СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Ознакомление с задачей в два действия".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока на тему "Знакомые незнакомцы (Ознакомление с задачей в два действия)". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Ознакомление с задачей в два действия".»

Технологическая карта урока, разработанная в соответствии с ФГОС НОО

Учитель

Виногадова Татьяна Алексеевна

Учебный предмет

Математика

Автор учебника

М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова

Класс

1 класс

Тема урока

«Знакомые незнакомцы» (Ознакомление с задачей в 2 действия)

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Задача:


Цели урока:

познакомить учащихся с составными частями задачи.


Образовательные:

Через создание проблемной ситуации организовать деятельность учащихся по

ознакомлению со структурой задачи.

Развивающие:

Совершенствовать мыслительные операции (логическое и образное мышление).

Развивать психические процессы (внимание, волевые качества).

Развивать навык самооценки.

Воспитывающие:

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, ответственности, привитие первоначальных навыков коллективной и групповой работы.

Предметные результаты:

  • Знакомство с решением задач в два действия.

  • Научить выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.

  • Научить составлять краткую запись к составной задаче.

  • Уметь выполнять вычисления изученных видов.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к изучению математики;

  • формировать способность к самооценке.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные УУД:

  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию изучаемых объектов;

  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

  • осуществлять обобщение, выводы;

  • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения).

Коммуникативные УУД:

  • совершенствовать умения работать в парах;

  • понимать задаваемые вопросы, формулировать ответы на них;

  • выражать свою точку зрения;

  • толерантно относиться к другому мнению.

Основные источники информации:

  1. М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова, Математика для 1 класса четырёхлетней начальной школы. 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г.

  2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика 1 класс. Методические рекомендации к учебнику Моро. Пособие для учителей ФГОС. – М.: Просвещение, 2012 г.

Образовательные интернет ресурсы:

Ссылки:

Социальная сеть работников образования - http://pedsovet.su/load/244-3

Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа» - http://festival.1september.ru/articles/627314/

Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/21/fizkultminutka_masha.pptx

Методы, формы и средства: познавательная игра, создание проблемной ситуации, наглядность, наблюдение (моделирование, сравнение, анализ, классификация), учебный математический диалог, самоконтроль, самооценка, коррекция, рефлексия, работа в паре, фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, решение репродуктивных заданий.









Цели этапа


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

- актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельности;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности



Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


учить планировать деятельность(Регулятивные УУД).



- Доброе утро! Сегодня урок математики проведу у вас я, а зовут меня Татьяна Алексеевна.

- Ребята, сегодня каждый из вас сможет проследить и отследить свои успехи на уроке. А сделаем мы это с помощью «Карточек успеха» и «Лестницы успеха».

У каждого на рабочем месте лежит вот такая жёлтая карточка.

№1

№2

№3

№4

№5






На ней указаны номера заданий. Выполнив задание, вы в виде смайлика оцениваете свои успехи: если справились с заданием самостоятельно и без ошибок – рисуете весёлый смайлик, если справились, но допустили ошибки – рисуете средний смайлик, ну а если не справились и возникли трудности с выполнением данного задания – рисуем грустный смайлик.


Итак, начинаем мы урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.








Внимательно слушают учителя и запоминают, как нужно работать с «Карточкой успеха»









II этап. Учебно – познавательная деятельность. Постановка и решение учебно – практической задачи.

1.Актуализация знаний учащихся.

актуализировать опорные знания и способы действий; выявить уровни знаний.



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Осуществлять самоконтроль и самооценку (Регулятивные УУД)


- Ребята, я для вас приготовила задание, в результате выполнения которого мы узнаем тему урока.

- Задание на доске: Просчитать математическое выражение, каждое из которых имеет свою букву, а куда её нужно поставить, я думаю, вы догадаетесь.

- Итак, начнем считать выражения по порядку слева направо.

3

4

1

9

8

5








2+3

9-7

10-6

3+3

4+5

8-7

1+7

7-4

А

С

А

М

А

Д

Ч

З


- Какое слово получилось?

- Значит какая будет тема нашего урока?

- А вы знакомы с задачами?

- Из каких частей состоит задача?


-Что же мы сегодня будем делать на уроке?

-А чем мы ещё занимаемся на уроке математики.

Задание 1. Работа в парах.

- А сейчас мы посмотрим картинки с изображениями аквариумных рыбок.

- Какие рыбки здесь изображены?

-Давайте вспомним правила работы в паре. (Памятка на доске).

- А теперь возьмите белые карточки у вас на столе (одна на двоих). Вам нужно внимательно изучить данные первой таблицы и занести эти данные в пустую табличку. Посмотрите сколько сантиметров длина тела каждой рыбки, это указано в первой табличке. Во второй табличке напротив названия каждой рыбки закрасьте столько клеточек, сколько указано в таблице.


Название аквариумной рыбки

Длина тела

Гуппи

4 см.

Меченосец

6 см.

Золотая рыбка

10 см.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гуппи











Меченосец











Золотая рыбка











- А теперь проверим по эталону (показ на доске через документ-камеру).

-Какая рыбка самая длинная?

- Какая рыбка самая короткая?



- Оцените свою деятельность в «Карточках успеха».


















Составляют слово из букв путем арифметических вычислений.






- Получилось слово «задача».

- Тема урока «Задача».

- Да.

-Условие, вопрос, решение и ответ.

- Мы будем решать задачи.

- Мы еще решаем примеры, рисуем узоры по клеточкам и т.д.



- Здесь изображены гуппи, меченосец и золотая рыбка.









Работая в парах, выполняют задание.











- Золотая рыбка - самая длинная рыбка.

- Гуппи – самая короткая рыбка.


Осуществляют самоконтроль и самооценку

2.Физминутка-гимнастика для шеи.

создание условий для сохранения здоровья учеников;

снять усталость, напряжение,

помощь школьникам в переключении их деятельности.

осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья (Личностные УУД)


выполнять действия в уме (Регулятивные УУД)

Задание №2.

- Мы сейчас поиграем в игру «Да – Нет».

Вы закроете глазки, а я вам буду говорить утверждения, а вы, если считаете его верным – сделаете вот такой плавный глубокий кивок головы, а если неверным – вот такой глубокий и плавный поворот головы слева направо.

Начали:

-Перед числом 5 стоит число 4. +

-После числа 7 стоит число 6. –

-Между числами 3 и 5 стоит число 4. +

-Соседи числа 1 число 0 и 2. +

-Если к 3 прибавить 2 и ещё 2 получится 1. -

-Если к 4 прибавить столько же будет 8. +

-Число 6 меньше числа 2. -

-Число 9 больше числа 3. +


- Молодцы, ребята!


- Оцените свою деятельность в «Карточках успеха».




















Выполняют задание учителя.


3.Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока.


организовать выполнения обучающимися пробного учебного действия; выявить места затруднения.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

- Открываем тетради по математике и запишем дату и «Классная работа». И не забываем о правиле:

Тетрадь влево наклоню,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь

На отлично потружусь

- Открываем учебник на с. 62. Решите задачу. (Работа с учебником).

На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? (Схема на доске через документ-камеру)

Запишите решение.

- Какой ответ у вас получился?

- Так, у нас получились разные решения. Может быть такое?

- Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её?

- Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем?

- Какова будет цель нашего урока?

Откроем учебники на с. 62 учебника и прочитайте задачи урока.












Выполняют задание учителя

-Нет.

-?


-



- Будем учиться составлять план решения задачи в два действия и записывать решения.

III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся.

1.Формирование новых понятий и способов действий.

организовать составления совместного плана действия; реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках.










Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

- О чём говориться в задаче?

- Давайте на экране посмотрим схематический рисунок.


- А сможем ли мы записать по рисунку краткую запись?

- Как?



- Что такое 7?


- Известно, сколько шариков было на второй проволоке?

- А что сказано о числе шариков на второй проволоке?

- Что значит «на 3 больше»?

- Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке?

- Каким действием?

- Запишите первое действие.

- Повторим, сколько шариков на первой проволоке?

- На второй проволоке?

- Посмотрим какой теперь схематический рисунок получился.

-Что обозначает фигурная скобка?


- Дополни свою краткую запись фигурной скобкой.

- Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках?

- Каким действием?

- Запишите второе действие и ответ к задаче.


- Ребята, удалось ли нам получить результат?

- А сейчас давайте сравним нашу позицию с позицией учебника, как авторы рассуждали при решении данной задачи.с. 62

- Совпали наши позиции?

- Ребята, как вы думаете, как называются задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие?

- Задачи, для решения которых нужно выполнить одно действие, называются простыми задачами.

- А эту задачу мы можем назвать простой? Почему?


- А как можно назвать эту задачу?

-Так вот, задачи, в решении которых больше одного действия, называются составными.

- А как вы думаете, почему она называется составной?

- «Составная задача»-потому что мы её составляем из нескольких действий.

А значит тема нашего урока не просто «Задача», а «Составная задача».

- Ребята, по какому плану решали задачу?

- О шариках.






- Да.

1 п. – 7 ш.

2 п. – ?, на 3 б.


- Столько шариков на первой проволоке.

- Нет.

- Их на 3 больше.

- Это столько же (7) и еще 3.

- Да.

- Сложением

1) 7+3=10(ш.)

7 шариков.

10 шариков.


- Ф.с. обозначает, что нужно узнать сколько шариков на двух проволоках.

1 п. – 7 ш.

2 п. – ?, на 3 б. ?




- Да.

- Сложением.

2) 10+7=17(ш.)

Ответ: 17 шариков.





- Да.


-



- Нет. Потому что её решение состоит из двух действий.

-



-?





-1)Сначала узнали, сколько шариков на второй проволоке.

2)Потом узнали, сколько шариков на двух проволоках.


Физкультминутка

восстановление физических и духовных сил; снятие утомления.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Ребята, а теперь поиграем в игру «Светофор».

Для этого вы должны встать из-за парт и вытянуть перед собой руки так, чтобы вы не задевали друг друга.

Внимательно смотрим на меня.

Если я показываю сигнальную карточку красного цвета, то вы должны сесть. Если сигнальная карточка жёлтая – стоять. А если она зелёная – шагать на месте. Начали.

Выполняют задание учителя.

2.Первичное усвоение новых знаний.

организовать

выполнения обучающимися самостоятельной работы, самопроверки по эталону; выявить места и причины затруднения.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).













Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку (Регулятивные УУД)







Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Задание №3.

- … прочитает нам задачу № 2,с.62

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

(Схема на доске через документ-камеру).

?


-Похожа схема этой задачи на схему первой задачи?

- В чём различия?

- Сколько действий будет в задаче?

-Значит, какая это задача простая или составная?

- Составим план к этой задаче. Что нужно узнать сначала?



- Что можно узнать после этого?



Запишите решение самостоятельно.

Удалось ли получить результат?

Поменяйтесь тетрадями проверьте решение соседа с записью решения на эталоне.


Оцените свою деятельность в « Карточке успеха».


Задание №4.

Прочитайте задачу на оранжевых карточках и решим её самостоятельно.

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

- Что нужно найти в задаче?


- Это простая задача или составная? Почему?

- К доске выйдет …… .

-Выбери схему для этой задачи.

-Что нужно найти сначала? Каким действием?

- Что сможем найти потом? Каким действием?

-Запиши решение и ответ.

Ученики оценивают свою деятельность в « Карточке успеха»

Задание №5. Резерв.

- Модель чего изображено на полях с.62.

- Что нужно сделать?

Ученики оценивают свою деятельность в « Карточке успеха».



- Читает задачу вслух.

-Нет. Сразу на вопрос задачи ответить нельзя.





-Да.

-

-В задаче будет два действия.


- Это задача составная.

- Сначала надо узнать, сколько килограммов яблок во втором ящике.

- Потом можно узнать, сколько всего килограммов яблок в этих ящиках.

1 я. – 8 кг.

2 я. – ?, на 2 б. ?

1) 8 + 2 = 10 (кг)

2) 10 + 8 = 18 (кг)

Ответ: всего 18 кг.









-Сколько закладок сделали девочки.

- Составная.


-Выбирает схему.

-…..Сложением.

-…..Сложением.

1) 4 + 2 = 6 (з.)

2) 4 + 6= 10 (з.)

Ответ: 10 закладок.



- Модель самолёта.

- Нарисовать в тетради такой же самолёт и раскрасить.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

-Какова была тема урока?

-Какие затруднения у нас возникли в начале урока?

- Что мы делали, чтобы выйти из затруднения?

- С какими понятиями познакомились на уроке?


- Как отличить простую задачу от составной задачи?


(Лист для рефлексии на доске)

-На уроке я узнал ….

- Я повторил …..

- Я научился …….

- Я запомнил …..

- Я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите внимательно на свои «Карточки успеха». Каких смайликов у вас больше. Возьмите на столе свой большой смайлик в руки, теперь встают те, кто сидит на первом варианте и покажите какое место вы занимаете на «Лестнице успеха». Теперь то же самое сделают те ребята, которые сидят на втором варианте.

- Спасибо, ребята, за работу на уроке! Вы молодцы!

- Составная задача.

-

-Составляли план решения задачи.

-Составная задача;

план решения задачи.

-Простая задача решается в одно действие, а составная решается в два действия.

-………

-………

-………

-………




















1 я. – 8 кг. ?

1) 8 + 2 = 10 (кг)

2) 10 + 8 = 18 (кг)

Ответ: всего 18 кг.

2 я. – ?, на 2 б.















К. – 6 з.

Д. - ?, на 2 з. б.

1) 6 + 2 = 8 (з.)

2) 8 + 6 = 14 (з.)

Ответ: 14 закладок.





Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?

Катя сделала 4 закладки, а Даша на 2 закладки больше. Сколько закладок сделали девочки?




















































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гуппи











Меченосец











Золотая рыбка















































































Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5






Карточка успеха

№1

№2

№3

№4

№5



















узнал


удивился


задумался


повторил


научился


запомнил




7