«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________
/Т.Ю. Юшкова/
«___»________ 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Кировска»
МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска»
Рабочая учебная программа
По предмету Технология. Обслуживающий труд.
Класс 7
Всего часов по дисциплине 68 в соответствии с учебным планом школы
Учитель Кубасова Светлана Игоревна
г. Кировск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус рабочей программы.
Рабочая программа по предмету «Технологии. Обслуживающий труд» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
региональный базисный учебный план Мурманской области и Приказ № 1614 от 30.08.2011 г. «О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
требования СанПиНа к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821 - 10
Структура рабочей программы.
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
Пояснительная записка.
Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса
Календарно-тематическое планирование с включением требований к уровню подготовки учащихся.
Информационно-техническое обеспечение программы.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 7 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Цель учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:
I. Формирование у обучащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого обучащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
Подготовку обучащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение обучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучащийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации общения.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по Технологии. Обслуживающий труд издательства «Вентана - Граф». Авторы: Н.В. Синицина, О.А. Кожина, О.В. Табарчук и др./под ред. В.Д. Симоненко. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
1. Рабочая учебная программа составлена на основе Программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» Хохловой М. В., Самородского П. С.,Синица Н. В., Симоненко В.Д., опубликованной в сборнике «Технология. Программы начального и основного общего образования» под ред. Симоненко В. Д. (М.: «Вентана-Граф», 2010)
Учебники:
Технология. Обслуживающий труд. 7 кл. Н.В. Синица, О.А. Кожина, О.В. Табарчук и др./под ред. В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2010. Допущено Министерством образования РФ
Рабочие тетради:
Н.В. Синицина., Рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008. Допущено Министерством образования РФ
Пособия
1. Маркуцкая С.Э. « Тесты по технологии 5-7 классы»
2. Маркуцкая С.Э. «Технология в схемах, таблицах, рисунках 5-9 классы»
3. Синицина Н.В. «Технология. Обслуживающий. Методические рекомендации»
4. Парова Е.Н. «Уроки по курсу Технологии 5-9 классы»
5. Марченко А.В «Настольная книга учителя технологии»
Данный УМК содержит обязательный минимум образования по Технологии.
П. Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса
(Приложение к образовательной программе МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска» по Технологии)
Распределение учебного материала в 7 классе.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования по Технологии на второй ступени обучения распределение учебного материала соответствует таблице:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ
№ | Наименование раздела | Количество часов по классам | | |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ВСЕГО |
1 | Вводный урок | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 |
2 | Кулинария 2.1. Культура питания 2.2. Технология приготовления блюд 2.3 .Домашние заготовки 2.4 .Творческое задание | 18 1 11 2 4 | 18 1 11 2 4 | 18 1 11 2 4 | 0 | 0 | 54 |
3 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 3.1. Основы материаловедения 3.2. Бытовая швейная машина 3.3.Конструирование и моделирование 3.4. Раскройные работы 3.5. Технология швейных работ 3.6.Декоративно–прикладное творчество | 38 4 4 4 2 12 12 | 32 4 2 4 2 8 12 | 30 2 2 4 2 8 12 | 16 0 0 0 0 0 16 | 0 0 0 0 0 0 0 | 116 |
4 | Технологии ведения дома 4.1.Уход за одеждой и обувью 4.2. Интерьер жилых помещений 4.3.Санитарно – технические работы 4.4. Ремонтно – отделочные работы 4.5. Семейная экономика | 6 4 2 0 0 0 | 6 2 2 2 0 0 | 6 2 2 0 2 0 | 16 0 0 0 0 16 | 0 | 34 |
5 | Электротехнические работы 5.1. Электротехнические работы 5.2.Радиоэлектроника 5.3.Цифровая электроника ЭВМ | 0 | 0 | 0 | 20 20 0 0 | 0 0 0 0 | 20 |
6 | Проектирование и изготовление изделий | 7 | 11 | 13 | 17 | 0 | 48 |
7 | Современное производство и профессиональное образование 7.1 Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий 7.2 Человек и профессия 7.3 Слагаемые выбора профессии 7.4 Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении 7.5 Творческий проект «Выбор профессии» | 0 | 0 | 0 | 0 | 34 9 8 6 1 10 | 34 |
8 | Черчение и графика | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 4 |
| Итого | 70 | 70 | 70 | 70 | 34 | 314 |
В связи с дополнительными спортивными каникулами в распределении учебного материала произошли следующие изменения
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Кулинария | 18 |
2 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 48 |
3 | Технология ведения дома | 2 |
Итого | | 68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ | Тема урока | Требования к уровню подготовки | Сроки проведения | Вид урока |
1-2 | Инструктаж по ОТ. Физиология питания. Мясо и мясные продукты. | Знать правила поведения в мастерской и ТБ на рабочем месте; - о полезных и вредных микроорганизмах, их влиянии на жизнь человека; -источниках и путях заражении инфекционными заболеваниями. Иметь представление о средствах профилактики инфекций и отравлений; -первой помощи при них | 1 неделя сентября | Комбинированный |
3-4 | Механическая и тепловая обработка мяса. Блюда из мяса. | Знать о пищевой ценности мяса; -признаки свежести мяса; -технологию и санитарные нормы первичной тепловой обработки мяса; -технологию приготовления мясных блюд | 2 неделя сентября | Комбинированный |
