Контрольная тестовая работа по теме «Сложноподчинённое предложение»
I вариант
1. Сложноподчинённое предложение – это …
а) предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами.
б) вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную
в) это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
2. Союзные слова – это…
а) слова, которые связывают части сложноподчинённого предложения и при этом выступают в роли одного из членов предложения;
б) слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения;
в) слова служебной части речи, которые соединяют однородные члены предложения и равноправные предложения в составе сложных.
3. Укажите союзные слова:
а) или, либо; в) потому что, если;
б) а, но, да; г) когда, который.
4. Укажите союзы, которые не относятся к подчинительным:
а) и, но, также; в) для того чтобы, поэтому;
б) потому что, хотя; г) ибо, коли.
5. Укажите верное утверждение.
а) придаточная часть СПП может стоять после главного, в середине или перед ним.
б) придаточная часть всегда стоит после главной.
в) придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
г) придаточное изъяснительное отвечает на вопрос какой? чей?
6. Каких придаточных предложений не существует?
а) места; в) времени;
б) разделительных; г) определительные.
7. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы:
а) где? куда? в) с какой целью?
б) косвенных падежей; г) несмотря на что?
8. Найдите сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены):
а) Снег шуршит под ногами и ему уже не белеть на мостовой.
б) Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
в) Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
г) Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
9. Что является средством связи в СПП?
а) сочинительные союзы; в) союзные слова и подчинительные союзы;
б) предлоги; г) частицы.
10. Укажите СПП с союзным словом (знаки препинания не расставлены):
а) Я остался дома потому что на улице пошёл дождь.
б) Герой романа думал что он красивый.
в) Мы всей семьёй узнали сколько родилось котят у Мурки.
г) Хотя было холодно прогулка удалась.
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго (4) не пополнять запас воздуха.
а) 1,2,3; б) 1,2,3,4; в) 1,2; г) 1,3.
12. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания.
а) В том месте где зашло солнце, ещё рдело багряными полосами.
б) Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
в) Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
г) Я смотрел туда, где толпились люди.
13. Укажите предложение, соответствующее данной схеме: [ ,( ), ]
а) Мальчик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и провернул к деревне.
б) Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.
в) Никто так и не смог вспомнить, чей жёлтый зонт весь вечер простоял в углу.
г) Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.
14. Укажите СПП с придаточным условия.
а) Надо будет встать с места, пока не включат свет.
б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.
в) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.
г) Едешь до того медленно, будто совсем не опаздываешь.
15. Укажите СПП с придаточным определительным.
а) Она не знала, каким образом её отыскала мать.
б) Чёрная нить ползла из-под шкафа к стулу, где остались спицы и недовязанный чулок.
в) Поначалу я не сомневался, что тут же найду дорогу.
г) Скоро мышонок так привык к ребятам, что совсем перестал их бояться.
16. Укажите СПП с придаточным цели:
а) Даша встала рано и, чтобы не будить Катю, пошла на кухню.
б) Володя гордился тем, что научился ездить верхом.
в) Я не хочу, чтобы ты ушел, не попив с нами чаю.
г) Хороши летние туманные дни, хотя я и охотники их не любят.
17. Укажите СПП с придаточным образа действия:
а) Я хочу, чтобы ты понимал значение и важность образования.
б) Курьер не раз приезжал к нам, вследствие чего все сотрудники хорошо знали его в лицо.
в) Ударили утренние заморозки, в силу чего осыпался цвет яблонь.
г) Человек этот вёл себя так, как будто никого рядом не было
18. Укажите СПП с придаточным времени:
а) Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день.
б) Деду не верили ещё и потому, что он был чудак и неудачник.
в) Было ещё совсем светло, когда мы добрались до городка.
г) Когда все виноваты, тогда никто не виноват.
19. Укажите СПП с однородным подчинением:
а) Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
б) Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому.
в) Я знал, что мне нужно поторопиться, поскольку поезд отправляется через полчаса.
г) Я был слаб, чтобы работать, поэтому писал книги и пьесы…
20. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.
а) Даже в разгар лета, когда всё кругом уже выгорело и степь лежит в белёсой дымке палящего зноя, холмы покрыты цветами.
б) Если люди смогли пронести дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все проверки и испытания.
в) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
Контрольная тестовая работа по теме «Сложносочинённое предложение»
II вариант
1. Сложноподчинённое предложение – это …
а) предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами.
б) вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную
в) это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
2. Союзные слова – это…
а) слова, которые связывают части сложноподчинённого предложения и при этом выступают в роли одного из членов предложения;
б) слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения;
в) слова служебной части речи, которые соединяют однородные члены предложения и равноправные предложения в составе сложных.
