СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Имя существительное. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в классе-комплекте. Содержание урока в полной мере соответствует требованиям программы по русскому языку УМК "Школа России". На уроке использовалась мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Имя существительное. Обобщение"»

  1. Ф. И. О.: Жарова Ирина Анатольевна

  2. Школа: МКОУ Суторминская ООШ

  3. Учебный предмет: русский язык

  4. Класс: 3-4

  5. УМК: « Школа России»

  6. Тема урока: «Имя Существительное. Обобщение»

  7. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

  8. Цели урока:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»;

совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать память, логическое мышление, творческое воображение;

расширять кругозор учащихся;


воспитывать интерес к изучению русского языка (патриотизм), культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Методическое оснащение урока:

  1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Дидактическое обеспечение: учебник русского языка; словарь В. И. Даля; презентация; раздаточный материал(сигнальные карточки, шифр, карта урока).

  3. Программное обеспечение: Vord Pover Point.

  1. Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, стимулирования и мотивации.

  2. Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

п/п

Этапа

Цель этапа

Форма

УД

Методы

и

приёмы

работы

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

Время

1.Мобили-зующий этап

(Организа-

ционный)

Настроить учащихся на работу.

Ф


- Урок знаменательный нынче у нас.

К нам гости пришли долгожданные в класс.

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть Вас мы очень рады!

Приветствие учащихся

Организация своего рабочего места.

Личностные

1

2. Мотивация познавательной деятельности

(Постановка цели и задач урока)

















Минутка чистописания

Определить цели урока






















Д

И/Ф








Беседа









Слайд № 1

Р., у вас на партах лежат карточки с шифром.

Расшифруй запись, поставив буквы в соответствии с цифрами.

Слайд №2

Какова же цель нашего урока?

Да, вы совершенно правы, мы накопили много информации

по теме «Имя существительное», а сегодня мы повторим и обобщим знания по этой части речи.




Слайд №3

Запишите тему в тетрадь.


Имя существительное.




Обобщить знания по теме.











Записывают тему урока.



Регулятивные:

развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока


Личностные:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке


2

3.

Актуализация знаний

Выяснить актуальность предстоящей работы по теме урока.

(Для чего?)

Ф





Работа со словарём





Демонстрация.

Слайд № 4-5

Сегодня мы с вами не просто обобщим знания, а попробуем составить ПАСПОРТ имени существительного.

Для начала выясним, что такое паспорт. Лексическое значение этого слова. Кто знает?

В толковом словаре В. В. Даля я нашла следующее разъяснение этого слова.

Слайд № 6

Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность владельца;

регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

Где вы встречали слово ПАСПОРТ?


Паспорт – это документ.


















Паспорт родителей, паспорт телевизора, и т. д.

Личностные: формирование осознания смысла своих учебных действий



3




Проблемный вопрос

Как вы думаете, какая информация содержится в этом документе?

Вывод: значит, в паспорте содержится самая важная информация. Из него можно узнать всё самое необходимое о его владельце и запомнить.


Имя человека, его отчество и фамилия, год рождения, национальность и т. д.



Проблемный вопрос

В чём же актуальность нашей работы?

Верно.

Приступим к работе.

Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного.








4.

Обобщение и систематизация















Подготовка учащихся к обобщённой деятельности.

Воспроизведению на новом уровне.







Вы заметили, что паспорт состоит из страничек.

Для того чтобы получить первую страничку для нашего паспорта, надо ответить на вопрос.


Познавательные:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение осознавать и формулировать проблему


Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания


17

Выяснить, что помнят дети о значении имени существительного;

о его постоянных и непостоянных признаках;

о синтаксической роли в предложении.

Ф




Проблемный вопрос





Демонстрация

Слайд № 7 -8

Имя существительное говорит о себе:

«Давно живу я в мире этом. Даю названья всем предметам»

Каким же предметам даёт название имя существительное?

Приводите примеры.



Молодцы!

Мы получаем 1 страничку нашего паспорта.

Слайд № 9




Имя существительное обозначает:

- конкретные предметы;

-вещества;

- живые существа и растения;

- явления природы;

- географические названия;

- общественные явления;

-действия или состояния.






















Физкульт -

минутка.


И


















Проблемные вопросы
















Переходим ко второй страничке.

Кто желает выйти к доске и ответить на следующий вопрос?

Хорошо!

Мы получаем вторую страничку нашего паспорта.

Слайд № 10

Следующий желающий должен ответить на третий вопрос.

Молодец! Мы получили ещё одну страничку нашего паспорта.

Слайд № 11

Есть ещё желающие? Прошу ответить на следующий вопрос.

Хорошо!

Слайд № 12

Какие признаки имени существительного мы

повторили?

Слайд № 13

(Солнышко)

Ученики по очереди выходят к доске, читают вопросы и отвечают на них.














Постоянные























1





И





Работа с

Технологич. Картой

Слайд № 14

Дадим возможность 3 классу

обдумать всю информацию

и сделать записи в технологическую карту.

