СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование как форма контроля в обучении иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается роль тестирования для проверки знаний учащихся

Просмотр содержимого документа
«Тестирование как форма контроля в обучении иностранному языку»

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


Процесс обучения иностранному языку предусматривает наличие двух обязательных компонентов: формирование иноязычной (коммуникативной) компетенции и диагностика уровня ее сформированности (контроль знаний, умений и навыков учащихся). Формирование коммуникативной компетенции осуществляется на уроках иностранного языка на протяжении всего процесса обучения, в то время как контроль осуществляется в специально отведенное время, следовательно, его необходимо четко организовать с тем, чтобы в максимально короткое время оценить наибольшее количество учащихся с соблюдением норм качества и объективности результатов.

Термин “тестирование” восходит к английскому “test” – испытания, исследование. Можно сказать, что “test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу” (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.

В рамках каждого вида тестов выделяют тестовые форматы, определяющие следующие характеристики теста: длина теста, количество и тип разделов, контролируемые умения и навыки, тестовые единицы, задания и их количество, предполагаемые ответы тестируемых. Западная методика оперирует, как правило, такими разновидностями форматов:

  • множественный выбор (multiple choice);

  • альтернативный выбор (верификационные) (да - нет) (True/False; Yes/No);

  • подбор пар (matching);

  • перенос информации (information transfer);

  • перестановка в логическом порядке (ordering tasks);

  • редактирование (editing);

  • заполнение пропусков (gap-fîlling);

  • клоуз (cloze);

  • С - тест;

  • краткие ответы.

Составим более полную классификацию тестов с учетом тестовых форматов:

объективные тесты:

а)тесты множественного выбора;

б)тесты альтернативного выбора;

в)подбор пар;

г)перенос информации;

д)перестановка в логическом порядке;

е)редактирование;

субъективные тесты:

а)заполнение пропусков;

б)клоуз-тесты;

в)С-тесты;

г)тесты кратких ответов.

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения учащимися решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.

Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Ученику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса.

Мною были составлены варианты тематических тестов по английскому языку с использованием различных тестовых заданий. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебного года, а о тестировании как о средстве контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, т.е. оптимально совмещать контроль и последующее повторение.

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени студенты подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. В качестве примера приведу тест, контролирующий степень усвоения темы.

При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Это можно увидеть из сравнительной таблицы.

Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделал вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

 

Компьютерное тестирование на уроках английского языка

Процесс обучения английскому языку определяется целью приобретения учащимися определенного объема знаний в области грамматики, говорения, чтения и аудирования. Необходимым элементом учебного процесса наряду с получаемой информацией, ее отработкой является контроль знаний учащихся.

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

 - быстрое получение результатов;
- объективность в оценке знаний;
- позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
- дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; 
- компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. В своей работе я использую тестовые оболочки ENGLISH WORD, КРАБ.

Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, отнимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к. результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить подобные тесты.

Технология использования НИТ на уроках английского языка

В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому "информационному" обществу. Отличительной чертой этого этапа развития общества является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий.

Массовое использование компьютеров постоянно расширяет объем и виды информационной деятельности. Эта сфера переживает этап чрезвычайно бурного развития, происходит постоянное обновление информационных ресурсов, средств информационной технологии, старые заменяются более перспективными. Происходит "перекачивание" трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации (WEB-дизайнер, администратор локальной компьютерной сети, делопроизводитель со знанием персонального компьютера и т.д.). Анализируя влияние информатики на структуру занятости населения, соотношение различных видов деятельности в общей структуре профессиональной деятельности в основных отраслях производства, науки, транспорта, связи, можно отметить все возрастающую роль изучения информатики, информационных технологий в подготовке подрастающего поколения к труду, продолжению образования. Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему не пришлось работать в будущем.

Одной из наиболее благоприятных сфер применения компьютера в учебном процессе являются иностранные языки и, прежде всего, английский. При изучении английского языка могут применяться как типовое прикладное программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, так и специальные программы, предназначенные для усвоения английского языка: мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя.

Чтобы определить место ПК на разных этапах усвоения речевого материала, следует, прежде всего, сказать несколько слов о системе работы над речевым материалом. Уже много лет на уроках применяется схема усвоения речевого материала, разработанная Пассовым Е.И. и описанная им в книге "Коммуникативный метод обучения иноязычному общению".

