Ход урока.
№ п/п Этапа | Цель этапа | Форма УД | Методы и приёмы работы | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД | Время |
1.Мобили-зующий этап (Организа- ционный) | Настроить учащихся на работу. | Ф | | - Урок знаменательный нынче у нас. К нам гости пришли долгожданные в класс. Что гостям сказать нам надо? | - Видеть Вас мы очень рады! Приветствие учащихся Организация своего рабочего места. | Личностные | 1 |
2. Мотивация познавательной деятельности (Постановка цели и задач урока) Минутка чистописания | Определить цели урока Д | И/Ф | Беседа | Слайд № 1 Р., у вас на партах лежат карточки с шифром. Расшифруй запись, поставив буквы в соответствии с цифрами. Слайд №2 Какова же цель нашего урока? Да, вы совершенно правы, мы накопили много информации по теме «Имя существительное», а сегодня мы повторим и обобщим знания по этой части речи. Слайд №3 Запишите тему в тетрадь. | Имя существительное. Обобщить знания по теме. Записывают тему урока. | Регулятивные: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке | 2 |
3. Актуализация знаний | Выяснить актуальность предстоящей работы по теме урока. (Для чего?) | Ф | Работа со словарём Демонстрация. | Слайд № 4-5 Сегодня мы с вами не просто обобщим знания, а попробуем составить ПАСПОРТ имени существительного. Для начала выясним, что такое паспорт. Лексическое значение этого слова. Кто знает? В толковом словаре В. В. Даля я нашла следующее разъяснение этого слова. Слайд № 6 Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования. Где вы встречали слово ПАСПОРТ? | Паспорт – это документ. Паспорт родителей, паспорт телевизора, и т. д. | Личностные: формирование осознания смысла своих учебных действий | 3 |
| | | Проблемный вопрос | Как вы думаете, какая информация содержится в этом документе? Вывод: значит, в паспорте содержится самая важная информация. Из него можно узнать всё самое необходимое о его владельце и запомнить. | Имя человека, его отчество и фамилия, год рождения, национальность и т. д. | | |
Проблемный вопрос | В чём же актуальность нашей работы? Верно. Приступим к работе. | Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного. | | |
4. Обобщение и систематизация | Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведению на новом уровне. | | | Вы заметили, что паспорт состоит из страничек. Для того чтобы получить первую страничку для нашего паспорта, надо ответить на вопрос. | | Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение формировать умение осознавать и формулировать проблему Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания | 17 |
Выяснить, что помнят дети о значении имени существительного; о его постоянных и непостоянных признаках; о синтаксической роли в предложении. | Ф | Проблемный вопрос Демонстрация | Слайд № 7 -8 Имя существительное говорит о себе: «Давно живу я в мире этом. Даю названья всем предметам» Каким же предметам даёт название имя существительное? Приводите примеры. Молодцы! Мы получаем 1 страничку нашего паспорта. Слайд № 9 | Имя существительное обозначает: - конкретные предметы; -вещества; - живые существа и растения; - явления природы; - географические названия; - общественные явления; -действия или состояния. | | |
Физкульт - минутка. | | И | Проблемные вопросы | Переходим ко второй страничке. Кто желает выйти к доске и ответить на следующий вопрос? Хорошо! Мы получаем вторую страничку нашего паспорта. Слайд № 10 Следующий желающий должен ответить на третий вопрос. Молодец! Мы получили ещё одну страничку нашего паспорта. Слайд № 11 Есть ещё желающие? Прошу ответить на следующий вопрос. Хорошо! Слайд № 12 Какие признаки имени существительного мы повторили? Слайд № 13 (Солнышко) | Ученики по очереди выходят к доске, читают вопросы и отвечают на них. Постоянные | | 1 |
| | И | Работа с Технологич. Картой | Слайд № 14 Дадим возможность 3 классу обдумать всю информацию и сделать записи в технологическую карту. Объясняю. | Девочки записывают. | | 3 |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации. | Цель: закрепление учебных действий. | Г И П Ф И | Проблемный вопрос Морфологическая задачка «Аленький цветочек» Игровой элемент. Работа с текстом Сигнальные карточки. Работа с картой. | А для 4 класса есть ещё один очень важный вопрос. Какой ещё постоянный признак имеет имя существительное? О нём вы узнали в 4 классе. Расскажите подробнее о 3-х скл. Имён сущ. Молодцы! Правильно! Слайд№ 15-17 (Сказка) Узнали сказку? Пока девочки заполняют карты, вам такое задание: (читаю отрывок) Сейчас вам предстоит помочь купцу. Работать вы будете в группе, поэтому повторим правила работы в группе. Постарайтесь выполнить это задание за 2 минутки. Проверим, как вы справились со своим заданием. - Какие товары вы не смогли распределить по ларцам? Почему? Хорошо. Слайд № 18 (дочки довольны) Все постоянные признаки ИС мы повторили? Задание для 4 класса: заполнение технологической карты. Слайд №19 Задание для 3 класса: найдите слова о зиме и определите их род. Закрепим наши знания. Слайд № 20 (текст) Внимание на экран, читаем текст. Как можно озаглавить? Ребята, сейчас вы будете работать в парах, пара – это маленькая группа, поэтому повторим правила работы в группе. Слайд № 21, 22 Слушайте задание. 1 пара: выписать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; 2 пара: выписать собственные и нарицательные имена сущ.; 3 пара: выписать существительные М.р, Ж.р., Ср. р. Договаривайтесь в паре кто, что будет выписывать. Времени у вас 5 минут. Проверяем. Слайд № 23 Приготовьте сигнальные карточки. Сейчас вам надо определить падеж имён сущ., выделенных красным цветом. Какой вывод сделаем? Сколько падежей в русском языке? Сейчас нужно определить число имён сущ, выделенных зелёным цветом. Какой вывод можно сделать? Изменение существительных по падежам и числам это их постоянный или непостоянный признак? Мы получили ещё 2 странички для нашего паспорта. Физкультминутка (Спорт- Олимпиада) Слайд № 24 А сейчас запишите в своих картах сведения о непостоянных признаках. | Отвечают. 3 склонения имён существительных. Учащиеся 4 класса Распределяют слова по ларцам. Отвечают по очереди. Бусы, ножницы. Отвечают. Да. По очереди находят слова о зиме и определяют их род. 1 ученик читает вслух. Дети работают в парах. Называют по очереди. Имена существительные изменяются по падежам. Имена существительные изменяются по числам.. Непостоянный. Записывают. | Познавательные: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания | 15 |
| | Ф | Игровой элемент. Наблюдение за синтаксической ролью имени сущ. | Р. все вы знаете , что сейчас идёт Масленица, а какая же Масленица без блинов и ярмарки! Блины у вас впереди, а ярмарка прямо сейчас. А на нашей ярмарке слова. Вам нужно составить предложение. Запишем предложение в тетрадь и на доску. Слайд №25 Каким членом предложения является имя сущ.? Какой вывод можно сделать? Мы получаем последнюю страничку для нашего паспорта. | Дети выбирают по 1 слову из коробочка. Пушистый снег повис на ветвях ели. Имя сущ. В предложении может быть главным и второстепенным членом. | | |
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. | | Вопрос | Какая графа осталась у вас не заполненной? Что вызвало затруднения? | | Регулятивные: контролировать и оценивать свою деятельность на уроке | 2 |
7.Рефлексия. | Оценка учащимися своей учебной деятельности. | | | Дети, у каждого из вас на партах лежат смайлики 3-х цветов. Выберете один из них и прикрепите на лесенку знаний. Если вам было интересно и вы всё поняли- жёлтый. Если вам было интересно, но вы что-то не поняли – зелёный. Если вы не знаете, что можно сказать об уроке – Красный. | | Регулятивные | 1 |
8.Итог урока, выставление оценок. | Анализ итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу. | | | Как вы думаете, удалось нам обобщить знания об имени сущ.? Посмотрите у нас получился совсем настоящий паспорт и если вы что-нибудь забудете, то найдёте в нём нужную информацию. Благодарю всех за работу и ставлю такие оценки. Слайд № 26 | | | 2 |
9.Задание на дом | | | | Слайд № 27 Домашнее задание предлагаю на ваш выбор. Можно выполнить задание в учебнике 3 класс вопросы «Проверь себя» стр. 62. 4 класс – упр. 365 стр. 44. Или напишите маленькое сочинение на тему: «Я - имя существительное». Урок окончен! | | | 1 |
Итого: | 45 |