1. Мотивация учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность. Создание ситуации психологической комфортности. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. | Приветствие, рисунки. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Актуализируют знания по темам: текст, основная мысль текста | уважение к истории, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата |
2. Этап актуализации знаний | Закрепление уже имеющихся знаний, выявление затруднений по новой теме | Сегодняшнее занятие мы начнем с чтения предложений. Прочитайте внимательно предложения и подумайте, можно ли назвать их текстом? а) Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми лампами б) Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей. в) А на окраинах были масляные фонари г) И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины города, где царила кромешная тьма. д) Заправлять эти фонари должны были пожарные - Итак, о чем этот текст? Давайте вместе определим основную мысль текста и озаглавим его. Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока и поставьте цель перед собой. | Учащиеся читают предложения, выделяют основную мысль, озаглавливают, обосновывают свою точку зрения, почему это текст Ответы детей: в данном случае можно сказать что это текст, так как предложения связаны по смыслу и несут определенную смысловую нагрузку. Также в тексте предложения объединяются в единое целое темой (то, о чем говорится в тексте) и основной мыслью. Текст обязательно имеет начало и конец Цель- актуализация знаний о тексте | определять цель учебной деятельности. | определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | уважение к истории, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Этап открытий новых знаний. ( 20 мин) | | Спасибо. Поработаем в группах. Давайте посмотрим на карточки, которые лежат перед вами. На карточках вы видите предложения. Прочитайте предложения. Являются ли они текстом? Что нужно сделать, чтобы получился текст? Определите правильную последовательность предложений и запишите план текста. Запомните! Текст всегда можно озаглавить! а) Птичка выпорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. б) Птички прилетели кормить птенцов и нас совсем не боялись в) Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветки и увидели гнездышко г) В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики д) В гнездышке лежали четыре голубых яичка | Группы: читают предложения. Определяют являются ли они текстом. Находят основные признаки текста. Определяют правильную последовательность предложений. Записывают план текста. Учащиеся тренируют навыки составления плана текста, выделение его основной мысли. Определение темы текста, выделение макро и микро темы | Самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. | Перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. | Ценить и и уважать окружающую природу Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |
Постановка проблемы | | Работа с текстом (материал распечатан для каждого ученика) В жаркий летний полдень. Медом и полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено. На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо. Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за другом веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки. Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат - бегут хлопотливые муравьи, несут травинки- строить себе высокий дом. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись полежать в траве под березами. И, глядя в небо слушать кукушку. Ку к у! Ку ку! – Это вам на счастье. «Кук у ку!» - Это вам на радость. Прочитайте текст про себя и перескажите его. Расскажите что нового вы узнали из этого текста Составьте подробный план с вопросами. Что отражает в заглавии этого текста? Расчлените текст по основным абзацам (выделите основную мысль), озаглавьте каждую часть. Прочитайте текст ученического сочинения (отображен на мультимедийной доске) Моя собака маленькая, коричневая. У нее гладкая шерсть. У нее белое пятно на правом боку. У нее белое пятно на левом глазу. У нее длинные висячие уши. У нее короткие кривые лапы. У нее короткий хвост. Понравилось ли вам сочинение? Почему? Объясните предложения, добавьте в описание свое отношение к собаке. Например, придумайте ситуацию, в которой понадобится описание (знакомство, узнавание, встреча после долгой разлуки) Опишите собаку в движении | | | | |
Рефлексия ( 10 мин) | | Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете? Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки. | Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. Фиксация затруднений на уроке. Обсуждение и запись домашнего задания. | | | |