Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Вступительное слово: Нас две ниточки связали Теплоты и доброты - Добрый день! – тебе сказали, - Добрый день! – ответил ты. | Вступительное слово. Задает вопросы | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | формирование положительного отношения к учению |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Таблица. прилагательное | глагол | | Обозначает признак предмета | Обозначает действие предмета | | Признаки: 1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении -определение и сказуемое | Признаки: 1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении -сказуемое. | | | Предлагает заполнить таблицу. Третья колонка остается пустой. | Вспоминают изученный материал. Заполняют таблицу. Вступают в диалог с учителем. | имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Выявление места и причины затруднения | Эксперимент. Берется прозрачная бутылка с негазированной прозрачной водой. - Перед вами бутылка с водой. Назовите ее признаки. -Прозрачная, жидкая, прохладная. - Являются ли эти признаки постоянными для воды, если не производить с ней никаких действий? - Да. - Давайте проведём некоторые манипуляции с водой. Нальем воду в стакан. Какая вода в стакане (постоянные признаки повторять нельзя)? - Налитая. - А теперь добавим туда краску. Какая вода стала? - Окрашенная. - А теперь поместим в нее шипучую таблетку. Какая теперь вода? - Шипящая. - Скажите, пожалуйста, являются ли названные вами признаки постоянными для воды в этом стакане? - Нет. Эти признаки появлялись, когда с водой производили какие-то действия. - Какой вопрос зададим к ним? - Такой же, как у прилагательных - Замените слова «шипящий, налитый, окрашенный» словосочетаниями, близким по значению. - Которая шипит, которую окрасили, которую налили. - От какого слова образовано слово шипящий? - С помощью чего? - Признак какой части речи налицо? - Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к слову «Шипящая»? - Что делающая? - Признаки каких частей речи вместило это слово? - Какую проблему нам надо с вами решить? - Определить, какой частью речи является слово. | Создает проблемную ситуацию. Проводит эксперимент. Организует диалог. | Наблюдают за экспериментом. Делают выводы и логические заключения. Вступают в диалог с учителем. Осознают необходимость в получении знания. | способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Построение проекта выхода из затруднения | Третья колонка таблицы. Причастие | Обозначает признак предмета по действию | 1.Какой? Что делающий? 2.Род 3.Падеж. 4.Полная и краткая формы. 5.Число 6.Согласуется с существительным. 7.Возвратность. 8.Вид. 9.Время (наст. и прош.) 10. В предложении-определение и сказуемое | | Предлагает заполнить третью колонку таблицы. Задает наводящие вопросы. Организует диалог. Предлагает сравнить третью колонку таблицы о причастии с материалом, данным в учебнике. | Делают выводы, полагаясь на свои наблюдения. Заполняют таблицу совместно с учителем. Сопоставляют таблицу с материалом учебника, корректируют свои записи. | извлекают необходимую информацию из объяснения; строят небольшие монологические высказывания |
Физминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка | Предлагает выполнить несложные физические упражнения | Выполняют элементарные физические упражнения | контролируют действия при выполнении физических упражнений |
Реализация построения проекта | - Но как же научиться легко отличать причастия от прилагательного? Ведь, например, ходячий, сыпучий тоже обозначают действия: ходить и сыпать, но это прилагательные, а не причастия. (делают предположения) - А давайте посмотрим, что по этому поводу скажет нам «мистер Краб». Попробуйте определить, что же общего есть у причастий? Может, это какая-то морфема… | Задает проблемный вопрос. Предлагает посмотреть видео, в котором показано, как образуются причастия от глаголов. Делает подсказку обратить внимание на суффиксы. | Вступают в диалог с учителем. Смотрят видео. Делают вывод, что причастия образуются при помощи суффиксов и перечисляют некоторые из них. | осознают свои возможности в учении; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; строят небольшие монологические высказывания. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Карточка. 1. Вставьте, где надо, пропущенные буквы. Найдите причастия и подчеркните их волнистой линией. Укажите над причастиями сначала глагольные признаки, затем – признаки прилагательного. Мысль пот…рять отца своего тяг…с…но т…рзала его сер…це, а п…л…жение бедного б…льного, которое угадывал он из п…сьма своей няни, уж…сало его. Он вообр…жал отца, оставленного в глухой деревн…, на руках глупой ст…рухи и дворни, угрожаемого каким-то бе…ствием и уг…сающего без помощ… в мучениях т…лесных и душевных. (А.С. Пушкин) 2. Распределите словосочетания по колонкам таблицы. Укажите вид и время причастий. Определите слова по их толкованию. Алюминиевая птица (…), огнедышащая гора (…), стреляющий лыжник (…), искусственное море (…), порхающая красавица (…), красная планета (…), бегущая лестница (…), ледовый континент (…), Страна восходящего солнца (…), падающая звезда (…). Слова для справок: комета, бабочка, эскалатор, вулкан, Антарктида, биатлонист, самолёт, Марс, водохранилище, Япония. | Предлагает работу с карточкой. 1. Комментирует и корректирует ответ учащегося у доски. 2. Предлагает выполнить самостоятельно, затем сверить с эталоном на слайде. | Самостоятельно работают с карточкой. 1. Один человек работает с карточкой на интерактивной доске, проговаривает вслух. 2. Работают самостоятельно. Производят корректировку по эталону. | имеют желание осваивать новые виды деятельности; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Включение в систему знаний и повторение | Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров; о-особая форма глагола; п-прилагательное; г-глагол 1).Гудящий шум; | 6) колосистая рожь; | 2) талантливый ученик; | 7) убирается в комнате; | 3) моет пол; | 8) скачущий всадник; | 4) седые волосы; | 9) белый снег; | 5) чернеющая смородина; | 10) дремлющий старик. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | о | п | г | п | о | п | г | о | п | о | Проверка работ: 2ошибки-«4» 4ош.- «3» более-«2». | Предлагает выполнить буквенно-цифровой диктант и осуществить взаимопроверку в парах. | Выполняют диктант. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют отметку. | приобретают умения использовать полученные знания и умения; оценивают свою работу. |
Рефлексия учебной деятельности | Х – хорошо получилось И – интересно было М - мешало С – возьму с собой | Предлагает охарактеризовать свою деятельность по методу ХИМС. Выставляет отметки в журнал. Дает дифференцированное домашнее задание: 1) п.12, упр. 76. 2) п.12, упр. 77. 3) п. 12, творческое задание – сочинить сказку/стихотворение о причастии. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы. | осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |