Мотивация к учебной деятельности | - Сегодня мы проводим необычный урок - экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды. В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов. Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами. | Дети делятся на команды и выбирают командиров экипажей. |
Открытие нового знания | - Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры, пользуясь планом изучения природных зон. Свои наблюдения занесем в таблицы в тетрадях. Помогать нам в работе будет учебник, которые вы сегодня принесли на урок. Таблица. Природная зона | Климат и характеристика природной зоны | Растения природной зоны | Животные природной зоны | Использование и влияние человека | Географическое положение. Задание командам: По карте природных зон России найдите зону тундры. Как она расположена. Определите воды, какого океана омывают ее с севера. По берегам, каких морей тянется территория тундры? ( по 1 члену от каждой команды выходят к доске и ведут показ по карте) Самостоятельное изучение по учебнику окружающего мира природных условий тундры. Занесение показаний в таблицу. Изучение растительного мира тундры. - Назовите условия, благоприятные для роста и развития растений. Все ли необходимые условия есть в тундре? Чего в избытке, чего не хватает? Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите. Рассмотрите внимательно картину. Весной тундра красива. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица. А каких привычных для нашей местности растений вы не видите? Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры? Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза. - В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия - не жарко, влажно. Один из лишайников – ягель - основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника. А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре. Морошка - травянистое растение. Зрелые плоды оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся местными жителями, которые собирают их в тундре в большом количестве. Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет. | Обучающиеся зарисовывают таблицу в тетради. - Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря - Северного Ледовитого океана. - По берегам Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря, и Охотского моря. - Зима в тундре долгая (7 – 8) месяцев и очень суровая (мороз до -50). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Зимой по многу дней свирепствует пурга. - Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. - Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот. - Малоплодородные. - Газ, нефть, каменный уголь. - Тепло, солнечный свет, воздух, вода. - Не хватает тепла, солнечного света, а вот воды в избытке. - Деревьев. - Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры. |
| 4.Изучение животного мира тундры. ( использование иллюстрации в учебнике ) Записывают в таблицу названия животных. ( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги. Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова). Как они приспособились к суровым условиям обитания? В каждой группе есть исследователи, которые более подробно изучили жизнь некоторых животных. Сейчас они вам о них расскажут. Сообщения учащихся. 1 команда - о северном олене; 2 команда - о лемминге; 3 команда - о тундровой куропатке. ( Показ иллюстраций из книг. Сообщения подготовлены заранее). 5. Занятие населения тундры. Чтение и обсуждение текста « Тундра и человек». Почему её нужно охранять? Какие правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле? | - Шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела. - Основное занятие северного народа – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Бригады оленеводов со стадами все время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках. В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. - От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению. Большой вред животному миру тундры наносит незаконная охота – браконьерство. |
Закрепление и обобщение новой темы | Дифференцированные задания. Красные - задания для сильных учащихся; Зеленые - средней сложности; Желтые - для слабоуспевающих. Обучающиеся выбирают любую карточку и выполняют задание. (2 оставшиеся карточки из набора ребята могут взять домой, чтобы выполнить задание) Какие растения встречаются в тундре? ____________________________________ ____________________________________ Почему именно они могут расти в тундре? __________________________________________ ___________________________________________ 2. Как животные тундры приспособились к суровым условиям обитания? Запиши слова в таком порядке: а) травы; б) кустарники; в) лишайники. Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза, куропаточья трава, голубика, пушица. 2.Перичисли животных тундры.________________ ____________________________________________ Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы: _________________________________________________  Назови растения тундры:__________________ __________________________________________ Из перечисленных животных подчеркни тех, которые не живут в тундре: волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь, северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк, тундряная куропатка | |