I . Организационный момент | Прозвенел звонок для нас. (Слайд 1) Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.![]() -Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?(Слайд 2)
- Составьте словосочетания о весне.
-Какие части речи помогли нам составить словосочетания?
| Проверяют готовность к уроку. Ответы детей(пришла весна, просыпается природа, ярче светит солнышко, небо голубое, прилетают грачи) -Яркое солнце, тёплый день, красивый подснежник и т. д.) Имя существительное, и имя прилагательное | Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других |
II. Актуализация знаний. Цель: подготовить к восприятию нового материала. | -Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем гостить в городе «Частеречинске» -Вспомним , кто живёт в этом городе?(Слайд 3) -Все части речи в нашем городе живут дружно , поддерживают друг друга и поэтому предложения которые мы составляем с их помощью, получаются правильными, красивыми. -Но , вот в город приехали гости и ни как не могут понять в какие же дома им заселится, давайте им поможем .( Слайд 4)
-Ребята, составьте предложение из данных слов, и придумайте ещё 2-3 предложения ,чтобы у вас получился текст на определённую тему .
| Ответы детей: «Части речи», перечисление частей речи с краткой их характеристикой Работа в парах ( на партах у детей лежат карточки со словами, каждая пара составляет предложение.)Приложение №1 Разбор предложения 1 ученик у доски, разбор имен существительных с комментированием с места |
III. Самоопределение к деятельности Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы IV. Физминутка | -Назовите имя прилагательное в этом предложении. -Что вы можете о нём сказать?
-Как определили род имени прилагательного? Давайте вспомним алгоритм определения рода имени прилагательного (Слайд 5) -Ребята, скажите, к прилагательному тёплый подходит только существительное ветерок ? -На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица , открыты только первый столбик , 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на карточках)Приложение 2 М.р. | Ж.р. | С.р. | Тёплый | Тёплая | Тёплое | ветерок | | | - Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали? -На карточках остались ещё слова. На какие группы можно разделить эти слова? - А, изменится ли прилагательное тёплый для существительных ж.р..?Как оно будет звучать? А, для сущ. С.р.? Подберите слова к данным прилагательным (При подборе слов дети находят орфограммы называют их , если это словарные слова, объясняют «Что такое словарное слово».при работе со словом хлеб, обращается внимание на словосочетание « тёплый хлеб» . Небольшая беседа о сказке Константина Паустовского «Тёплый хлеб». Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответственности за свои слова и поступки. Сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды. Ведётся работа со словосочетание « тёплая душа». Когда так говорят, что имеют ввиду. Человек с тёплой душой – добрый, приятный, мягкий, может выслушать, что-то посоветовать. С ним приятно проводить время.) - Пронаблюдайте, какие изменения происходили с прилагательным тёплый? -Сформулируйте тему урока.(Слайд 5)
-Спишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания. -Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.?
-Ребята, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте музыку. А, я почитаю вам стихи. (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март. Песнь журавля) -Что вы представили , когда слушали эту музыку?
| Наблюдения и ответы детей.( стоит в ед .ч., отвечает на вопрос в какой?, м.р.) Ответы детей Ответы детей Дети выбирают слова на карточках м.р., подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы) -М.Р. -на существительные ж. и с. рода Дети выбирают слова на карточках ж.р., с.р. подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы) -Изменялось по родам Дети отдыхают, слушают музыку. Ответы детей. | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные УУД: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
V. Работа по теме 1.Создание проблемной ситуации Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией | -Скажите у имён прилагательных м.,ж., и с.рода одинаковые окончания или разные? - Заполните таблицу(Приложение 4), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте, откройте учебники и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу .( учебник с.73) Помогите заполнить таблицу. (Слайд 8)
-Ребята, посмотрите на слайд, что случилось в нашем городе? (Слайд 9)
- Да, действительно, имя прилагательное обиделось, на имя существительное из-за того , что его считают зависимой частью речи, и решило переехать от имени существительного на другую улицу. И в нашем городе случился переполох. Давайте докажем имени прилагательному, что оно так же является важной частью речи. Прочитайте что у вас записано на листочках .Что вы можете сказать сказать? ( Приложение 5) -Можно ли назвать то ,что написано предложениями? Почему? -Запишите, предложения, какие у вас получились. От каждой группы выйдут по одному представителю и исправят предложения, записанные на доске.(1 группа – 1 пр., 2 группа – 2 пр., 3 группа – 3 пр.)(Слайд 10).
-Выпишите из текста словосочетания ( имя прилагат. + имя существительное). Определите род имен прилагательных , выделите окончания. Как определили род им. прилагательных?
-Ребята, посмотрите , что произошло с текстом?
-Прочитайте предложения , что вы можете о них сказать?
- Нужна ли нам такая часть речи , как имя прилагательное и для чего?(Слайд 12)
| Работают с таблицей (у каждого на столе такая же таблица, заполняют вместе ) Работа в парах.
Ответы детей : «Пропало имя прилагательное» Работа в группах Ответы детей.
Слова не связаны между собой по смыслу. Каждая группа записывает свой текст, затем возле доски доказывают правильность написания . Дети выписывают словосочетания , проверка.
-Исчезло прилагательное.
-Текст стал простым, не интересным.
Ответы детей | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов. |
2.Упражнения для закрепления( диск) |
- Поиграем в игру.(игра на диске) -Выполнить задание самостоятельно, 1 ряд выписывает словосочетания с именами прилагательными м. р., 2 ряд с именами прилагательными ж. р., 3 ряд с именами прилагательными с.р. Выделите окончания имён прилагательных. -Проверка , к доске выходят по 3 человека от каждого ряда. -Докажите , что это прилагат. м,р. ,ж. р., с.р. (дети должны назвать два способа определения рода, по сущ. и по окончанию прилагательного)
(При выполнении задания выходит словосочетание «домашнее задание», в этот момент даётся домашнее задание) Д/з дифференцированное , в трех конвертах: Задание к упражнению. Списать текст. Найти в нём имена прилагательные. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных Задание к упражнению: Прочитать. У имён прилагательных вставить нужное окончание. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных.. Задание к упражнению: Прочитать. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных.
| Дети работают в тетрадях. | Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
VII. Рефлексия Цель: проверить работу детей на уроке. | -- Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? Нарисуйте смайлик и вложите его в тетрадь.
- Спасибо за работу. | Дети работают с карточками. | Личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |