СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта ткани растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение, понятие и разновидности тканей.

Значение тканей для растения.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта ткани растений»



Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015/2016 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.
Название работы: Ткани растений.






Технологическая карта урока «Ткани растений»

Предмет: биология

Учитель: Кравченко Инна Викторовна

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Тема урока

Ткани растений.

Цель урока

Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, типах тканей, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.

Задачи урока

Образовательные:

Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о строении разных органов растений

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием клеток растительного организма и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении клеток растений, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль тканей в жизни растений.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений, определяя принадлежность разных типов клеток и органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение


УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Ткань, основная, покровная, механическая, проводящая, образовательная ткани.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

УМК: Биология 5 класс, линия жизни В.В. Пасечник; интернет ресурсы, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Презентация учителя.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.


2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости


Эмоциональный настрой на урок психологической разминкой «Лучи солнышка».

Начальный настрой на урок

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Что такое «клетка» как понятие в биологии?

2. Что такое «ткань» как понятие в быту и в биологии?

3. Как можно связать между собой понятия «ткань» и «клетка» в бытовом значении? Биологическом?

Дети закрывают глаза, расслабляются, представляют солнечную поляну, окруженную деревьями, на которую пробиваются лучи солнышка. Луч касается лица, появляется улыбка. Действие происходит под комментарии учителя.


Вспоминают, проговаривают определение.

Называют клетки, изученные на предыдущих уроках и особенности их строения.

Связывают понятия из жизни с биологическими терминами.

Личностные УУД

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

2. Проверка выполнения домашнего задания

Проверка Д/З –

1. Индивидуальные задания по карточкам

2. Проверка знаний по терминологии





3. Фронтальная проверка знаний – ответы на вопросы учителя по системе «жетона».


























Активизация познавательной деятельности.

Вопрос к классу: Одинаковы ли клетки в разных органах растений? Что общего в их строении?

Демонстрация презентации «Какие бывают органы растений».

Вопрос к классу: как связаны между собой клетки и органы растений?

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

Учащиеся выполняют задание, помещенное на карточке. Подписывают структурные части и органоиды растительной клетки. Учащиеся отвечают на вопросы с обратной стороны карточки по теме: «Химический состав клетки».


Учащиеся поднимают руку и отвечают на вопросы учителя, получая за верные ответы жетон в виде клетки растения. По количеству жетонов в результате опроса оглашаются оценки.

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)



Клетки разные по форме, размерам, расположению в органах.

Имеют одинаковый внутренний состав.

Высказывают предположения

Ответы учащихся: органы состоят из множества клеток.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Подведение под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций





















Эмоциональный настрой на тему

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала


Задание №1: Индивидуальная работа с учебником по рис. 27 (стр. 47)

Ответить на вопрос «В чем сходство и различие тканей растений?», учащиеся самостоятельно составляют определение понятия «ткань».


Примерный рассказ: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет. Все вместе они образуют ткани, которые делятся на разные виды.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

Выделяют 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая.

2) Вопрос к классу: Что является структурной и функциональной единицей всего живого?

Давайте вспомним строение растительной клетки (работа ученика с интерактивным рисунком).






Учащиеся отвечают, что клетка – это единица строения и жизнедеятельности растительного организма.




Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения практических упражнений и решения задач

Задание №2. Выполнить практическую часть урока. Изучить под микроскопом готовые микропрепараты разных тканей растений, рассмотреть их, обозначить для себя особенности строения и различия между ними.

Задание №3. Заполнить таблицу «Строение и функции тканей растений»












Работают в парах. Рассматривают в микроскоп, стоящий на парте, пять образцов растительных тканей.




Заполнение таблицы «Строение тканей растений», проверка выполненного задания.


Название ткани

Выполняемая функция

Особенности клеток

Образовательная



Покровная



Механическая



Проводящая



Основная




Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач


Проверка усвоения составленной таблицы

Задание «Перепутаница»



Ученику необходимо выделить особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, аналогия

Подведение под понятие

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Оценка

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения


8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

8) Работа в паре, фронтальная беседа, самопроверка

Игра «Ты-мне, я – тебе». Учащиеся задают вопросы по изученной теме.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

9. Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование учителем)

§10, творческое задание – нарисовать поперечный разрез стебля растения, обозначить все ткани.


10.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников


Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?






Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело