Цели этапа | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха |
- актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельности; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). учить планировать деятельность(Регулятивные УУД). | - Доброе утро! Сегодня урок математики проведу у вас я, а зовут меня Татьяна Алексеевна. - Ребята, сегодня каждый из вас сможет проследить и отследить свои успехи на уроке. А сделаем мы это с помощью «Карточек успеха» и «Лестницы успеха». У каждого на рабочем месте лежит вот такая жёлтая карточка. На ней указаны номера заданий. Выполнив задание, вы в виде смайлика оцениваете свои успехи: если справились с заданием самостоятельно и без ошибок – рисуете весёлый смайлик, если справились, но допустили ошибки – рисуете средний смайлик, ну а если не справились и возникли трудности с выполнением данного задания – рисуем грустный смайлик.  Итак, начинаем мы урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Внимательно слушают учителя и запоминают, как нужно работать с «Карточкой успеха» |
II этап. Учебно – познавательная деятельность. Постановка и решение учебно – практической задачи. |
1.Актуализация знаний учащихся. |
актуализировать опорные знания и способы действий; выявить уровни знаний. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Осуществлять самоконтроль и самооценку (Регулятивные УУД) | - Ребята, я для вас приготовила задание, в результате выполнения которого мы узнаем тему урока. - Задание на доске: Просчитать математическое выражение, каждое из которых имеет свою букву, а куда её нужно поставить, я думаю, вы догадаетесь. - Итак, начнем считать выражения по порядку слева направо. 2+3 | 9-7 | 10-6 | 3+3 | 4+5 | 8-7 | 1+7 | 7-4 | А | С | А | М | А | Д | Ч | З | - Какое слово получилось? - Значит какая будет тема нашего урока? - А вы знакомы с задачами? - Из каких частей состоит задача? -Что же мы сегодня будем делать на уроке? -А чем мы ещё занимаемся на уроке математики. Задание 1. Работа в парах. - А сейчас мы посмотрим картинки с изображениями аквариумных рыбок. - Какие рыбки здесь изображены? -Давайте вспомним правила работы в паре. (Памятка на доске). - А теперь возьмите белые карточки у вас на столе (одна на двоих). Вам нужно внимательно изучить данные первой таблицы и занести эти данные в пустую табличку. Посмотрите сколько сантиметров длина тела каждой рыбки, это указано в первой табличке. Во второй табличке напротив названия каждой рыбки закрасьте столько клеточек, сколько указано в таблице. Название аквариумной рыбки | Длина тела | Гуппи | 4 см. | Меченосец | 6 см. | Золотая рыбка | 10 см. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Гуппи | | | | | | | | | | | Меченосец | | | | | | | | | | | Золотая рыбка | | | | | | | | | | | - А теперь проверим по эталону (показ на доске через документ-камеру). -Какая рыбка самая длинная? - Какая рыбка самая короткая?
- Оцените свою деятельность в «Карточках успеха». | Составляют слово из букв путем арифметических вычислений. - Получилось слово «задача». - Тема урока «Задача». - Да. -Условие, вопрос, решение и ответ. - Мы будем решать задачи. - Мы еще решаем примеры, рисуем узоры по клеточкам и т.д. - Здесь изображены гуппи, меченосец и золотая рыбка. Работая в парах, выполняют задание. - Золотая рыбка - самая длинная рыбка. - Гуппи – самая короткая рыбка. Осуществляют самоконтроль и самооценку |
2.Физминутка-гимнастика для шеи. |
создание условий для сохранения здоровья учеников; снять усталость, напряжение, помощь школьникам в переключении их деятельности. | осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья (Личностные УУД) выполнять действия в уме (Регулятивные УУД) | Задание №2. - Мы сейчас поиграем в игру «Да – Нет». Вы закроете глазки, а я вам буду говорить утверждения, а вы, если считаете его верным – сделаете вот такой плавный глубокий кивок головы, а если неверным – вот такой глубокий и плавный поворот головы слева направо. Начали: -Перед числом 5 стоит число 4. + -После числа 7 стоит число 6. – -Между числами 3 и 5 стоит число 4. + -Соседи числа 1 число 0 и 2. + -Если к 3 прибавить 2 и ещё 2 получится 1. - -Если к 4 прибавить столько же будет 8. + -Число 6 меньше числа 2. - -Число 9 больше числа 3. + - Молодцы, ребята! - Оцените свою деятельность в «Карточках успеха». | Выполняют задание учителя. |
3.Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока. |
организовать выполнения обучающимися пробного учебного действия; выявить места затруднения. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | - Открываем тетради по математике и запишем дату и «Классная работа». И не забываем о правиле: Тетрадь влево наклоню, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь На отлично потружусь - Открываем учебник на с. 62. Решите задачу. (Работа с учебником). На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? (Схема на доске через документ-камеру) Запишите решение. - Какой ответ у вас получился? - Так, у нас получились разные решения. Может быть такое? - Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её? - Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем? - Какова будет цель нашего урока? Откроем учебники на с. 62 учебника и прочитайте задачи урока. | Выполняют задание учителя -Нет. -? - - Будем учиться составлять план решения задачи в два действия и записывать решения. |
III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся. |
1.Формирование новых понятий и способов действий. |