5-6 | Блюда из кисломолочных продуктов | Знать о значении кисломолочных продуктов для организма человека; -требования к качеству готовых блюд | 3 неделя сентября | Комбинированный |
7-8 | Мучные изделия. Приготовление изделий из пресного теста. | Знать состав теста и способ его приготовления; -правила первичной обработки муки; -рецептуру начинок | 4 неделя сентября | Практическая работа |
9-10 | Фрукты и ягоды. | Знать о значении фруктов и ягод в питании человека; -технологию приготовления блюд из фруктов и ягод | 1 неделя октября | Комбинированный |
11-12 | Сладкие блюда. | Иметь представление о желирующих веществах и ароматизаторах; -роли сахара в питании человека; -видах сладких блюд и десертов | 2 неделя октября | Комбинированный |
13-14 | Заготовка продуктов. Домашнее консервирование с помощью сахара. НРК | Знать о значении кислотности плодов для консервирования и время стерилизации; -способы консервирования; -условия и сроки хранения заготовок; | 3 неделя октября | Практическая работа |
15-18 | Творческое задание (приготовление обеда). | Уметь составить меню обеда, рассчитать количество и состав продуктов | 4 неделя октября 1 неделя ноября | Практическая работа |
19-20 | Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них. | Знать технологию производства химических волокон; -виды и свойство тканей из искусственных и синтетических волокон; -виды прокладочных и утепляющих материалов | 2 неделя ноября | Комбинированный |
21-22 | Нетканые материалы из химических волокон. Уход за одеждой из химических волокон.Использование Интернета и ИКТ. | Знать значение символов на маркировочных лентах одежды. Уметь ими пользоваться | 3 неделя ноября | Комбинированный |
23-24 | Зигзагообразная строчка. Приспособления к швейной машине. | Иметь представление о назначении и применении зигзагообразной строчки.Уметь выполнять ее | 4 неделя ноября | Комбинированный Практическая работа |
25-26 | Машинные швы. | Знать классификацию машинных швов; -условные обозначения швов | 1 неделя декабря | Практическая работа |
27-28 | Проектирование изделий (старт проекта). Построение эскизов швейных изделий. НРК. Использование Интернета и ИКТ. | Иметь представление о видах костюмов и спортивной одежды, силуэте, стиле, отделках, зрительных иллюзиях. Уметь делать эскизы | 2 неделя декабря | Комбинированный |
29-30 | Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. | Знать и уметь применять правила снятия мерок и последовательность построения основы чертежа плечевого изделия | 3 неделя декабря | Комбинированный |
31-32 | Моделирование плечевого изделия. | Знать виды отделки; -особенности моделирования плечевых изделий Уметь рассчитывать количество ткани для пошива изделия | 4 неделя декабря | Комбинированный |
33-34 | Изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки к раскрою. | Знать правила подготовки ткани к раскрою, раскладки деталей на ткани, раскроя ткани. Уметь выполнять эти правила | 3 неделя января | Практическая работа |
35-36 | Раскрой проектного изделия. Дублирование деталей кроя | Знать правила подготовки ткани к раскрою, раскладки деталей на ткани, раскроя ткани. Уметь выполнять эти правила | 4 неделя января | Комбинированный Практическая работа |
37-38 | Подготовка изделия к примерке и проведение примерки. | Знать правила проведения примерки. Уметь выявлять и устранять дефекты | 1 неделя февраля | Практическая работа |
39-44 | Выполнение образцов поузловой обработки. | Знать технологию выполнения вытачек, плечевых и боковых срезов; -технологию обработки срезов горловины и пройм подкройной обтачкой; -технологию обработки горловины и застежки цельнокроеными бортами | 2-3 неделя февраля | Практическая работа |
45-52 | Пошив проектного изделия. | Знать технологическую последовательность изготовления плечевого изделия | 4 неделя февраля -3 неделя марта | Практическая работа |
53-54 | Окончательная обработка изделия. Оценка качества. | Знать способы окончательной обработки изделия. Иметь представление о критериях оценки процесса выполнения проекта и качестве изготовленного изделия | 4 неделя марта | Практическая работа |
55-56 | Подготовка к вязанию крючком. Использование Интернета и ИКТ. | Иметь представление об истории рукоделия; -применении его в современной моде; - знать что такое раппорт узора и как он записывается. Знать условные обозначения петель. Уметь читать схемы. | 1 неделя апреля | Комбинированный |
57-58 | Вязание полотна. | Знать правила подготовки материалов и подбора крючка; -знать основные виды петель и приемы их выполнения. Уметь использовать эти правила в работе; -набирать петли крючком | 2 неделя апрель | Комбинированный |
59-60 | Вязание по кругу. | Уметь читать схемы; -выполнять различные петли | 3-4 неделя апрель | Комбинированный |
61-66 | Вязание изделий (творческое задание). | Знать технологию вязания изделий. Уметь рассчитывать количество петель для вязания | 1 неделя май | Практическая работа |
67-68 | Комнатные растения в интерьере. НРК | Знать о разнообразии комнатных растений; -правила ухода за выращенными растениями. Уметь ухаживать за комнатными растениями | 2 неделя май | Комбинированный |
Формы и средства контроля:
1. Фронтальный опрос
2. Индивидуальный опрос
3. Решение ситуативных задач
4. Проверка практического задания
5. Проверка творческого задания
6. Тестирование
1У. Информационно-техническое обеспечение программы
1. Видеофильм "Народное искусство" студия Кварт 2008 год.
2. Видеофильм "Из истории русского костюма" студия Кварт 2008 год.
3. CD-ROM "Вышивка крестом. Уроки рукоделия" ЗАО "Новый диск" 2007 год.
4. CD-ROM "Текстильное творчество" ЗАО "Новый диск" 2007 год.
5. CD-ROM "Женское рукоделие. Энциклопедия." ООО "Меридиан" 2003 год.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru
http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Список литературы
1. Киселёва Е.А., Павлова О.В., и др./ Технология 5-11 классы (вариант для девочек) Развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко Волгоград: Учитель, 2010
2. Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. –М.: Вентана – Граф, 2007
3. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В. и др/ технология: программы начального и основного общего образования. – М.: Вентана –Граф,2010
15