2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 7 минут | Чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений | - А теперь, давайте проверим домашнее задание. - Ребята, что такое карта? (Карта-это важный источник информации об окружающем мире) - С какой картой вы познакомились на прошлом уроке? (Физической картой) - Что можно узнать по физической карте? (Название материков, название гор, морей, пустынь, больших городов и т.д) -Кто нам перечислит материки? (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.) -Молодцы! -Следующее задание выполняем по карточке. Возьмите все карточки, которые у вас лежат на парте и вставьте пропущенные слова На планете (сколько?)____ материков. Самый большой из них ____________, а самый маленький __________________. Два материка ____________ и ____________________ образуют одну часть света, которая называется ________________. А на материке ___________________ располагается две части света: ___________ и ________________. -Сдаем карточки дежурным по рядам, не забудьте подписать. | Анализ выполнения домашнего задания Мозговой штурм | Ф И | Задает вопросы Объясняет задание Наблюдает Собирает карточки | Отвечают на вопросы, слушают. -Карта-это.. -С физической. -Название метериков… -Евразия…. Работают по карточкам. Сдают карточки |
3. Этап выявления места и причины затруднений | 2 мин | дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Физ. пауза | -Посмотрите на эту карту.
-Чем отличается эта карта от физической карты? (Цветами. Здесь нет рек. горы) -Как называется эта карта? ( название карты) - Политическая карта мира. -Что можно узнать, пользуясь политической картой мира? Что сразу бросается в глаза? (На политической карте все страны обозначены своим цветом, и сразу видно – как много стран в мире, насколько разнообразны они по географическому положению, по размеру. ) -То есть главный объект на политической карте, это… -Итак, сформулируйте тему урока: «Страны и народы на политической карте мира.»(слайд 2) - Какую цель мы поставим?
-Немного отдохнем, разомнемся. Встали все, повторяет движения за мной. | Подводящий диалог | Ф | Обращает внимание на доску и карту, задает вопросы. Показывает движения. | Рассматривают карту, отвечают на вопросы. -Цветами… Читают хором- политическая карта. Заканчивают предложение - страны. -«Страны на политической карте» -Научимся находить страны на карте… Повторяют движения. |
4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. 5.Реализация проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | 20 | выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Физкульт. пауза | -Как вы понимаете слово «народ»? (Народ это все граждане государства) -На каких языках говорит наш народ? ( На русском, на татарском) Так вот ребята на политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, часто говорящие на разных языках. Как же они понимают друг друга? (В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей.) -Давайте представим наш класс как модель государства. Люди, какой национальности есть у нас? -На политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, говорящие на разных языках. Как же они понимают друг-друга? (В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей). -А какой национальный язык в нашей стране? -Правильно! Русский язык это родной язык нашей страны-России, а татарский язык мы должны знать, потому что живем в республике Татарстан. -Давайте внимательно прочитаем материал, изложенный на странице 29. – Сколько стран и народов на земле? (Всего в мире 250стран, и около 4 тысяч народов.) -Как изображаются разные страны на политической карте мира? (Страны на политической карте обозначены различными цветами) -Посмотрите на карту она похоже на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток – это государство со своим языком, традициями, экономикой и культурой. Нельзя за время урока рассказать обо всех странах, потому что каждая из них интересна по-своему. - Начнём путешествие с самого большого материка (Это ЕВРАЗИЯ) -Назовите самое большое государство этого материка? (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) -Какие страны имеют общую границу с Россией? (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белорусия, Украина, Абхазия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, По морю: США, Япония. -Что можете рассказать о нашей стране? (Россия – это самая большая страна в мире, это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация…) - Какая вторая по площади страна Евразии? (Китай) Китай – это великая страна с богатой историей и самым большим в мире населением Прочитайте названия других стран.. - Отправимся на материк Северная Америка. Здесь расположена страна, которая называется США. Кто знает , что означает эти буквы?(Соедин. Штаты Америки) - А теперь отправимся в Африку. Самый жаркий материк. Прочитайте названия государств. Материк Австралия. Как думаете, почему он раскрашен только одним цветом? (Одно государство занимает весь материк. Называется она так же –Австралия. -Какой материк здесь не изображён? Почему?(АНТАРКТИДА) Там нет постоянных жителей, только научные станции. - Некоторым из вас было дано задание: подготовить небольшие сообщения о самых больших странах мира. -Сейчас мы вас прослушаем. Ребята, а вы, возьмите в руки ручку и записывайте интересные факты на листочке, чтобы запомнить.( Россия, Канада, Китай, США, Бразилия).
- Мы прослушали с вами очень интересные сообщения. Что вы запомнили об этих странах?
- Давайте отдохнем. Встаем. Дарина, выходи к доске, проведи физкультурную паузу. национальности населяют наше государство? ( Наше государство населяют русские, татары, армяне.) Как же мы понимаем друг друга? (С помощью государственного языка: Русский национальности населяют наше государство? ( Наше государство населяют русс | Подводящий диалог вопросы по тексту Диалог Пресс-конференция | Ф И Ф | Ведет диалог с учащимися Наблюдает Задает вопросы Слушает выступающих Проверяет, что запомнили дети Наблюдает. | Отвечают на вопросы. -Граждане… - На русском… - Русские… - У каждой страны есть свой язык… -Русский и татарский. Читают текст. Отвечают на вопросы. - 250 стран… -Разными цветами. -Россия - Норвегия… -Великая страна… -Китай. Читают названия. Соединенные штаты Америки. Читают названия. -Это одно государство. -Антарктида. Подготовленные ученики рассказывают сообщения. Остальные слушают и записывают. -Мне запомнилось… Выполняют зарядку. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | 5 минут | самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. | - Сейчас возьмите листочек и пользуясь политической картой, напишите названия столиц государств. США-…(Вашингтон), Китай-…..(Пекин), Индия- …(Дели), Австралия-…(Канбарра), Канада-…(Оттава), Япония –…(Токио). -А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга по эталону(слайд 3)
| Диктант Найди соответствие | И П | Объясняет задание. Наблюдает. | Выполняют задание. Проверяют друг друга. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения, сообщение дом.задания. | 5 мин | зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, | - Сейчас закрепим полученные нами знания. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе и вместе с соседом по парте найдите и исправьте ошибки в предложениях. Географические карты, на которых изображены разные страны, называются Физическими. Самая большая по размеру страна - Канада. Страны на политической карте обозначены одним цветом. Проверка по образцу: Географические карты, на которых изображены разные страны, называются политическими. Самая большая по размеру страна – Россия. Страны на политической карте обозначены различными цветами. -Проверяем по эталону(слайд 4). - Записываем домашнее задание. Прочитать стр. 29-31 в учебнике, ответить на вопросы на стр.31 и выучить вывод в конце темы. | Найди ошибку | П Ф | Объясняет задание Наблюдает Сообщает дом.задане. | Слушают и выполняют задание. Проверяют себя по эталону. Записывают дом.задание. |