организовать составления совместного плана действия; реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). | - О чём говориться в задаче? - Давайте на экране посмотрим схематический рисунок.            - А сможем ли мы записать по рисунку краткую запись? - Как? - Что такое 7? - Известно, сколько шариков было на второй проволоке? - А что сказано о числе шариков на второй проволоке? - Что значит «на 3 больше»? - Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке? - Каким действием? - Запишите первое действие. - Повторим, сколько шариков на первой проволоке? - На второй проволоке? - Посмотрим какой теперь схематический рисунок получился. -Что обозначает фигурная скобка?                  - Дополни свою краткую запись фигурной скобкой. - Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках? - Каким действием? - Запишите второе действие и ответ к задаче. - Ребята, удалось ли нам получить результат? - А сейчас давайте сравним нашу позицию с позицией учебника, как авторы рассуждали при решении данной задачи.с. 62 - Совпали наши позиции? - Ребята, как вы думаете, как называются задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие? - Задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие, называются простыми задачами. - А эту задачу мы можем назвать простой? Почему? - А как можно назвать эту задачу? -Так вот, задачи, в решении которых больше одного действия, называются составными. - А как вы думаете, почему она называется составной? - «Составная задача»-потому что мы её составляем из нескольких действий. А значит тема нашего урока не просто «Задача», а «Составная задача». - Ребята, по какому плану решали задачу? | - О шариках. - Да. 1 п. – 7 ш. 2 п. – ?, на 3 б. - Столько шариков на первой проволоке. - Нет. - Их на 3 больше. - Это столько же (7) и еще 3. - Да. - Сложением 1) 7+3=10(ш.) 7 шариков. 10 шариков. - Ф.с. обозначает, что нужно узнать сколько шариков на двух проволоках. 1 п. – 7 ш. 2 п. – ?, на 3 б. ? - Да. - Сложением. 2) 10+7=17(ш.) Ответ: 17 шариков. - Да. - - Нет. Потому что её решение состоит из двух действий. - -? -1)Сначала узнали, сколько шариков на второй проволоке. 2)Потом узнали, сколько шариков на двух проволоках. |
Физкультминутка |
восстановление физических и духовных сил; снятие утомления. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). | - Ребята, а теперь поиграем в игру «Светофор». Для этого вы должны встать из-за парт и вытянуть перед собой руки так, чтобы вы не задевали друг друга. Внимательно смотрим на меня. Если я показываю сигнальную карточку красного цвета, то вы должны сесть. Если сигнальная карточка жёлтая – стоять. А если она зелёная – шагать на месте. Начали. | Выполняют задание учителя. |
2.Первичное усвоение новых знаний. |
организовать выполнения обучающимися самостоятельной работы, самопроверки по эталону; выявить места и причины затруднения. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку (Регулятивные УУД)
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание №3. - … прочитает нам задачу № 2,с.62 - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Схема на доске через документ-камеру).       ?    -Похожа схема этой задачи на схему первой задачи? - В чём различия? - Сколько действий будет в задаче? -Значит, какая это задача простая или составная? - Составим план к этой задаче. Что нужно узнать сначала? - Что можно узнать после этого? Запишите решение самостоятельно. Удалось ли получить результат? Поменяйтесь тетрадями проверьте решение соседа с записью решения на эталоне. Оцените свою деятельность в « Карточке успеха». Задание №4. Прочитайте задачу на оранжевых карточках и решим её самостоятельно. Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки? - Что нужно найти в задаче? - Это простая задача или составная? Почему? - К доске выйдет …… . -Выбери схему для этой задачи. -Что нужно найти сначала? Каким действием? - Что сможем найти потом? Каким действием? -Запиши решение и ответ. Ученики оценивают свою деятельность в « Карточке успеха» Задание №5. Резерв. - Модель чего изображено на полях с.62. - Что нужно сделать? Ученики оценивают свою деятельность в « Карточке успеха». | - Читает задачу вслух. -Нет. Сразу на вопрос задачи ответить нельзя. -Да. - -В задаче будет два действия. - Это задача составная. - Сначала надо узнать, сколько килограммов яблок во втором ящике. - Потом можно узнать, сколько всего килограммов яблок в этих ящиках. 1 я. – 8 кг. 2 я. – ?, на 2 б. ? 1) 8 + 2 = 10 (кг) 2) 10 + 8 = 18 (кг) Ответ: всего 18 кг. -Сколько закладок сделали девочки. - Составная. -Выбирает схему. -…..Сложением. -…..Сложением. 1) 4 + 2 = 6 (з.) 2) 4 + 6= 10 (з.) Ответ: 10 закладок. - Модель самолёта. - Нарисовать в тетради такой же самолёт и раскрасить. |
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. |
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | -Какова была тема урока? -Какие затруднения у нас возникли в начале урока? - Что мы делали, чтобы выйти из затруднения? - С какими понятиями познакомились на уроке? - Как отличить простую задачу от составной задачи? (Лист для рефлексии на доске) -На уроке я узнал …. - Я повторил ….. - Я научился ……. - Я запомнил ….. - Я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите внимательно на свои «Карточки успеха». Каких смайликов у вас больше. Возьмите на столе свой большой смайлик в руки, теперь встают те, кто сидит на первом варианте и покажите какое место вы занимаете на «Лестнице успеха». Теперь то же самое сделают те ребята, которые сидят на втором варианте. - Спасибо, ребята, за работу на уроке! Вы молодцы! | - Составная задача. - -Составляли план решения задачи. -Составная задача; план решения задачи. -Простая задача решается в одно действие, а составная решается в два действия. -……… -……… -……… -……… |