Предмет | Информатика |
Класс | 7 |
Учебник | Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М..: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 |
Номер урока по плану | 6 |
Тема урока | Представление информации |
Цель урока | Создать условия для формирования представления о языке как одном из способов кодирования информации. |
Задачи урока | Решаемые учебные задачи |
1) расширение и систематизация представлений учащихся о знаках и знаковых системах; 2) систематизация представлений о языке как знаковой системе; 3) установление общего и различий в естественных и формальных языках; 4) систематизация знаний о формах представления информации. |
обучающие | развивающие | воспитательные | методические |
-формирование умений корректно выстраивать порядок действий; -систематизация представлений учащихся о знаках и знаковых системах, языке как способе кодирования информации; -помочь обучающимся усвоить понятияестественные и искусственные языки. | -способствовать развитию логического и алгоритмического мышления; -развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса, умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности. | -воспитание информационной культуры,внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности; -воспитание чувства товарищества, коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений; -воспитание умения слушать, трудолюбия. | -предложить вариант нетрадиционного начала урока; -показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием; -продемонстрировать обеспечение принципа наглядности; -показать возможность использования межпредметных связей. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
обобщенные представления о различных способахпредставления информации | понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации | представления о языке, его роли в передаче собственныхмыслей и общении с другими людьми |
Актуальность, используемых средств ИКТ | Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся за счет наглядности и доступности представляемого материала |
Используемые на уроке средства ИКТ: | - персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; - ПК учащихся. |
Электронное приложение к учебнику | презентация «Представление информации» из электронного приложения кучебнику. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | 1) анимация «Виды знаков по способу восприятия» (N 135070); 2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы» (N 135152); 3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы» (N135159); 4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы» (N 135002); 5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию» (N135132); 6) анимация «Использование символов для технических устройств» (N 134848); 7) анимация «Использование символов для живых существ» (N 134916); 8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9» (N 135130); 9) демонстрация к лекции «Информация и письменность» (N 119187); 10) демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные» (N 119246). |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1-й этап урока Организационный |
Взаимные приветствия. Активизация вниманияобучающихся. Проверка домашнего задания. Демонстрация презентации | Обучающиеся демонстрируют домашнее задание, обсуждают возникшие затруднения; отвечают на вопросы «Информационной разминки» | Повышение мотивации к материалам других общеобразовательных дисциплин | Обучающиеся пытаются ответить на вопросы и активно взаимодействуют с преподавателем и другими обучающимися | Коллективная работа, умение выслушать собеседника | Поиск правильных ответов на вопросы «Информационной разминки» | Организация совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. |
2-й этап урока Формулирование темы и цели урока |
Анализ нескольких фраз о языках, способах представления информации и кодировании, которые отображаются на доске | Анализируют фразы, выявляют сходства и отличия. Делают выводы на основании проанализированной информации | Вызов интереса обучающихся к предмету | Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, объясняют смысл изложенного, делают выводы | Высказывание свей точки зрения и умение выслушать точку зрения другого человека | Поиск правильного вывода о теме урока | На основании полученных выводов, определение и формулированиетемы и цели занятия, их значимость для деятельности обучающихся |
3-й этап урока Изучение нового материала |
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.Кодирование информации | Работа с презентацией «Представление информации»: просмотр, обсуждение | Освоение основных понятий и определений темы урока | Обучающие активно участвуют в процессе демонстрации презентации в формулировании доступного определения основных понятий | Умение задавать вопросы, выслушивать ответы на вопросы одноклассников и мнение преподавателя, и делать общее заключение | Формулировка определений и сопровождение их пояснениями и примерами | Выбор правильного и удобного варианта ответа |
4-ый этап урока Закрепление материалав процессе выполнения практической работы |
Объяснение правил выполнения практической работы | Выполнение практической работы на компьютере. Отработка умения работать с текстом учебника | Использование компьютера, работа с основными программами MSOffice. Преобразование информации из одного вида в другой | Выполнение заданий в паре с использованием текстового редактора | Работа с современными техническими средствами обработки информации | Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом | Строгое следование предписаниям алгоритма и планирование времени окончания своей работы |
5-ой этап урока Подведение итогов занятия |
Вопросы по новой теме, выводы; аргументация выставленных отметок | Обсуждение результатов выполнения практической работы с демонстрацией группового задания | Осознание важностизнания некоторых специфических особенностей языков и кодирования информации в знаковой форме для повседневной и учебной деятельности | Формулировка вопросов по материалу задания | Умение задавать вопросы и выслушивать ответы | Организовать правильный порядок завершения работы на компьютере | Регулировка времени выполнения практического задания с применением компьютера |
6-ой этап урока Домашнее задание |
Формулировка и разъяснение домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях | Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения | Осознание значимости выполнения домашнего задания для успешности учебной деятельности | Задать интересующие вопросы | Терпеливое выслушивание рекомендаций преподавателя | Завершить работу в кабинете информатики и ИКТ без нарушения ТБ и правил работы в кабинете | Выполнение требований ТБ и правил работы в кабинете информатики |