СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развивающего обучения и воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно, применяя систему развивающего обучения. «Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение».

Просмотр содержимого документа
«Технология развивающего обучения и воспитания»

Технология развивающего обучения и воспитания


Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – это создание новых типов школ, дифференциация, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащегося, т. е. тем, насколько развиты у учащегося основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности. Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно, использовав систему обучения развивающего. Что же такое развивающее обучение? (основоположниками развивающего обучения являются в России в начале 30-х годов замечательный русский психолог Л.С. Выготский, вначале 60-х годов Д.Б. Эльконин – В.В.Давыдов, Л.В. Занков в начале 80-х)

Якиманская Ирина Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО является автором разработки технологии системы личностно ориентированного обучения дает следующее определение: «Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение».

Целью развивающего обучения является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Ребенок в роли субъекта учится не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае, если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель. В развивающем обучении цель и результат заключается не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности. Психологи полагают, что характерными чертами субъекта учения являются:

- внутренняя свобода личности ученика;

- умение свободно объяснять свои действия;

- умение критически их оценивать;

- умение оценивать свои возможности;

- рефлексировать свои действия;

- способность самостоятельно решать учебные задачи;

- интерес к учению.

Учитель, если он хочет осуществлять развивающее обучение, должен позаботиться об организации адекватной этой задаче принципиально новой для детей учебной активности. Решающее значение для развивающего обучения имеет методика: один и тот же учебный материал может быть изучен с большим или меньшим развивающим эффектом в зависимости от того, как он изучается.

Главное в методике развивающего обучения – включение учащихся в ситуацию творческой деятельности. В развивающем обучении используются следующие методы обучения: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной поисковой работы. Функция этих методов обучения в конечном счете состоит в том, чтоб организовать и поддерживать учебную активность учащихся, обеспечивающую достижение целей обучения.

Урок в развивающем обучении. Какова его цель? Каков он по содержанию и структуре? Ю.А. Конаржевский, давая характеристику развивающему уроку, отмечает:

целью такого урока является непосредственное развитие ребенка, создание учителем таких условий, которые направлены на формирование учебной деятельности и превращение ученика в истинного субъекта процесса обучения;

учитель является организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик, ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

ученик – прежде всего учащийся, он главный работник на уроке. Его учебная деятельность объективно направлена на развитие самого себя.

Школа, развивающая и развивающаяся, в настоящее время реально функционирует на уровне начальной школы. Принципиальным является то, что образование учащихся ведется на уровне ближайшего развития личности школьника.

Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат. Это урок, направленный на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, любая черточка личности – это результат собственной деятельности учащегося. Развивающий урок – это необходимая форма самой жизни.

В зависимости от цели различается и профессиональная позиция учителя. Здесь учитель является организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия. Педагог же организует коллективно-распределенную деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие «изнутри» как равноправный участник диалога. На таком уроке учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, предотвращает, когда необходимо, специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения, воодушевляет, проявляет поощряющую требовательность, закрепляет авторитет ученика среди товарищей. Суть и основа всех этих и других действий педагога направлена на то, чтобы превратить учебную деятельность учащихся в целостную и полноправную их жизнь в школьный период развития. Естественно, что урок, основанный на развивающем обучении, меняет и позиции ученика. В уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения, ребенок является субъектом обучения – источником энергии, активности, деятельности. Он не ученик, а учащийся, он главный работник на уроке. На таком уроке учебная деятельность ученика – это его деятельность, объективно направленная на достижение целей образования и развитие самого себя.

Урок в системе развивающего обучения строится на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися, базирующихся на принципе взаимной зависимости и ответственности, на осознании цели коллективной деятельности, на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху.

Сама методика развивающего обучения содержит в себе огромные и воспитательные возможности. Характеризуя развивающее обучение, В.В. Репкин пишет: «При апелляции к личности ребенка не нужны никакие дополнительные воспитательные «инъекции». Ибо здесь воспитание происходит не за счет специальных слов, а межличностного творческого общения». Одна из ведущих задач педагога – помочь ребёнку осуществить право быть самим собой. Поэтому основными ценностями воспитательной деятельности школы в процессе развивающего обучения является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности:

- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей чётко сформированными навыками учебной деятельности;

- творческой, стремящейся к преобразующей деятельности;

- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;

- гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию, способной к состраданию и оказанию помощи;

- практической, знающей основы экономики, владеющей грамотностью, языками, хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, свободным выбором содержания жизнедеятельности, любящей свою малую и большую Родину.

Система развивающего обучения привлекает учителей теоретической обоснованностью, экспериментальной доказанностью , возможностью удовлетворения заказа общества - становление свободной личности, ее общего развития.


Но с введением развивающего обучения в массовую практику выявился ряд проблем таких, как:

- сосуществование развивающего обучения с традиционной системой в рамках одного и того же учебного заведения;

- подготовка специалистов по развивающему обучению:

- не описана целостно технология обучения в новой для учителя

образовательной системе, где старые методы и формы работы оказываются неэффективными.

Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы, в том числе и наша начальная школа. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создана Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России, Украины, Казахстана и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.

Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой

интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно, применяя систему развивающего обучения.