3. Укажите союзные слова:
а) или, либо; в) потому что, если;
б) зачем, сколько; г) ибо, так как.
4. Укажите союзы, которые не относятся к подчинительным:
а) для того чтобы, поэтому; в) тоже, однако же;
б) потому что, хотя; г) ибо, коли.
5. Укажите верное утверждение.
а) придаточная часть СПП может стоять после главного, в середине или перед ним.
б) придаточная часть всегда стоит после главной.
в) придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
г) придаточное изъяснительное отвечает на вопрос какой? чей?
6. Каких придаточных предложений не существует?
а) следствия; в) сравнительные;
б) меры и степени; г) противительные.
7. Придаточные цели отвечают на вопросы:
а) почему? что из этого следует? в) как? при каком условии?
б) где? куда? г) зачем? с какой целью?
8. Найдите сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены):
а) В нашей жизни бывают не только хорошие моменты но и плохие.
б) Мне купили так много одежды штаны, кофта, свитер, носки.
в) Ночью с реки стал доносится какой-то шум.
г) Погода была такой какая бывает обычно бывает в Ленинградской области осенью.
9. Что является средством связи в СПП?
а) сочинительные союзы, запятые; в) союзные слова и подчинительные союзы;
б) предлоги; г) частицы.
10. Укажите СПП с союзным словом (знаки препинания не расставлены):
а) Никто не знает где пираты прячут свои сокровища.
б) Белки очень шумно прыгали по деревьям и траве.
в) Я за контрольную получил пять а моя подруга два.
г) Мы взяли два места в дилижансе дабы в пять дней быть уже в Париже.
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дождь (1) который начался еще вчера вечером (2) не закончился и к полудню. Старая ель (3) что росла около нашего дома (4) была видна (5) еще с дороги.
а) 1,2,3,4,5; б) 1,2,3,4; в) 3,4,5; г) 2,3,4,5.
12. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания.
а) В том месте где зашло солнце, ещё рдело багряными полосами.
б) Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
в) Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
г) Я смотрел туда, где толпились люди.
13. Укажите предложение, которое соответствует схеме: ( ),[ ],( ).
а) Проще сказать, что всё нормально, чем объяснять, почему так плохо.
б) Я совсем забыла, что позвонила затем, чтобы узнать, с кем он был на пляже.
в) Когда Таня подошла к дому, мать, простоволосая, выходила к телефону-автомату, чтобы звонить в милицию о пропаже дочери.
г) Много сделает тот, кто умеет беречь время.
14. Укажите СПП с придаточным условия.
а) Надо будет встать с места, пока не включат свет.
б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.
в) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.
г) Едешь до того медленно, будто совсем не опаздываешь
15. Укажите СПП с придаточным цели:
а) Мы ходим в школу для того, чтобы получить знания.
б) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо.
в) Отец сказал, что мама вернётся с работы поздно.
г) Вбивала эти вопросы, как пули.
16. Укажите СПП с придаточным времени:
а) Откуда ветер, оттуда и дождь.
б) Там, где я ожидал встретить друзей, их не оказалось.
в) Когда наступили каникулы, мы с родителями отправились отдыхать.
г) В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел.
17. Укажите СПП с придаточным причины:
а) Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
б) Краткость нужна, чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.
в) Как бы Виктор ни устал, всегда поможет матери.
г) Он относился к окружающему так, как относятся к исчезающему.
18. Укажите СПП с придаточным изъяснительным:
а) Мы любим дом, где любят нас.
б) Пойдём в тот лес, потому что там все пни усыпаны опятами.
в) Каким образом это случилось, я и представить не могу.
г) Я поступил так, как вы мне посоветовали.
19. Укажите СПП с однородным подчинением:
а) Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
б) Он отвечал, что земля теперь его и что прежде принадлежала она Дубровскому.
в) Я знал, что мне нужно поторопиться, поскольку поезд отправляется через полчаса.
г) Я был слаб, чтобы работать, поэтому писал книги и пьесы…
20. Укажите СПП с последовательным подчинением.
а) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
б) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
в) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.
г) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
КЛЮЧИ |
№/вариант | 1 вариант | 2 вариант |
1 | в | в |
2 | а | а |
3 | г | б |
4 | а | в |
5 | а | а |
6 | б | г |
7 | б | г |
8 | г | г |
9 | в | в |
10 | в | г |
11 | г | б |
12 | а | а |
13 | а | в |
14 | в | в |
15 | б | а |
16 | а | в |
17 | г | а |
18 | в | в |
19 | б | б |
20 | б | г |