Тема урока | Слово и слог. |
УМК | «Школа России» 1 класс |
Цели деятельности учителя | Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов; получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход;приёмы технологии критического мышления; работа с дополнительными источниками информации; самооценивание и взаимооценивание. |
Образовательные ресурсы | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2011. Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку, карточки со словами, карточки с дифференцированными заданиями |
Организация пространства | Фронтальная и самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Вводно-мотивационный момент. Эмоциональное вхождение в урок. | Приветствие. Организация рабочего места -Для кого,ребята,прозвенел звонок? Под музыку В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка» учитель выводит на доску рисунок улитки. (слайд 2) – Какое настроение у нашей улитки? Как вы определили, что весёлое, солнечное? – Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. – У вас на столах изображения улыбок (смайлики). Они нам будут помогать во время всего урока. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. | Прозвенел для нас звонок, Это начался урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, Тихо сели Беседа. Мотивировка к работе. | Формирование положительного настроя на работу. |
Основная часть. 1. Чистописание. | На слайде буквы: в, т. с, л, к, е, (слайд 3) – Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему. – Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке: Ее e, Ее e e, Ее e e e,… Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. – Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга и оцените смайликом (показывают друг другу). – Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? | Обсуждение. Нахождение общего признака и исключение лишней буквы. Определение закономерности и написание элементов. Взаимопроверка. Мотивировка деятельности. | Формирование умения на основе анализа делать выводы. Формирование умения объективно оценить работу своего товарища. Формирование умения работать в парах. |
2. Словарная работа | Даны изображения: утюг, часы, ежевика, иглы, кровать. (слайд 4) – Сегодня познакомимся со словом, в котором есть буква е. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой. Какое слово получилось? (слайд 5) – Кого можно назвать учеником? Дайте полное определение слову ученик. Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Какую гласную нужно запомнить? Замените слово «ученик» другим словом (школьник). После слова «Ученик» поставьте тире и напишите близкое по значению слово «школьник», поставьте точку. | Развивают речь. Работают со словарём. | Формирование умения работать со справочной литературой. |
3. Актуализация знаний. Выведение темы урока. Постановка учебной задачи. (Стадия вызова)
| – Назовите «лишнее» в предложенной группе: на, ле, ру, ученик, со. Обоснуйте свой вывод. А почему – Объясните, какая взаимосвязь между слогом и словом. Дополните слог до целого слова. Попробуем определить тему урока. – Откройте учебник на стр.32. (слайд 6) -Правильно ли определили тему урока? - Расскажите, что вы знаете о слоге? (слайд 7) – Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни. – Предположите, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»?
| Знание отличительных характеристик слога и слова. Анализируют и делают выводы. Выводят тему урока «Слово и слог» Озвучивают практическую необходимость изучения темы. 1.Узнаем новое о словах и слогах 2.Научимся различать слова и слоги 3.Будем учиться делить слова на слоги 4.Из слогов составлять слова 5.Слова делить на слоги 6.Узнаем, как можно определять количество слогов в слове | Формирование умения на основе анализа делать выводы. Формирование умения ориентироваться в учебнике. Формирование умения высказывать своё предположение на основе предложенной темы. Умение планировать свою деятельность. |
4. Совместное открытие новых знаний. (Стадия осмысления) | Как определять, сколько в слове слогов? – Предлагаю вам провести эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: 1 ряд определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков (ладонь подносим ко рту)), 2 ряд – подсчитывая количество гласных в слове, 3 ряд- касание подбородка к руке. Слова на (слайде 8) дом ива крапива лист липа ученик – Сравните результаты по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов– Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов. (веером показывают количество слогов) – Сформулируйте свои выводы. Начните так: для того, чтобы узнать сколько слогов в слове… Какие смайлики | Дети работают по рядам(группам). Сравнивают результаты, озвучивают результат.Делают выводы Развитие умения вести диалог. | Умение высказывать предположения, прогнозирование, доказательство своей точки зрения. Умение работать в паре, соблюдая правила. Умение проявлять интеллектуальную активность. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника. Умение обсуждать полученное путём эксперимента и делать обобщения. Умение чётко формулировать свои мысли. |
Физкультминутка | Поиграем в игру «Да-нетка» Правила игры: если называется слово – встаём и делаем хлопок, если слог – сидим и молчим По,небо,кукла,зо,ша,шары,ко,ве,буква,улица,гу,весна,ха,жи | Выполнение условия игры | Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний | – Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и т.д.? – Свяжите воедино это наблюдение с предыдущим. – Выберите наилучший способ определения слогов в слове и объясните свой выбор. – Откройте учебники на стр.32. Я предлагаю сравнить наши наблюдения с выводом учёных.(правило) (слайд 9) – Молодцы, вы сами вывели правило. А из чего может состоять слог? ( слайд 10) – Какая задача стояла перед нами? Справились с проблемой? У кого есть ещё трудности? Кому нужна помощь? – Предлагаю вам применить знания, которые вы сегодня получили. Какие задания по теме нашего урока вы можете предложить для самостоятельной работы? – Разработайте памятку, позволяющую без ошибок определять односложные, двусложные и т.д. слова. – Придумайте для своего соседа задание по материалу, изучаемому на уроке, используя слова для справок: парта, учитель, класс, урок, карандаш, мел. ( слайд 11) | Развитие монологического высказывания. Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»). Дети говорят о возможных трудностях. Самооценка деятельности. Творческое выполнение задания. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов Работа в паре. | Формирование умения извлекать информацию из текста учебника и соотносить с собственным выводом. Формирование умения представлять информацию в виде схемы. Умение находить взаимосвязь между количеством слогов и их наименованием. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале и делать обобщения. |
6. Самостоятельное применение новых знаний. | Выберите для самостоятельной работы задание на выбор: (слайд 12) Разделить слова на слоги. Разделить слова на столбики по количеству слогов. Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой. – О чём нужно помнить при выборе задания? Творческое задание: (слайд 13) Составить из слогов предложение-скороговорку Милу мама мыла мылом. - Что одинаковое во всех словах? (буква «м», все слова из 2 слогов) | Дифференцированное выполнение самостоятельной работы. Развитие речи. | Умение делить на слоги. Умение устанавливать аналогии. Умение составлять слова. Умение работать самостоятельно. |
Итог урока. Рефлексия.(Стадия рефлексии) | – В чём упражнялись на уроке? Игра «Верите ли вы,что …» в слове дед-2слога, гном-1 слог,малина-3 слога,март-2 слога, диван-2 слога Закончите предложения: (слайд 16) -Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,... - Я узнал, что односложные слова имеют ..., двухсложные- - Мне было интересно выполнять … – Чью работу вы хотели бы отметить?
– Вы довольны своей работой на уроке? – Если ваше настроение осталось таким же солнечным, то мы можем показать наше дружелюбие к маленькой улитке, прикрепив рядом свою «улыбку». | Проверка знаний. Оценка деятельности одноклассников и самооценка. | Мотивировка познавательной активности в изучении темы. Формирование умения осуществлять личностную рефлексию. |
1.Раздели слова на слоги. Сверху цифрой напиши количество слогов.
2.Раздели слова на группы по количеству слогов.
3.Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.