ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
И.о. заведующей ГБОУ
«Кировский методический кабинет»
И. А. Лужеренко
Типы учебных программ
- примерная учебная программа
- авторская учебная программа
- рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины
Примерная учебная программа
— это документ, рекомендуемый Министерством образования и науки Российской Федерации , который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
Статус примерной программы по истории
— определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса;
— является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех образовательных учреждений.
Функции примерной учебной программы
- Информационно-методическая ( определяет цели, содержание, общую стратегию обучения средствами конкретного предмета) ;
- Организационно-планирующая (конкретизация содержания образовательного стандарта по отдельному учебному предмету).
Примерная программа не может использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержит распределение учебного материала по годам обучения отдельным темам!
Структура примерной программы
Пояснительная записка
Содержание курса
-определяются цели обучения по предмету, раскрываются особенности содержания курса, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном плане.
Примерное тематическое планирование
-включает перечень основного изучаемого материала, распределение его по разделам с указанием примерного числа часов на их изучение.
-описание видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
Примерные учебные программы
1
- Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы)
- Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы)
2
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы)
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы)
3
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы)
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы)
Приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016 г.
«Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»
Что такое авторская программа ?
- Авторская программа - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа
Рабочая программа
- это документ, созданный
на основе примерной или
авторской программы,
с учетом целей и задач образовательной программы
учреждения и
отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Рабочая программа
- это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины,
в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету.
Отличия примерной программы от рабочей программы
Рабочая программа составляется на основе:
Закон «Об образовании»
Государственный стандарт
Примерные программы по отдельным учебным предметам
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию
Требования к оснащению образовательного процесса
Функции рабочей программы
Нормативная функция
Информационно-методическая функция
-определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме
Организационно-планирующая функция
-позволяет получить представления о целях, содержании , последовательности изучения материала.
-выделение этапов обучения. структурирование учебного материала
Задача учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента учащихся
Составители рабочей программы
Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей
Составитель имеет право:
- расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в стандарте и примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами;
- конкретизировать требования к результатам освоения
ООП учащимися;
- включать материал регионального компонента по
предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач,
методики и технологии обучения
Что значит составить рабочую учебную программу ?
1 . сравнить содержание примерных программ и содержание Стандарта;
2. сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием Стандарта;
3. выявить расхождения, зафиксировать их;
4. добавить на Ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
5.перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Алгоритм разработки рабочей программы
1. Сопоставить Стандарт с содержанием примерной программы
2. Дополнит ь рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в Стандарте, но не включенными в примерную программу.
3. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
4. Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
5. Разработать новый календарно-тематический план
6. Определить результаты усвоения программы (УУД).
7. Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
8. Составить пояснительную записку.
9. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
10. Утвердить рабочую программу.
Структура рабочей программы
Титульный лист
Пояснительная записка
Основное содержание
Тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся
Критерии и нормы оценки результатов освоения
основной образовательной программы
Календарно – тематическое планирование
Титульный лист рабочей программы
- Полное наименование ОУ
- Гриф утверждения РП
- Наименование учебного предмета, курса, модуля
- Уровень программы
(базовый , профильный)
- Параллель , класс
- Сведения о составителе(ях) (Ф.И.О.)
- Название города, год составления программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы
Цели и задачи изучения предмета « История »
Авторская программа и УМК
Общая характеристика учебного предмета
Место предмета «История» в базисном учебном плане
Результаты изучения предмета «История»
Содержание программы ( 1 вариант )
7 класс
История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч)
Введение (1 ч). «История Отечества» – новый учебный курс. Его особенности и место среди других школьных предметов.
Тема 1. Древняя Русь (7 ч)
Наш край в древности . Появление первобытных людей на территории Европы, их миграции. Освоение территории края. Занятия и быт древнейшего населения. Зарождение религиозных верований. Бронзовый век на территории нашего края. Создание древнейших курганов. Ранний железный век на территории Луганщины. Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые племена в степном регионе: племена киммерийцев, скифов, сарматов. Древнейшие цивилизации. Киммерия. Великая и Малая Скифия. Сарматия.
Восточные славяне во II–VII веках . Активное расселение славян в V–VII вв. в период Великого переселения народов. Антский племенной союз. Быт, культура, верования восточных славян. Военно-политические союзы восточнославянских племен.
Содержание программы ( 2 вариант)
Класс
Краткое содержание
программного материала
Количество учебных часов
( основные разделы, темы курса)
Учебно-тематический план 7 класс История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч.)
Содержание программного материала
Количество часов
Введение
1
Тема 1. Древняя Русь
Тема 2. Древняя Русь в ІХ–ХІ веках
7
5
Тема 3. Период политической раздробленности и удельных княжеств Древней Руси
6
Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии
5
Тема 5. Московская Русь
6
Повторительно-обобщающие уроки
4
Резерв
1
Итого
35
Требования к уровню подготовки учащихся
проектируются на основе :
1. Государственного образовательного стандарта
2. Примерной программы по предметам .
Требования к уровню подготовки учащихся
« УЧЕНИК НАУЧИТСЯ»
« УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬНАУЧИТЬСЯ »
ЗНАТЬ
УМЕТЬ
В требованиях, как правило, отражаются:
- основные идеи и система ценностей, формируемые учебным
предметом;
- конечная система или комплекс знаний;
- перечень личностных, метапредметных и предметных
результатов
Результаты изучения предмета «История»
Личностные
Предметные
Метапредметные
Критериии и нормы оценивания результатов освоения ООП
- Система контролирующих материалов ( тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценивания освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения
- проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала
- Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом
- Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий
- Обобщенная оценка личностных результатов освоения учащимися ООП должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований
Календарно-тематическое планирование
- Тип урока, цель урока;
- Планируемые результаты;
- Домашнее задание;
- Страницы учебника рабочей тетради;
- Материалы к уроку;
- Словарные слова;
- Основные понятия и т.д.
Содержание курса
Тема урока
Характеристика
учебной деятельности
Дата планируемая, фактическая
Базовая часть
Вариативная часть
Виды шаблонов КТП
№
Дата
Тема
Тип урока
Цели
Предметные
Результаты
Универсальные
д\з
Учебные
обучения
Действия (УУД)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
Цели урока
часов
Формируемые
Виды контроля
понятия УУД
Страницы учебника и тетради
дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты освоения материала
Универсальные
Учебные
Действия (УУД)
№
п\п
Количество часов
Тема урока
Дата проведения
по плану
по факту
Порядок утверждения и согласования рабочей программы
- РП рассматривается на заседании МО учителей на предмет соответствия требованиям Стандарта, целям ОУ. Решение МО отражается в протоколе заседания. На последней странице РП внизу слева ставится гриф рассмотрения ( РАССМОТРЕНО, протокол № _ от ___ (дата)
- РП анализируется заместителем директора по УВР на предмет соответствия РП учебному плану ОУ и требованиям Стандарта, проверяется наличие учебника). На последней странице РП внизу слева ставится гриф согласования (СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись), расшифровка подписи, дата.
- 3. Утверждение директором ОУ
( УТВЕРЖДАЮ на титульном листе, подпись, расшифровка подписи, дата).
Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью
Махно Лариса Ивановна ,
учитель начальных классов МОУ"Таврическая гимназия"
Омская область р.п.Таврическое