«Основная общеобразовательная школа» с. Читаево
учитель русского языка и литературы.
2017 г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока. | Включение в деловой ритм работы на уроке; Создание проблемной ситуации. - Скажите пожалуйста, как вы понимание значение слов: добро, милосердие, благотворительность, благодушие, добросердечность? - Кто, по – вашему, является добрым человеком? - Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, которые взяты эпиграфом к уроку «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Слайды. | Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы. Приводят примеры из жизни личной, школьной. Работа в парах с карточками «Кому нужна наша помощь?» | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация; Нравственно – этическое оценивание. Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование. Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать содержание, необходимое для изучения нового материала; - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия. | Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» - это уроки доброты. Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Беседа по вопросам: Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе, о его творчестве.
Учитель: Какое время изображает в рассказе писатель? (Послевоенное время)
Учитель: Что вы знаете об этом времени? (Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты, безногие инвалиды)
Учитель: На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина.
Беседа по вопросам, выразительное чтение Итак, содержание мы вспомнили, а теперь обсудим три аспекта или три основных момента рассказа. В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии. Слайды. | Учащиеся задают вопросы по поводу назначения рассказа. Выявляют авторскую позицию. Заслушать выступление ученика о биографии автора. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация; Нравственно – этическое оценивание. Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, рефлексия. Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно – следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
Постановка учебной задачи(проблемы) Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения | Учитель: (благодарит детей за работу по – французски) гран мерси. Если вы заметили я вас поблагодарила (спросить на каком языке – фр.). Давайте все свяжем и сформулируем тему урока (выслушиваю варианты ответов) Учитель: верно, тема урока: «Уроки доброты» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». Учитель: Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» - это уроки доброты. Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. | Учащиеся отмечают последовательность в Д действиях учительницы. С каждой новой Встречей она начинает принимать большое у участие в жизни мальчика. Формулировка темы урока. Работа со словарем Ожегова. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация; Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно – следственных связей. Коммуникативные УУД: Взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог. |
Практическая работа в группах с проверкой заданий. Цель: - показать, какие нравственные проблемы поднимает автор и найти отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога; - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить на практике применить полученные знания. | Класс делится на группы для работы с карточками. (слайды) | Учитель: Вспомните, как жилось мальчику в родительском доме? (Затея с “посевом” картошки)
Учитель: Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему? (Эпизод вызывает сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей)
Учитель: Только ли одному мальчику было трудно и голодно?
Учитель: Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Почему он оказался в райцентре? (Жажда знаний)
Учитель: Что значит признание мальчика: “Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы”? Какие испытания ожидали героя?
Учитель: Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, “опомнился и убежал”? (Ему было стыдно за свою слабость перед мамой, перед односельчанами, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды. Здесь проявляется гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость)
Учитель: Как жилось мальчику у знакомых в городе? (“Кто потаскивал.... не то что следить”). Как этот фрагмент характеризует мальчика? (Гордость, достоинство, благородство, деликатность)
Учитель: Почему герой рассказа стал играть в “чику”? Как относятся к игре Вадик и рассказчик? (Обратить внимание на пейзаж, словно знаменующий: «…Федька повёл меня за огороды, путь зарос крапивой с ядовитыми ягодами») Учитель: Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?
Учитель: Как ведет себя герой во время избиения?
Учитель: Прочитайте по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Чего добивается писатель? Как называется этот прием? (Антитеза)
Учитель: Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к игрокам? Учитель: “И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех”. Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это ученику? Учитель: Как характеризует героя “поединок” с французским языком? (Трудолюбивый, упорный, хочет учиться, преодолевает трудности)
Учитель: Что главное в характере героя?
| Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация; Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно – следственных связей. Коммуникативные УУД: Взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог. |
Закрепление изученного материала Цель: -проверить свое умение применять полученные знания. | - В.Г. Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает несколько предложений, чтобы достаточно точно описать человека. Слайд. | Учащимся предлагается создать литературную галерею портретов: -А теперь с помощью «Дерева знаний» вспомним действующих лиц рассказа. Я зачитываю слова из текста, ваша задача узнать кому они принадлежат: « Ты в чику играть не боишься…» (появляется яблоко «Федька») « Ты что это – загреб кассу и драть…» (появляется яблоко - Вадик) « Как был задан вопрос? Вот именно: что побудило…» ( появляется яблоко - Василий Андреевич) « возил на своей полуторке хлеб…» (появляется яблоко - дядя Ваня) « крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками…» (появляется яблоко - тётя Надя) | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация; Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно – следственных связей. Коммуникативные УУД: Взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формами речи. |
Рефлексия урока Цель: - оценить результаты работы на уроке | УУчитель: Каким образом яблоня, яблоки имеют отношение к рассказу? (ответы учащихся) Учитель: Вот и к нам пришла посылка, интересно что там находится, давайте посмотрим. (посылку распечатываем, достаем яблоки, угощаю детей)
Заключительное слово учителя.
Учитель: Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности, нравственности) Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание окружающих людей. Учитель: Ведь высшее назначение человека - служение доброте.
Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Мой учитель»
Рефлексия: | Учащиеся делают вывод о том -Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? (Доброту, сострадание – обратить внимание на слова на доске.) - Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, мир доверия, любви, участия. Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.(декоративное яблоня с приклеенными яблоками: красные, желтые, зеленые) | Личностные УУД: смыслообразование; Нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка. Познавательные УУД: Доказательство Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |