СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Технология проблемного обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья даёт первичное представление о технологии проблемного обучения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«" Технология проблемного обучения в начальной школе"»

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х г г .

Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.

Таким образом, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Нужно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся


Общая схема технологии проблемного обучения:

• Осознание общей проблемной ситуации и ее анализ.

• Формулировка конкретной проблемы.

• Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.

• Проверка правильности решения проблемы.


Виды проблемных ситуаций в обучении:

  • Несоответствие между имеющимися у учащегося знаниями и новыми требованиями (старыми знаниями и новыми фактами, житейскими и научными знаниями, знаниями более низкого и более высокого порядка).

  • Необходимость выбора из имеющихся знаний единственно необходимых, использование которых может обеспечить правильное решение.

  • Новые практические условия использования уже имеющихся знаний.

  • Противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической нецелесообразностью или невозможностью выбранного способа.

  • Отсутствие прямого соответствия между внешним видом схематических изображений и конструкцией технического устройства.

  • Противоречие между статическим характером изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности решения этой проблемы. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:


  • сам формулирует проблему (задачу);


  • сам находит ее решение;


  • решает и самоконтролирует правильность этого решения.


Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.


В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:


  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;


  • поиск истины (способа, приема, правила решения);


  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;


  • противоречия практической деятельности.


Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:


  • побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу


  • подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;


  • применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.


Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:


Со стороны учащихся:


  • новая тема (“открытие” новых знаний);


  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;


  • умение определить область “незнания” в новой задаче;


  • активная поисковая деятельность.


Со стороны учителя:


  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;


  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.












Приёмы создания проблемной ситуации




Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания

проблемной ситуации

С удивлением



Между двумя (или более) фактами


Одновременно предъявить противоречивые факты, теории


Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием


Между житейским представлением учеников и научным фактом


а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией


С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя




Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!