СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира «Тундра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира «Тундра» выполнена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира «Тундра»»

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Тундра».



Класс: 4  

Учебник: А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть

 Тема: Тундра.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока: 

- сформировать у обучающихся представление о природной зоне тундры.

- познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, и деятельность человека.

- развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать и обобщать.

Планируемый результат:  

Личностные: развитие самостоятельности, доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные: овладеет способностью принимать и сохранять цели из задачи учебной деятельности поиска средств, ее осуществления; формирование умения понимать успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Познавательные: приобретет начальный опыт применения знаний для решения познавательных и учебно-практических задач.

Коммуникативные: работает в парах и самостоятельно, оценивает свои умения.

Материалы к уроку: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы проводим необычный урок - экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды.

В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами.


Дети делятся на команды и выбирают командиров экипажей.

Актуализация знаний

- Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы узнаете с помощью кроссворда. (На столах каждого экипажа лежит кроссворд, нарисованный на альбомном листе бумаге). Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.






К

И

Т









Т

У

П

И

К




Т

Ю

Л

Е

Н

Ь





М

Е

Д

В

Е

Д

Ь








М

О

Р

Ж





Г

А

Г

А

Р

А











Вопросы.

  1. Морской зверь, достигает в длину 15-18 м.

  2. Птица, получившая название за свой клюв, которым в мерзлой земле выбивает подземные норы. В них она и живет, откладывает яйца.

  3. Ластоногое животное черного цвета, детенышей которого зовут бельками.

  4. Что за белый с черным носом

Возле лунки за торосом

Ждет тюленя на обед,

А его все нет и нет?

  1. Морское животное весом до полутора тонн. Самец имеет два огромных бивня. Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень проворен.

  2. Птица, откладывающая яйца в нишах скал. Ее теплый пух используется для утепления одежды.

Команды, заполнившие кроссворды, читают слово «тундра»


Открытие нового знания

- Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры, пользуясь планом изучения природных зон. Свои наблюдения занесем в таблицы в тетрадях. Помогать нам в работе будет учебник, которые вы сегодня принесли на урок.


Таблица.

Природная

зона

Климат и

характеристика природной зоны

Растения

природной

зоны

Животные

природной

зоны

Использование

и влияние

человека


          1. Географическое положение.


Задание командам:


  1. По карте природных зон России найдите зону тундры. Как она расположена.

  2. Определите воды, какого океана омывают ее с севера.

  3. По берегам, каких морей тянется территория тундры?

( по 1 члену от каждой команды выходят к доске и ведут показ по карте)











          1. Природные условия.

Самостоятельное изучение по учебнику окружающего мира природных условий тундры.

Занесение показаний в таблицу.

  • Опишите зиму в тундре.






  • Опишите лето.




  • Почему тундру называют краем болот и озер?




  • Какие почвы в тундре?

  • Какие полезные ископаемые найдены в тундре?


          1. Изучение растительного мира тундры.

- Назовите условия, благоприятные для роста и развития растений.


  • Все ли необходимые условия есть в тундре? Чего в избытке, чего не хватает?

  • Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.

  • Рассмотрите внимательно картину. Весной тундра красива. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.

  • А каких привычных для нашей местности растений вы не видите?


  • Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры?

  • Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.

- В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия - не жарко, влажно. Один из лишайников – ягель - основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника.

А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре. Морошка - травянистое растение. Зрелые плоды оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся местными жителями, которые собирают их в тундре в большом количестве.

Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.

Обучающиеся зарисовывают таблицу в тетради.















- Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря

- Северного Ледовитого океана.

- По берегам Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря, и Охотского моря.





- Зима в тундре долгая (7 – 8) месяцев и очень суровая (мороз до -50). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Зимой по многу дней свирепствует пурга.

- Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки.

- Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот.

- Малоплодородные.

- Газ, нефть, каменный уголь.




- Тепло, солнечный свет, воздух, вода.

- Не хватает тепла, солнечного света, а вот воды в избытке.







- Деревьев.


- Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры.

Физкультминутка

Мы дружно трудились, немного устали

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведем

И очень глубоко всей грудью вздохнем.




4.Изучение животного мира тундры.


  • Итак, ответьте какие основные виды животных обитают в тундре?

( использование иллюстрации в учебнике )

Записывают в таблицу названия животных.

( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.

Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.

Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).

  • Как они приспособились к суровым условиям обитания?

  • В каждой группе есть исследователи, которые более подробно изучили жизнь некоторых животных. Сейчас они вам о них расскажут.

Сообщения учащихся.

1 команда - о северном олене;

2 команда - о лемминге;

3 команда - о тундровой куропатке.

( Показ иллюстраций из книг. Сообщения подготовлены заранее).


5. Занятие населения тундры.

Чтение и обсуждение текста « Тундра и человек».


      • Чем занято население тундры?










      • Как человек влияет на природу тундры?








      • Почему её нужно охранять?

      • Какие правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?





















- Шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела.










- Основное занятие северного народа – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Бригады оленеводов со стадами все время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках. В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

- От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению. Большой вред животному миру тундры наносит незаконная охота – браконьерство.

Закрепление и обобщение новой темы

  • Подошла к концу наша экспедиция и пришло время обобщить полученные вами сведения.

Дифференцированные задания.

  • Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные - задания для сильных учащихся;

Зеленые - средней сложности;

Желтые - для слабоуспевающих.


Обучающиеся выбирают любую карточку и выполняют задание. (2 оставшиеся карточки из набора ребята могут взять домой, чтобы выполнить задание)


    1. Какие растения встречаются в тундре?

____________________________________


____________________________________

Почему именно они могут расти в тундре? __________________________________________

___________________________________________

2. Как животные тундры приспособились

к суровым условиям обитания?





  1. Запиши слова в таком порядке:

а) травы; б) кустарники; в) лишайники.

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

2.Перичисли животных тундры.________________

____________________________________________

Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:

_________________________________________________



















  1. Назови растения тундры:__________________

__________________________________________


  1. Из перечисленных животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка




Рефлексия







Домашнее задание

      • Что понравилось, что запомнилось во время экспедиции?

      • Что вас заинтересовало особенно в нашем путешествии?

      • О чем бы хотелось узнать подробнее?

Производится подсчет жетонов, выявляется команда - победитель. Окончательный результат учащиеся узнают на следующем уроке после проверки карточек с заданиями.