Тема | «Законы последовательного и параллельного соединений». |
Тип урока: | комбинированный |
Цель | Ввести законы последовательного и параллельного соединений |
Задачи | Образовательные: 1. Обсуждая информацию группах и в классе, установить законы последовательного и параллельного соединений 2. Используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, как находятся сила тока, напряжение и сопротивление при различных видах соединений 3. В ходе обсуждения, обучающиеся должны понять, что сила тока при последовательном соединении везде одинаковая, как и напряжение при параллельном, а также общая сила тока равна сумме значений силы тока на различных участках цепи при параллельном соединении, ровно также как и напряжение при последовательном соедиении. Развивающие: 1. Продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент; 2. Высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; Воспитательные: 1. В ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2. Работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1. Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о понятии соединения проводников; 2. Умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1. Правильное понимание, что такое электрический ток. 2. Применение новых знаний в новой ситуации. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
Основные понятия темы | Электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома. |
Организация пространства |
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. |
1.Участие в своем выступлении и выступлении своих товарищей. 2.Самостоятельная работа с оборудованием и материалами. 3.Наблюдение и проведение эксперимента. 4. Рефлексия | Технология: педагогические Мастерские. | 1 словесные 2 наглядные 3 практические | Индивидуальная, общеклассная, групповая. | мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование, учебник. |
Технологические этапы. Цель. | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
1.Организационный этап. Цель: психологическая подготовка к общению. | Здравствуйте. Ребята, встречаемся ли мы с вами с электрическими явлениями дома? Хотя бы то, что наша квартира полна электроприборами, которыми мы постоянно пользуемся, доказывает это. А нужны ли нам знания об электрическом токе, с помощью которого они работают? Провести электричество в собственной квартире или на даче, установить лампы и светильники, найти и устранить повреждения и неисправности, отремонтировать розетку и выключатель – это и многое другое будет по силам и вам. Отпадёт необходимость тратить лишние деньги и нанимать специалистов, для мелких работ по электричеству, если вы будете внимательны на уроке. | Здороваются. Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу. | Личностные. Формируются ответственное отношение к учению. |
2. Актуализация знаний. | На прошлых уроках вами были изучены самые важные характеристики электрических цепей, таких как сила тока, напряжение и сопротивление, а также сами собирали электрические цепи по готовым схемам и фотографиям. Теперь предлагаю вам проделать те же самые манипуляции с оборудованием, которое находится перед вами, и собрать электрические цепи из тех элементов, которые располагаются на столах. Зарисуйте эти схемы у себя на групповых картах. | Собирают электрические схемы из элементов, находящихся на парте, зарисовывают схемы собранных цепей. | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. |
3. Этап мотивации. Цель: обобщить знания из истории физики | Теперь обратите внимание на фотографии. Как вы сможете связать этих ученых – физиков со знаниями, полученными на предыдущих уроках? Конечно. Это великие французский Андре-Мари́ Ампе́р, итальянский Алесса́ндро Во́льта и немецкий Гео́рг Си́мон Ом физики. Какой же склад они внесли в изучение науки «физики»? | Слушают. Обсуждают. Высказывают свое мнение. | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. |
Операционно – исполнительный компонент |
4.«Индукция» Цель: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. | Но перед вами четыре рамки и только в трех из них находятся портреты ученых. А зачем тогда четвертая? На этот вопрос я отвечу в конце нашего урока. | Слушают. Высказывают свое мнение. | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. |
