению качественных задач, применяя все свои знания, эрудицию и находчивость.( Ответы на маршрутных листах)
Задачи для 1 группы:
1. Зачем кусты роз на зиму укрывают опилками ?
2. Зачем ручку у кочерги делают деревянной?
3. Загадка:
Зимой нет теплее,
Летом холоднее. ( погреб)
Задачи для 2 группы:
1. Какая земля прогревается солнечными лучами быстрее: чернозём или песчаники ?
2. Почему сосуд с жидкостью нагревают снизу ?
3. Загадка:
Два арапа- родные братья,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют,
От мороза защищают. ( Сапоги)
Задачи для 3 группы:
1. Зачем на зиму в домах вставляют вторые рамы ?
2. Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка нет ?
3. Загадка:
Под окошком гармонь
Горяча как огонь. ( батарея отопления)
Задание 4. « Четыре портрета физической величины»
Мы с вами на уроках говорили о физических величинах, в частности таких как
количество теплоты,
температура,
удельная теплоёмкость
и другие.
Каждая величина имеет как бы четыре облика, 4 лица: название, обозначение, единицу измерения, смысл. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе, который называется « Четыре портрета физической величины»
Перед вами таблица, надо заполнить пустые клетки.
( Каждая группа заполняет данную таблицу. Затем меняются маршрутными листами. Комментируют результаты взаимопроверки)
Название величины | обозначение | Единица измерения | смысл |
Количество теплоты | | | |
Удельная теплоёмкость | | | |
Плотность | | | |
Температура | | | |
Задание 5. « Заселите остров формулами»
Учитель:
Не изучишь теплоту
Напишешь формулу не ту,
А когда всё повторишь
То и задачу ты решишь!
Вам предлагается выполнить задание « Заселите остров формулами»
Ребятам надо собрать на одном острове из кусочков правильные формулы. ( Карточки с кусочками формул группам предложены, надо правильно приклеить на " остров")
Задание 6 « Решение задач на вычисление»
А теперь попробуем решить следующие задачи и посмотрим, что у нас получится. ( Разбирают карточки с задачами)
Задачи для 1 группы:
1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г от 15 °С
до 1215 °С ?
2. На сколько градусов нагреется серебряная ложка массой 50 г , получив 100 Дж теплоты ?
Задачи для 2 группы:
1. Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунного утюга массой 3,2 кг от 80°С
до 15 °С ?
2. На сколько градусов нагреется цинковая деталь массой 40 г, если ей сообщить 760 Дж энергии ?
Задачи для 3 группы:
1. Определите удельную теплоёмкость металла массой 100 г, если при нагревании от 20 °С до 40 °С внутренняя энергия увеличилась на 280 Дж .
2. Какое количество теплоты потребуется для нагревания бруска серебра массой 20 кг на 20 °С
Задание 7 « Загадки с подсказками» ( Записать на маршрутном листе одно слово)
Для 1 группы:
Это физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело? Подсказки:
1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.
2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений
3. С ним дружат некоторые спортсмены
4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объёма.
5. По нему плакала Таня. ( мяч)
Для 2 группы:
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдёт сейчас речь. Что это за вещество? Подсказки:
1. Из этого вещества на 65 % состоит организм взрослого человека.
2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
3. Его можно использовать для уменьшения трения.
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
5. Это вещество называют « соком жизни» на Земле. ( вода)
Для 3 группы:
Речь пойдёт о живом существе . Кто оно? Подсказки:
1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
2. Мощность развиваемая его сердцем приблизительно 2,2 Вт
3. Его мозг за 0, 05 с распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз.
4. За свою жизнь оно съедает 40 т пищи.
5. Это самое умное животное на Земле. ( Человек)
4 этап:
Афиширование работ.
А теперь, используя обобщённые здания по теме, вернёмся к началу урока , где была предложена иллюстрация. Нарисуйте, пожалуйста ,свою иллюстрация к стихотворению " Парус"
(Свои работы ребята показывают через документ- камеру и защищают их.)
Проводится анализ маршрутных листов каждой группы. Добились ли мы результата?
5 этап: Контроль знаний по теме ( индивидуальная работа)
( Тестовая работа)
Ресурс: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/924489d8-c480-448b-aa6f-e24ad77606a6/110454/?interface=catalog&class=50&subject=30
(По итогам индивидуальной работы обучающиеся получают отметку за работу на уроке.)
6 этап
«Рефлексия»
Физика теплоты- огромная наука, и естественно, что сегодня мы только кратко отразили некоторые тепловые явления. Физика- удивительная наука, и надо шаг за шагом познавать её !
Посмотрим на доску, где мы совместно с вами поставили в начале урока цель и с сформулировали задачи. Проанализируем, всё ли мы выполнили на уроке. ( Ребята обсуждают)
« Рефлексия»:Дети отмечают , какие чувства, переживания они испытали в ходе мастерской ( радостные, весёлые, грустные, добрые, умный урок, поучительный урок и др )
Все предложенное на уроке: задачи, рассказанные истории:
Помогли понять , что раньше не понимал;
Запомнятся надолго;
Заставили задуматься;
Запали в душу;
Вызвали сомнения;
У каждого обучающегося на столе лежит листок , на котором они любым способом отмечают свои чувства:
Какие чувства , переживания ты испытал в ходе мастерской? |
радостные | весёлые | грустные | добрые | Умный урок | Поучительный урок | другие |
| | | | | | |