СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология составления рабочей программы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Технология составления рабочей программы" - презентация, которая может быть использована на методических мероприятиях различного рода для всех категорий педагогов: как молодых специалистов. так и более опытных, т.к. педагоги нашей молодой республики все еще испытывают трудности при написании РП.

Просмотр содержимого документа
«"Технология составления рабочей программы"»

 ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   И.о. заведующей ГБОУ «Кировский методический кабинет» И. А. Лужеренко

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

И.о. заведующей ГБОУ

«Кировский методический кабинет»

И. А. Лужеренко

Типы учебных программ   примерная учебная программа авторская учебная программа рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины

Типы учебных программ

  • примерная учебная программа
  • авторская учебная программа
  • рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины
Примерная учебная программа  — это документ, рекомендуемый Министерством образования и науки Российской Федерации , который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;  Статус примерной программы по истории — определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса; — является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех образовательных учреждений.

Примерная учебная программа

это документ, рекомендуемый Министерством образования и науки Российской Федерации , который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;

Статус примерной программы по истории

определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса;

является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех образовательных учреждений.

Функции примерной учебной программы Информационно-методическая ( определяет цели, содержание, общую стратегию обучения средствами конкретного предмета) ; Организационно-планирующая (конкретизация содержания образовательного стандарта по отдельному учебному предмету).

Функции примерной учебной программы

  • Информационно-методическая ( определяет цели, содержание, общую стратегию обучения средствами конкретного предмета) ;
  • Организационно-планирующая (конкретизация содержания образовательного стандарта по отдельному учебному предмету).
Примерная программа не может использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержит распределение учебного материала по годам обучения отдельным темам!

Примерная программа не может использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержит распределение учебного материала по годам обучения отдельным темам!

Структура примерной программы . Пояснительная записка Содержание курса -определяются цели обучения по предмету, раскрываются особенности содержания курса, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном плане.  Примерное тематическое планирование -включает перечень основного изучаемого материала, распределение его по разделам с указанием примерного числа часов на их изучение. -описание видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Структура примерной программы

  • .

Пояснительная записка

Содержание курса

-определяются цели обучения по предмету, раскрываются особенности содержания курса, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном плане.

Примерное тематическое планирование

-включает перечень основного изучаемого материала, распределение его по разделам с указанием примерного числа часов на их изучение.

-описание видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Примерные учебные программы  1 Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы) Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы) 2 Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы) Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы) 3 Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы) Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы) Приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016 г.  «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного  уровней преподавания»

Примерные учебные программы

1

  • Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы)
  • Примерная программа основного общего образования по предмету (5-9 классы)

2

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы)
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) (10-11 классы)

3

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы)
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (профильный уровень)(10-11 классы)

Приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016 г.

«Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного  уровней преподавания»

Что такое авторская программа ? Авторская программа - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Что такое авторская программа ?

  • Авторская программа - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа

- это документ, созданный

на основе примерной или

авторской программы,

с учетом целей и задач образовательной программы

учреждения и

отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету.

Рабочая программа

  • это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины,

в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету.

Отличия примерной программы от рабочей программы

Отличия примерной программы от рабочей программы

Рабочая программа составляется на основе: Закон «Об образовании» Государственный стандарт Примерные программы по отдельным учебным предметам Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию Требования к оснащению образовательного процесса

Рабочая программа составляется на основе:

Закон «Об образовании»

Государственный стандарт

Примерные программы по отдельным учебным предметам

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

Перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию

Требования к оснащению образовательного процесса

Функции рабочей программы  Нормативная функция   Информационно-методическая функция  -определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме  Организационно-планирующая функция -позволяет получить представления о целях, содержании , последовательности изучения материала.  -выделение этапов обучения. структурирование учебного материала

Функции рабочей программы

Нормативная функция

Информационно-методическая функция

-определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме

Организационно-планирующая функция

-позволяет получить представления о целях, содержании , последовательности изучения материала.

-выделение этапов обучения. структурирование учебного материала

Задача учебной рабочей программы  – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента учащихся

Задача учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента учащихся

Составители рабочей программы  Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей  Составитель имеет право: расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами; конкретизировать требования к результатам освоения  ООП учащимися; включать материал регионального компонента по  предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач,  методики и технологии обучения

Составители рабочей программы

Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей

Составитель имеет право:

  • расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в стандарте и примерной программе;
  • конкретизировать и детализировать темы;
  • распределять учебный материал по годам обучения;
  • распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами;
  • конкретизировать требования к результатам освоения

ООП учащимися;

  • включать материал регионального компонента по

предмету;

  • выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач,

методики и технологии обучения

Что значит составить рабочую учебную программу ? 1 . сравнить содержание примерных программ и содержание Стандарта; 2. сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием Стандарта; 3. выявить расхождения, зафиксировать их; 4. добавить на Ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; 5.перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.

Что значит составить рабочую учебную программу ?

1 . сравнить содержание примерных программ и содержание Стандарта;

2. сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием Стандарта;

3. выявить расхождения, зафиксировать их;

4. добавить на Ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;

5.перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.

Алгоритм разработки рабочей программы 1. Сопоставить Стандарт с содержанием примерной программы 2. Дополнит ь рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в Стандарте, но не включенными в примерную программу. 3. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. 4. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. 5. Разработать новый календарно-тематический план 6. Определить результаты усвоения программы (УУД). 7. Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. 8. Составить пояснительную записку. 9. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. 10. Утвердить рабочую программу.

Алгоритм разработки рабочей программы

1. Сопоставить Стандарт с содержанием примерной программы

2. Дополнит ь рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в Стандарте, но не включенными в примерную программу.

3. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.

4. Провести организацию и структурирование отобранного содержания.

5. Разработать новый календарно-тематический план

6. Определить результаты усвоения программы (УУД).

7. Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.

8. Составить пояснительную записку.

9. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.

10. Утвердить рабочую программу.

Структура рабочей программы Титульный лист Пояснительная записка  Основное содержание Тематический план Требования к уровню подготовки учащихся Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы Календарно – тематическое планирование

Структура рабочей программы

Титульный лист

Пояснительная записка

Основное содержание

Тематический план

Требования к уровню подготовки учащихся

Критерии и нормы оценки результатов освоения

основной образовательной программы

Календарно – тематическое планирование

Титульный лист рабочей программы Полное наименование ОУ Гриф утверждения РП Наименование учебного предмета, курса, модуля  Уровень программы  (базовый , профильный) Параллель , класс Сведения о составителе(ях) (Ф.И.О.) Название города, год составления программы

Титульный лист рабочей программы

  • Полное наименование ОУ
  • Гриф утверждения РП
  • Наименование учебного предмета, курса, модуля
  • Уровень программы

(базовый , профильный)

  • Параллель , класс
  • Сведения о составителе(ях) (Ф.И.О.)
  • Название города, год составления программы

Пояснительная записка Нормативно-правовая основа рабочей программы  Цели и задачи изучения предмета « История » Авторская программа и УМК Общая характеристика учебного предмета Место предмета «История» в базисном учебном плане Результаты изучения предмета «История»

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа рабочей программы

Цели и задачи изучения предмета « История »

Авторская программа и УМК

Общая характеристика учебного предмета

Место предмета «История» в базисном учебном плане

Результаты изучения предмета «История»

Содержание программы  ( 1 вариант ) 7 класс История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч) Введение (1 ч). «История Отечества» – новый учебный курс. Его особенности и место среди других школьных предметов.   Тема 1. Древняя Русь (7 ч)  Наш край в древности . Появление первобытных людей на территории Европы, их миграции. Освоение территории края. Занятия и быт древнейшего населения. Зарождение религиозных верований. Бронзовый век на территории нашего края. Создание древнейших курганов. Ранний железный век на территории Луганщины. Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые племена в степном регионе: племена киммерийцев, скифов, сарматов. Древнейшие цивилизации. Киммерия. Великая и Малая Скифия. Сарматия.  Восточные славяне во II–VII веках . Активное расселение славян в V–VII вв. в период Великого переселения народов. Антский племенной союз. Быт, культура, верования восточных славян. Военно-политические союзы восточнославянских племен.

Содержание программы ( 1 вариант )

7 класс

История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч)

Введение (1 ч). «История Отечества» – новый учебный курс. Его особенности и место среди других школьных предметов.

  Тема 1. Древняя Русь (7 ч)

Наш край в древности . Появление первобытных людей на территории Европы, их миграции. Освоение территории края. Занятия и быт древнейшего населения. Зарождение религиозных верований. Бронзовый век на территории нашего края. Создание древнейших курганов. Ранний железный век на территории Луганщины. Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые племена в степном регионе: племена киммерийцев, скифов, сарматов. Древнейшие цивилизации. Киммерия. Великая и Малая Скифия. Сарматия.

Восточные славяне во II–VII веках . Активное расселение славян в V–VII вв. в период Великого переселения народов. Антский племенной союз. Быт, культура, верования восточных славян. Военно-политические союзы восточнославянских племен.

Содержание программы  ( 2 вариант)   Класс Краткое содержание программного материала Количество учебных часов ( основные разделы, темы курса)

Содержание программы ( 2 вариант)

  Класс

Краткое содержание

программного материала

Количество учебных часов

( основные разделы, темы курса)

Учебно-тематический план  7 класс  История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч.)    Содержание программного материала Количество часов Введение 1  Тема 1. Древняя Русь Тема 2. Древняя Русь в ІХ–ХІ веках 7 5 Тема 3. Период политической раздробленности и удельных княжеств Древней Руси 6 Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии 5 Тема 5. Московская Русь 6 Повторительно-обобщающие уроки 4 Резерв 1 Итого 35

Учебно-тематический план 7 класс История Отечества с древнейших времен до конца XV века (35 ч.)

