1 | Мотивация к учебной деятельности Цель - создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность | Слайд «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Слайд | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. Слайд 2 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Дети сидят по парам. – Значит, мы открываем что-то новое. Вспоминаем то, что важно для урока. Знакомимся с основным вопросом урока. Открываем новое знание. Применяем новое знание. |
2 | Актуализация знаний. Цель – актуализировать умения решать примеры на вычитание с переходом через разряд в пределах 100 и примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. | Откроем тетради и запишем число. Слайд 27 сентября. Слайд Задание на карточке: соедините числа в порядке возрастания.  Проверка в парах. Прочитайте последовательность чисел. Что значит в порядке возрастания? Слайд 3.Вспомним, как называются КОМПОНЕНТЫ действия ВЫЧИТАНИЯ. Слайд УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ Слайд 9 4. Решите примеры. | -Двузначное, 2 десятка, 7 единиц. Нечётное. Перед ним -26, после него- 28. 18, 19, 20, 34, 43, 47, 52, 60, 61, 67. 85, 86, 90. От меньшего к большему. Чётные и нечётные. Круглые. Двузначные. УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ |
4 | Проблемное объяснение нового знания. Цель – фиксировать индивидуальное затруднение, выявить место и причину затруднения, построить и реализовать проект выхода из затруднения | Проанализируем решение последнего примера 41-24. Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц. Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд». В чём же причина ваших затруднений? Слайд Какую цель вам надо перед собой поставить? Слайд Назовите тему урока. Слайд Повесить на доску карточку с темой: 41 – 24 Слайд План открытия знания Слайд ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд Выполнение графической модели. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? Какой способ записи будет необходим? Выложим графическую модель примера.  Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? Слайд Запишем в столбик Разность поразрядно Рационально и наглядно. Считать не ленись, Начинай счёт с единиц. Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? Где же спрятались единицы? Как же быть? Слайд 41 23 Слайд 41-23 Работа в парах. Проверка в группах. | | | | | Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. | | | | | | | | | | | | | Слайд Нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? Слайд ПИШУ ЕДИНИЦЫ ПОД ЕДИНИЦАМИ | УМЕНЬШАЮ КОЛИЧЕСТВО ДЕСЯТКОВ НА 1 | В УМЕНЬШАЕМОМ НЕ ХВАТАЕТ ЕДИНИЦ. ЗАНИМАЮ 1 ДЕСЯТОК И ДРОБЛЮ ЕГО НА 10 ЕДИНИЦ | ЗАПИСЫВАЮ ОТВЕТ | ВЫЧИТАЮ ДЕСЯТКИ, ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДЕСЯТКАМИ | ВЫЧИТАЮ ЕДИНИЦЫ ИЗ ВСЕХ ПОЛУЧЕННЫХ ЕДИНИЦ, ЗАПИСЫВАЮ ПОД ЕДИНИЦАМИ | Слайд Проверка по эталону.  | - Двузначные. - При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы. - Здесь в уменьшаемом не хватает единиц. - Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом. - Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток. - Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. - Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. - Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. План открытия знания. Выполнить вычитание с помощью графической модели. Сформулировать новый шаг алгоритма для вычитания единиц с переходом через разряд. Дополнить известный алгоритм новым шагом. Выполнить задание на пробное действие с помощью дополненного алгоритма. - Графические модели. - Запись в столбик. - Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы. - В уменьшаемом не хватает единиц. - Нет. - В десятке. - 1 десяток заменить 10 единицами. Один у доски с объяснением: - из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 3 единицы, получаем 8 единиц. Результат: 1 д. 8 ед. или 18. … можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы - Алгоритмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. |
4 | Первичное закрепление во внешней речи. Цель - научиться применять новый способ | Слайд Игра «Угадайка». Слайд «Сказка о рыбаке и рыбке». Новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … Каким алгоритмом вы воспользовались?  | Решают примеры с комментированием …можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. - Алгоритмом вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: проверить свои умения. | Слайд – Попробуйте свои силы в самостоятельной работе: Самостоятельная работа. 98-19, 76-18, 54-17. Слайд Проверка по эталону.  | Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради. - Забыли уменьшить число десятков на 1, … |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель - зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Слайд Что сегодня было нового на уроке? Где попали в затруднение? Как вышли из затруднения?  | - Узнали способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. |