Процесс усвоения речевого материала в методике Пассова Е.И. состоит из трех этапов. Определим место ПК на каждом этапе. Итак, на этапе формирования грамматических и лексических навыков ПК может выступать в качестве терпеливого репетитора, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого. На этапе совершенствования речевых навыков мы используем мультимедийные программы и качестве дополнительных средств обучения, например: "Изумительное Искусство" и "История Вселенной", к которым разработана система условно-речевых упражнений.

На последнем этапе усвоения речевого материала - этапе развития умения большое место отводится самостоятельной работе над учебным материалом. Именно на этом этапе эффективно применение ресурсов сети Интернет.

По мере усвоения речевого материала идет работа над проектом по теме, которая начинается на этапе формирования навыков и завершается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой.

Проектная деятельность широко применяется на уроках английского языка в колледже. Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы.

Проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа над проектом проходит по схеме "class - world - class". Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой. Работа состоит из следующих шагов:

- Определение темы.
- Определение конечного результата.
- Обсуждение и составление плана проекта.
- *Сбор информации.
- *Обработка информации.
- *Оформление проекта.
- *Презентация проекта.
- Оценка проекта.

 Символом "*" помечены шаги, где возможно применение компьютерных технологий.

Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

Следует отметить, что работы становятся более интересными и сложными по мере того, как учащиеся овладевают новыми технологиями.

Помимо проектной деятельности учащихся на всех этапах обучения английскому языку широко используется компьютерное тестирование. Тестирование одновременно группы учащихся позволяет сделать сравнительный анализ уровня их подготовленности и объективно оценить их знания. Компьютерное тестирование становится реальностью, и развитии компьютерных навыков студентов.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Банкевич JI.В.Тестирование лексики иностранного языка: Учебное пособие / Банкевич JI.В. - М.: Высшая школа, 1981.

  2. Барабанова Г.В. Когнитивно-коммуникативные аспекты обучения профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе / Барабанова Г.В. - Симферополь: Таврия, 2003.

  3. Горчев А.Ю. Тесты текущей успеваемости: Английский язык 1-2 классы: Учебное пособие для учителя общеобразовательных учреждений / Горчев А.Ю. - Обнинск: Титул, 1995. - 104 с.

  4. Коккота В.А. Лингво-дидактическое тестирование: Науч.-теор. пособие / Коккота В.А. - М.: Высшая школа, 1989.

  5. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / Под ред. В.А.Слободчикова. - М.:Просвещение, 1986.

  6. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков / Ляховицкий М.В. - М.: Высшая школа, 1981. - 159 с.

  7. Macлыко E.A. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / [Macлыко E.A., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2000. - 522 с.

  8. Пасько Л. Tests // English language and culture / Пасько Л. и др. - 2002. - №35. - C.8- 14.

  9. Рабинович Ф.М. О составлении тестов для контроля понимания в процессе чтения// Иностранные языки в школе / Рабинович Ф.М., Розенкранц М.В. - 1977. - №3.

  10. Рапопорт И.А. Опыт тестирования техники чтения// Иностранные языки в школе / Рапопорт И.А. - 1973. - №3.

  11. Рапопорт И.А. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе: Пособие для учителей / Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер М. - Таллин: Валгус, 1987.

  12. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе / Фоломкина С.К. - 1986. - №2.

  13. J.Charles Alderson Assessing Reading / J.Charles Alderson. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 398 c.

  14. J.Alderson Language Test Construction and Evaluation / J.Alderson, Caroline Clapham, Dianne Wall - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. -310 c.

  15. E. Doroshenko Testing// English language and culture / E. Doroshenko - 2002. - №35. - C.3-7.

  16. А.Chrystaluk Testing Junior Pupils Achievements // English language and Culture / А.Chrystaluk - 2002. - №41. - C.3-4.

  17. Lyle F. Bachman Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language tests / Lyle F. Bachman - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 377 c.

  18. Alan Davies Dictionary of Language Testing / Alan Davies, Annie Brown, Cathie Elder etc. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 272 c.

  19. Tim McNamara Language Testing / Tim McNamara - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 140c.

  20. G.V. Rogova Methods of Teaching English / G.V. Rogova - M: Просвещение, 1983. - 35c.

  21. Tulupova S. Quizzes, Tests, and Exams // English Language and Culture / Tulupova S. - 2003. - №47. - C.3.