Содержание программного материала

Количество часов

Введение

1

Тема 1. Древняя Русь

Тема 2. Древняя Русь в ІХ–ХІ веках

7

5

Тема 3. Период политической раздробленности и удельных княжеств Древней Руси

6

Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии

5

Тема 5. Московская Русь

6

Повторительно-обобщающие уроки

4

Резерв

1

Итого

35

Требования к уровню подготовки учащихся  проектируются на основе : 1. Государственного образовательного стандарта 2. Примерной программы по предметам .

Требования к уровню подготовки учащихся

проектируются на основе :

1. Государственного образовательного стандарта

2. Примерной программы по предметам .

Требования к уровню подготовки учащихся  « УЧЕНИК НАУЧИТСЯ» « УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬНАУЧИТЬСЯ » ЗНАТЬ УМЕТЬ В требованиях, как правило, отражаются:  основные идеи и система ценностей, формируемые учебным  предметом;  конечная система или комплекс знаний;  перечень личностных, метапредметных и предметных  результатов

Требования к уровню подготовки учащихся

« УЧЕНИК НАУЧИТСЯ»

« УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬНАУЧИТЬСЯ »

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

В требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным

предметом;

  • конечная система или комплекс знаний;
  • перечень личностных, метапредметных и предметных

результатов

Результаты изучения предмета «История» Личностные Предметные Метапредметные

Результаты изучения предмета «История»

Личностные

Предметные

Метапредметные

Критериии и нормы оценивания результатов освоения ООП Система контролирующих материалов ( тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценивания освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий  Обобщенная оценка личностных результатов освоения учащимися ООП должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований

Критериии и нормы оценивания результатов освоения ООП

  • Система контролирующих материалов ( тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценивания освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения
  • проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала
  • Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом
  • Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий
  • Обобщенная оценка личностных результатов освоения учащимися ООП должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований
Календарно-тематическое планирование Тип урока, цель урока; Планируемые результаты; Домашнее задание; Страницы учебника рабочей тетради; Материалы к уроку; Словарные слова; Основные понятия и т.д.  Содержание курса  Тема урока  Характеристика учебной деятельности   Дата планируемая, фактическая Базовая часть Вариативная часть

Календарно-тематическое планирование

  • Тип урока, цель урока;
  • Планируемые результаты;
  • Домашнее задание;
  • Страницы учебника рабочей тетради;
  • Материалы к уроку;
  • Словарные слова;
  • Основные понятия и т.д.

Содержание курса

Тема урока

Характеристика

учебной деятельности

Дата планируемая, фактическая

Базовая часть

Вариативная часть

Виды шаблонов КТП № Дата Тема Тип урока Цели Предметные Результаты Универсальные д\з Учебные обучения Действия (УУД) № п\п Тема урока Кол-во Цели урока часов Формируемые Виды контроля   понятия УУД   Страницы учебника и тетради дата Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения материала Универсальные Учебные Действия (УУД) № п\п   Количество часов Тема урока Дата проведения по плану  по факту

Виды шаблонов КТП

Дата

Тема

Тип урока

Цели

Предметные

Результаты

Универсальные

д\з

Учебные

обучения

Действия (УУД)

п\п

Тема урока

Кол-во

Цели урока

часов

Формируемые

Виды контроля

  понятия УУД

 

Страницы учебника и тетради

дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные

Учебные

Действия (УУД)

п\п

 

Количество часов

Тема урока

Дата проведения

по плану

по факту

Порядок утверждения и согласования рабочей программы РП рассматривается на заседании МО учителей на предмет соответствия требованиям Стандарта, целям ОУ. Решение МО отражается в протоколе заседания. На последней странице РП внизу слева ставится гриф рассмотрения ( РАССМОТРЕНО, протокол № _ от ___ (дата) РП анализируется заместителем директора по УВР на предмет соответствия РП учебному плану ОУ и требованиям Стандарта, проверяется наличие учебника). На последней странице РП внизу слева ставится гриф согласования (СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись), расшифровка подписи, дата. 3. Утверждение директором ОУ  ( УТВЕРЖДАЮ на титульном листе, подпись, расшифровка подписи, дата).

Порядок утверждения и согласования рабочей программы

  • РП рассматривается на заседании МО учителей на предмет соответствия требованиям Стандарта, целям ОУ. Решение МО отражается в протоколе заседания. На последней странице РП внизу слева ставится гриф рассмотрения ( РАССМОТРЕНО, протокол № _ от ___ (дата)
  • РП анализируется заместителем директора по УВР на предмет соответствия РП учебному плану ОУ и требованиям Стандарта, проверяется наличие учебника). На последней странице РП внизу слева ставится гриф согласования (СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись), расшифровка подписи, дата.
  • 3. Утверждение директором ОУ

( УТВЕРЖДАЮ на титульном листе, подпись, расшифровка подписи, дата).

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью    Махно Лариса Ивановна , учитель начальных классов  МОУ

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью

Махно Лариса Ивановна ,

учитель начальных классов МОУ"Таврическая гимназия"

Омская область р.п.Таврическое