Технология «УЧЕБНЫЙ ПОРТФОЛИО» в образовательном процессе
Основной смысл портфолио – "ПОКАЗАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН"
Педагогическая философия портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что не знаешь и не умеешь, на то, что знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
ПОРТФОЛИО
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в определенный период обучения;
- это коллекция работ и результатов, которая демонстрирует личные усилия, прогресс и достижения в различных областях;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, которые можно использовать в обучении;
- дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены;
- позволяет учитывать результаты, достигнутые тобой в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной;
- доказательство прогресса обучения по результатам учения
1. ПОРТРЕТ 2. КОЛЛЕКТОР 3. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ 4. ДОСТИЖЕНИЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО:
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ
Автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом.
Это может быть:
- эссе,
- синквейн,
- фотография,
- стихотворение,
- рисунок
- и т.д.
Рубрики для раздела «ПОРТРЕТ»
«Неотправленные письма»: неопубликованные размышления на тему.
«Стимулы к учебе»: примеры неудач, которые Вы сумели преодолеть с помощью активного учения
«Стимулы успеха»: что в ходе работы помогало Вашему прогрессу.
«Мои открытия»: информация, которая удивила, закономерности, которые Вы установили самостоятельно.
КОЛЛЕКТОР
КОЛЛЕКТОР
Представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую Вы собираете в соответствии с темой портфолио.
Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от учителя, любой иллюстративный материал и т.д. – одним словом, все, что связано с тематикой портфолио, но не является продуктом осмысления автора портфолио.
«КОЛЛЕКТОР» – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам, а может и не использоваться вообще, но в момент сбора информации она казалась актуальной.
РУБРИКИ ДЛЯ РАЗДЕЛА «КОЛЛЕКТОР»
- «Теоретический монолог»: собираются основные теоретические положения по теме портфолио.
- «Что бы это значило?»: понятийно-терминологический словарь.
- «Статистические данные»: информация в цифрах и фактах.
- «Законы, принципы, правила»: теоретические основы рассматриваемого материала
и т.д.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
Раздел, включающий информацию, которая была использована в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий:
графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.),
тексты сообщений и докладов;
различные творческие работы;
выполненные контрольные и самостоятельные работы;
материалы по проектной деятельности…
Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода заданий и работ, выполненных Вами в процессе сбора портфолио
РУБРИКИ ДЛЯ РАЗДЕЛА «РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ»
«Письменная работа»
«График-органайзер»
«Вопросы, оставшиеся без ответов»
«Вредные советы» - «Полезные советы»
«Одна голова хорошо, а две – лучше»
«Где и когда я смогу использовать…»
«Банк идей»
- «Где и когда я смогу использовать…» «Банк идей»
- «Где и когда я смогу использовать…» «Банк идей»
«Что будет, если…»
- «Что будет, если…»
- «Что будет, если…»
- «Что будет, если…»
«Диверсант»
«Девиз темы»
«Эмблема темы»
«Реклама темы»
- «Диверсант» «Девиз темы» «Эмблема темы» «Реклама темы»
- «Диверсант» «Девиз темы» «Эмблема темы» «Реклама темы»
- «Диверсант» «Девиз темы» «Эмблема темы» «Реклама темы»
- «Диверсант» «Девиз темы» «Эмблема темы» «Реклама темы»
«Темы для исследования»
«Курьезы, анекдоты, «ляпы» по теме»
«Параллельные миры»
ДОСТИЖЕНИЯ
ДОСТИЖЕНИЯ
Раздел является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении.
Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы учителей и учащихся о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д.
Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор портфолио поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
Рубрики для раздела «ДОСТИЖЕНИЯ»
«Неотправленные письма»: неопубликованные размышления на тему.
«Стимулы к учебе»: примеры неудач, которые Вы сумели преодолеть с помощью активного учения
«Стимулы успеха»: что в ходе работы помогало Вашему прогрессу.
«Мои открытия»: информация, которая удивила, закономерности, которые Вы установили самостоятельно.
«Размышления о занятии»: рефлексивный анализ учебных занятий.
ПОРТФОЛИО ДОЛЖЕН ВКЛЮЧАТЬ ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТА:
- Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
- Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
- Самоанализ и взгляд в будущее.
СОСТАВ ПОРТФОЛИО ЗАВИСИТ ОТ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
В первую очередь ответь сам себе на вопрос: Зачем Вы изучаете данную тему и включились в данную деятельность?
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО
- оценивается только процесс и характер работы над портфолио;
- оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
- портфолио не оценивается, а Вы выбираете отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ УЧЕБНЫЙ ПОРТФОЛИО?
- Самый высокий уровень (отлично) - портфолио характеризуется всесторонностью, свидетельствует о больших приложенных усилиях, очевидном личном прогрессе и творческом отношении к предмету.
- Высокий уровень (хорошо) - портфолио демонстрирует солидные знания и умения, но в нем может быть не значительно выражен элемент творчества и оригинальности.
- Средний уровень (удовлетворительно) - элемент творчества отсутствует, не продемонстрированы прикладные умения.
- Слабый уровень - неинформационный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях автора (отрывочные задания из разных категорий, не полностью выполненные задания, невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности знаний).
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПОРТФОЛИО:
таблица «П.С.В.» (Положительно. Советы, Вопросы);
таблица «Д.В.П.» (Достоинства. Вопросы. Пожелания);
таблица «И.Т.О.Г.» (Интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые наиболее раскрыты или обоснованы. Общие советы, рекомендации. Главные выводы);
Произвольная письменная рецензия .
Трансфертный лист
Тема портфолио ________________
Я считаю, что...
(мнение о портфолио)
Особенно удачным является...
(достоинства; за что надо похвалить)
В то же время я посоветовала бы...
(рекомендации)
Не кажется ли Вам, что …
(основные замечания)
Работу читал: Работу писал:
ПО СОДЕРЖАНИЮ ВОЗМОЖНО ВЫДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ПОРТФОЛИО:
а) портфолио достижений: включает в себя результаты работы по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами;
б) рефлексивный портфолио: включает в себя материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов учебной работы автора портфолио; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д. Содержание портфолио может быть связано с работой по конкретной проблеме;
в) проблемно-ориентированный портфолио: чаще всего используется и исследовании и включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;
г) портфолио для развития навыков высшего мышления: включает материалы, отражающие процесс работы на уровне анализа – синтеза – оценивания;
д) тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу в рамках той или иной темы или модуля.
В ПОРТФОЛИО МОГУТ ВХОДИТЬ:
домашние работы; результаты проверочных и контрольных работ, тестов; результаты групповой работы, в том числе черновики и схемы; алгоритмы решения учебных задач; проекты; письменные творческие работы; краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ; аудио- и видеоматериалы; фотографии; «график-органайзеры», схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, анкеты и результаты их обработки; отчеты об интервьюировании вопросы, возникающие в ходе работы; листы, дневники наблюдений; рефлексия общих особенностей своего учения; самооценка; письма преподавателю/члену своей семьи, однокласснику и т.д., связанные с содержанием портфолио или процессом работы над ним; постановка и обоснование целей будущего обучения/исследования; краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио; компьютерные программы; описание лабораторных работ и экспериментов; образцы изобразительного творчества; грамоты, сертификаты, справки и другие знаки личных достижений учащегося.
ДОСТОИНСТВА ПОРТФОЛИО
Прекрасное средство углубления и
оформления познавательных интересов,
развития интеллектуальных и
рефлексивных способностей,
комплексной проверки уровня
усвоения учебного материала,
укрепления желания учиться,
и создания ситуации успеха.
НЕДОСТАТКИ ПОРТФОЛИО
Внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию.
Внедрение портфолио требует от учителя и от учащихся новых организационных и познавательных умений.
Возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
К недостаткам можно отнести и высокий уровень
субъективности оценки, размытость некоторых
критериев оценки элементов состава портфолио и
трудоемкость процесса их проверки и оценки.