Объясняю.










Девочки записывают.







3

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.


















































































Цель: закрепление учебных действий.

















Г



















И










П


















Ф




















И

Проблемный вопрос





Морфологическая задачка «Аленький цветочек»


Игровой элемент.





















Работа с текстом



















Сигнальные карточки.























Работа с картой.

А для 4 класса есть ещё один очень важный вопрос. Какой ещё постоянный признак имеет имя существительное? О нём вы узнали в 4 классе.

Расскажите подробнее о 3-х скл. Имён сущ.

Молодцы! Правильно!

Слайд№ 15-17

(Сказка)

Узнали сказку?

Пока девочки заполняют карты,

вам такое задание:

(читаю отрывок)

Сейчас вам предстоит помочь купцу.

Работать вы будете в группе, поэтому повторим правила работы в группе.

Постарайтесь выполнить это задание за 2 минутки.


Проверим, как вы справились со своим заданием.

- Какие товары вы не смогли распределить по ларцам?

Почему?

Хорошо.

Слайд № 18 (дочки довольны)

Все постоянные признаки ИС мы повторили?

Задание для 4 класса:

заполнение технологической карты.

Слайд №19

Задание для 3 класса: найдите слова о зиме и определите их род.

Закрепим наши знания.

Слайд № 20 (текст)

Внимание на экран, читаем текст.

Как можно озаглавить?

Ребята, сейчас вы будете работать в парах, пара – это маленькая группа, поэтому повторим правила работы в группе. Слайд № 21, 22

Слушайте задание.

1 пара: выписать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

2 пара: выписать собственные и нарицательные имена сущ.;

3 пара: выписать существительные М.р, Ж.р.,

Ср. р.

Договаривайтесь в паре кто, что будет выписывать.

Времени у вас 5 минут.

Проверяем.

Слайд № 23

Приготовьте сигнальные карточки.

Сейчас вам надо определить падеж имён сущ., выделенных красным цветом.

Какой вывод сделаем?

Сколько падежей в русском языке?

Сейчас нужно определить число имён сущ, выделенных зелёным цветом.

Какой вывод можно сделать?


Изменение существительных по падежам и числам это их постоянный или непостоянный признак?

Мы получили ещё 2 странички для нашего паспорта.

Физкультминутка (Спорт-

Олимпиада)

Слайд № 24

А сейчас запишите в своих картах сведения о непостоянных признаках.

Отвечают.


3 склонения имён существительных.




Учащиеся 4 класса




Распределяют слова по ларцам.










Отвечают по очереди.


Бусы, ножницы.

Отвечают.





Да.





По очереди находят слова о зиме и определяют их род.




1 ученик читает вслух.





Дети работают в парах.














Называют по очереди.








Имена существительные изменяются по падежам.






Имена существительные изменяются по числам..


Непостоянный.










Записывают.

Познавательные:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение. Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания






15



Ф

Игровой элемент.









Наблюдение за синтаксической ролью имени сущ.

Р. все вы знаете , что сейчас идёт Масленица, а какая же Масленица без блинов и ярмарки!

Блины у вас впереди, а ярмарка прямо сейчас.


А на нашей ярмарке слова.

Вам нужно составить предложение.

Запишем предложение в тетрадь и на доску.

Слайд №25

Каким членом предложения является имя сущ.?

Какой вывод можно сделать?

Мы получаем последнюю страничку для нашего паспорта.








Дети выбирают по 1 слову из коробочка.


Пушистый снег повис на ветвях ели.




Имя сущ. В предложении может быть главным и второстепенным членом.







6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Фиксация во внешней речи причины затруднения.


Вопрос

Какая графа осталась у вас не заполненной? Что вызвало затруднения?


Регулятивные:

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке


2

7.Рефлексия.

Оценка учащимися своей учебной деятельности.



Дети, у каждого из вас на партах лежат смайлики 3-х цветов. Выберете один из них и прикрепите на лесенку знаний.

  1. Если вам было интересно и вы всё поняли- жёлтый.

  2. Если вам было интересно, но вы что-то не поняли – зелёный.

  3. Если вы не знаете, что можно сказать об уроке –

Красный.


Регулятивные

1

8.Итог урока, выставление оценок.

Анализ итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.



Как вы думаете, удалось нам обобщить знания об имени сущ.?

Посмотрите у нас получился совсем настоящий паспорт и если вы что-нибудь забудете, то найдёте в нём нужную информацию.



Благодарю всех за работу и ставлю такие оценки.

Слайд № 26



2



9.Задание на дом




Слайд № 27

Домашнее задание предлагаю на ваш выбор. Можно выполнить задание в учебнике 3 класс вопросы «Проверь себя» стр. 62.

4 класс – упр. 365 стр. 44.

Или напишите маленькое сочинение на тему: «Я - имя существительное».

Урок окончен!



1

Итого:

45






© 2018 297 2