5. Самоконструкция». Цель: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Далее предлагаю вам обратиться к тем цепям, которые вы собрали. Как вы думаете, а для чего еще может служить электрическая лампа? Совершенно верно. Она интересна нам не только как исследуемый потребитель тока, но и как индикатор правильно собранной цепи. Ведь в том случае, если лампа горит, схема собрана верно. Проверим ваши цепи, подключив их к источнику питания. Глядя на ваше оборудование, у меня возникает вопрос. А сколько потребителей электрического тока вы имеете на данный момент? Отлично. Конечно, два. Это лампа и резистор. По поводу лампы мы разговаривали ранее. А что такое резистор? Резистор – это пассивный элемент электрических цепей, обладающий определённым или переменным значением электрического сопротивления. Тогда еще вопрос. А как называется резистор, обладающий переменным значением электрического сопротивления. Совершенно верно. Это реостат. Но на данном уроке он нам не интересен. Сегодня мы преследуем другие цели. Заметьте, я не ошибся. Их у нас несколько. Поэтому работы у нас много. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают, высказывают свое мнение. | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
6.«Социоконструкция». Цель: работа учащихся в группах по построению этих элементов. | Раньше мы работали только с одним потребителем электрического тока. На этом уроке их будет несколько. Ведь, обратив внимание на то, что телевизор, компьютер, холодильник, микроволновая печь и многое другое оборудование, тоже являются потребителями. Какой вывод мы можем сделать? В электрической цепи, в основном, включаются несколько потребителей. И у вас тоже их несколько. Давайте соберем цепь с несколькими потребителями. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают, высказывают свое мнение, работают в группах. | Личностные. Формируются коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
7."Социализация". Цель: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция). | Теперь обратите внимания на то, как включены ваши элементы в цепь. | Работают в группах с ранее рассмотренными познавательными объектами, делают выводы.
| Личностные. Формируются коммуникативная компетентность в процессе образовательной деятельности. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
8."Разрыв". Цель: внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. | Обратите внимание на то, как подключены потребители тока в цепь. Можно сделать вывод, что при одном соединении все элементы связаны друг с другом так, что включающий их участок цепи не имеет ни одного узла. То есть каждый последующий элемент подключается после другого. А при другом соединении все входящие в цепь элементы объединены двумя узлами и не имеют связей с другими узлами, если это не противоречит условию. | Осознают возникшие познавательные противоречия.
| Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. |
9. Изучение нового материала. Цель: способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Если мы посмотрим на схематическое изображение, то сразу все поймем (зарисовка схем на доске). | Работают в группах с ранее рассмотренными познавательными объектами, делают выводы. Постановка цели и темы урока. | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации, решают количественные задачи. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. |
Что же значит исследовать цепь? Это значит – определить силу тока, напряжение и сопротивление цепи. Теперь, измерив характеристики этой цепи, приступим к следующей задаче. А теперь необходимо собрать цепь из наших элементов так, что бы они были включены параллельно. Замечательно. Далее следует снова определить силу тока и напряжение данной цепи. Ну а сейчас как в любой практической или лабораторной работе мы с вами делаем вывод. Работаем с последовательным соединением. Мы измерили только две из основных характеристик электрической цепи. Осталась третья – сопротивление. | Исследуют электрические цепи и записывают данные исследования в групповые карты. |
Выполнение качественной задачи. Вывод формул для расчета общего сопротивления при помощи закона Ома. | Формулировка качественной задачи. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
10 Контроль и самопроверка знаний. Цель: выявить качество усвоения материала. | Выполнение количественной задачи, используя экспериментальные данные. | Формулировка количественной задачи. | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Решают количественные задачи. |
11.Подведение итогов, рефлексия. Цель: формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений . | А теперь слово предоставляется вам, дорогие ученики. Скажите, актуальна ли данная тема? Что нового вы узнали на этом уроке? Поможет ли информация, полученная сегодня, вам в дальнейшем? | Формулируют ответы на вопросы, высказывают свое мнение. | Коммуникативные. Формируются речевые умения. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
Я хочу снова обратиться к портретам великих ученых. Ведь ответ на вопрос о четвертой «пустой» рамке не раскрыт. В заключении, просто необходимо пожелать вам, что бы каждый из вас, спустя несколько лет, внес свой огромный вклад в развитие Российской и Мировой науки и оказался в этой пустой рамке. Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! | Подводят итоги работы на уроке. |